По фамилии Степанов и по имени Степан

Эталон справедливости, доброты и чести. Литературный персонаж, который сейчас бы могли назвать культовым, но на самом деле он — любимый. Для множества мальчишек и девчонок, что выросли на этой истории и читают строчки Сергея Михалкова своим детям, а кто уже и внукам. Так из поколения в поколение сопереживают добродушному великану: то одежду не может подобрать, то за маской на карнавале укрыться — и находят в строчках поэмы пример для подражания. Обычные ежедневные подвиги настоящего героя. Вспоминаем 10 фактов из жизни Дяди Степы и его создателя вместе с Натальей Летниковой.
В пионерский лагерь — за вдохновением. Конкурс пионерской песни Московского комитета комсомола в 1935 году позвал Сергея Михалкова в дорогу. В детский подмосковный лагерь. Молодой поэт-песенник работал вожатым, ходил в походы, вел неспешные разговоры у костра, удил рыбу. Впечатления о пионерском лете стали детскими стихами, которые напечатал журнал «Пионер». В этом же году Михалков написал первую детскую поэму — «Дядя Степа».
«Я писал первую часть как-то очень легко», — рассказывал впоследствии сам поэт. И за печатью дело не стало. Редактор «Пионера» журналист и писатель Борис Ивантер напечатал поэму в седьмом номере журнала за 1935 год. Даже не дожидаясь рисунков великана, чтобы не мешкать с публикацией. Первыми иллюстрациями к поэме стали фотографии самого автора, которого за высокий рост и добрые глаза невольно сравнивали с литературным персонажем. Так Сергей Михалков проснулся знаменитым среди маленькой по возрасту, но очень требовательной аудитории.

Оценка мэтров. Корней Чуковский предрекал Дяде Степе долгую литературную жизнь — и не ошибся. Высоко оценил поэму о высоком гражданине и Самуил Маршак. Прочитал «Дядю Степу» прямо в присутствии молодого автора, пожелал литературному герою «подрасти духовно». «И если впоследствии я не счел своего «Дядю Степу» случайным эпизодом в литературной работе, а продолжил трудиться для юного читателя, — в этом, может быть, прежде всего заслуга Самуила Яковлевича Маршака», — рассказывал Сергей Михалков.

В печать! С иллюстрациями… Отдельной книгой «Дядя Степа» вышел в свет в 1936 году в издательстве «Детская литература». Впервые нарисовал Степана Степанова известный художник, создатель легендарного Мурзилки — Аминадав Каневский. Входным билетом в мир книжной иллюстрации Дядя Степа стал для художника Германа Мазурина. Свой образ обаятельного великана создавали Константин Ротов — автор панно Советского павильона на Нью-Йоркской выставке; Ювеналий Коровин, чьи работы находятся в Третьяковской галерее; и один из отцов-основателей советской мультипликации — Владимир Сутеев.
«Дядя Степа — милиционер». «Пограничник», «Новый мир», «Пионер», «Пионерская правда». Эти не пересекающиеся по читателю издания в 1954 году объединил общий материал — поэма «Дядя Степа — милиционер». Сам автор рассказал в предисловии в «Пионере» об одной встрече — с милиционером… двухметрового роста. «Выше всех милиционеров, каких я когда-либо видел в своей жизни!» И в дружеской беседе выяснилось, что милиционер тоже был когда-то моряком. Так появилась идея новой поэмы, которая принесла детям радость, а ее создателю — Вторую премию МВД СССР.

По просьбам читателей. «Дядя Степа и Егор». Неподдельный интерес к семье любимого великана воспитанников детского сада, с которыми встречался Сергей Михалков, заставили снова взяться за перо. Юный читатель переживал — не одинок ли их любимец? А у Степы дети есть? «Что скажу ему в ответ? / Тяжело ответить «нет». Так Степан обрел семью: жену Марусю и сына Егора — ребенка образцового, спортсмена и — в духе времени — будущего космонавта. «Я друзья скажу вам сразу: / Эта книжка по заказу», — признается поэт. Опубликована детская история в самом что ни на есть серьезном периодическом издании — газете «Правда».
Дядя Степа в бронзе. Двухметровый постовой увековечен не только в детской литературе. Пятиметровый Степан Степанов застыл в бронзе на улицах Самары, как и водится — в окружении детей. Местные жители угадывают в памятнике черты служившего на этом участке — тогда еще города Куйбышева — участкового Олега Малинина. Памятник работы Зураба Церетели — подарок городу от знаменитого скульптора. Работу по отливке статуи он выполнил бесплатно. В столице бронзовый Дядя Степа «поселился» у здания областного ГИБДД в Слесарном переулке, а на Кузбассе — в городе Прокопьевске.
Экранная жизнь. Спустя три года после литературной премьеры — Дядя Степа уже на экране. Один из первых на «Союзмультфильме». По сценарию Сергея Михалкова и заместителя главреда журнала «Крокодил» Николая Адуева черно-белую историю нарисовал и заставил ожить Владимир Сутеев. Спустя четверть века вышло уже цветное продолжение жизнеописания знаменитого великана — «Дядя Степа — милиционер». Над мультфильмом 1964 года работал создатель экранного Чебурашки, художник-постановщик Леонид Шварцман.
«Дядя Степа — ветеран». Заключительная часть истории о знаменитом великане, хоть и на пенсии, но, как всегда, полном задора и оптимизма. Дядя Степа участвует в «Зарнице», клеймит курильщиков, гуляет по Парижу, поднимает бокал шампанского за французских коммунистов и, наконец, становится дедом. При этом — «Как и прежде, Дядя Степа/ Крепко дружит с детворой». И детвора всех поколений отвечает взаимностью и родители балуют вниманием, раскупив за годы существования литературного персонажа более 20 миллионов книг.
Витамин смеха от Сергея Михалкова. «Юмор в детской литературе — дело серьезное и большое. Витамин смеха необходим детям», — уверял поэт. А еще детям просто необходимы стихи Сергея Михалкова. «А что у вас?» и «Про Фому», «Веселые путешественники» и «Финтифлюшкин» и воплощенная на страницах Михалкова мечта, пожалуй, каждого ребенка — «Праздник непослушания». Произведения Сергея Михалкова изданы в стране общим тиражом 300 млн экземпляров и появляются на книжных прилавках вот уже более 80 лет. Хоть сам автор скромно замечал: «Не я выбрал детей, а дети выбрали меня. Почему? Для меня это тайна».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна