От поколения к generation: отечественные фильмы о молодежи

От идейных энтузиастов до бунтарей и топ-менеджеров — образ молодежи в нашем кино менялся от десятилетия к десятилетию.

Энтузиасты на службе Родине (1920–50-е)

Герои фильмов 1920–50-х — это большей частью идейные энтузиасты на службе своей стране.
Одной из первых лент с молодыми главными героями стал приключенческий фильм «Красные дьяволята», снятый Иваном Перестиани по одноименной повести Павла Бляхина в 1923 году. В центре сюжета — история юных жителей украинского села, решивших сформировать свой небольшой отряд для борьбы с махновцами. Немой фильм пользовался огромным успехом у публики того времени. Через 43 года по мотивам этой истории были сняты «Неуловимые мстители» режиссера Эдмонда Кеосаяна.
В 1936 году на экраны вышел фильм «Семеро смелых». Первая звуковая картина Сергея Герасимова — история о комсомольцах-полярниках, зимующих в Арктике. Герои фильма — романтики и искатели приключений. Режиссер открыл публике актера Петра Алейникова, сыгравшего повара Молибогу, который добрался до Арктики зайцем.
Главная героиня фильма Юрия Райзмана «Машенька» (1942 год) — простая советская девушка. Она работает телеграфисткой, мечтает, рассуждает об учении Маркса и возможности полета в космос. Машеньку сыграла Валентина Караваева, для нее это была первая главная роль. Через год вся съемочная группа получила Сталинскую премию второй степени, и Караваева стала ее самым юным лауреатом в истории (ей был всего 21 год).
Милейшие советские девушки предстают перед зрителем и в фильме «Сердца четырех» (реж. Константин Юдин, 1941). Кинокартина о двух сестрах, серьезной преподавательнице математики и легкомысленной студентке, была снята прямо перед самой войной. Прокат водевильной комедии пришлось отложить до января 1945 года.
Молодежь СССР, как правило, ставила общественное превыше личного. Такой была и героиня комедии Юрия Чулюкина «Неподдающиеся» Надя Берестова. Она занималась перевоспитанием «трудных» заводских рабочих, чтобы улучшить показатели их бригады. На Всесоюзном фестивале в Минске фильм был признан лучшей комедией, награды получили исполнители главных ролей — Надежда Румянцева и Юрий Белов.

Романтики и мечтатели (1960-е)

В 1960-е с наступлением оттепели в советском кинематографе начали появляться фильмы о другой молодежи — лиричной и рефлексирующей.
«Застава Ильича» Марлена Хуциева, знаковый фильм эпохи, в советском прокате вышел под названием «Мне двадцать лет». Главные герои фильма — три товарища, выросшие в одном московском дворе. Представители поколения шестидесятников, они отзывчивы к любым переменам в мире, задаются вопросами о смысле жизни и о том, что оставят после себя.
Никита Хрущев же заявил, что образ советской молодежи показан неправдоподобно. На встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства он сказал: «…даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, будто не знают, как им жить и к чему стремиться».
После многочисленных замечаний вождя фильм пришлось серьезно менять: некоторые эпизоды были вырезаны, некоторые — пересняты. Только в 1988 году была восстановлена и показана первоначальная версия картины.
По сценарию автора «Заставы Ильича» Геннадия Шпаликова снят и другой характéрный фильм о молодежи 1960-х — «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. Советский кинорежиссер Михаил Ромм писал о нем: «Картина о молодых, о том, что молодость хороша, что молодежь наша прекрасна, что вообще много добрых людей в нашем замечательном городе. Картина о тех, перед которыми жизнь только еще раскрывает двери, о тех, у кого все впереди».
Фильм снимался после картины Хуциева, но, не встретив цензурных замечаний, появился на советских экранах раньше. На Каннском фестивале картина была отмечена специальным дипломом жюри «Молодым кинематографистам за новизну и свежесть взгляда».
Комедию «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина партийное руководство охарактеризовало как «чересчур бытовую для советского экрана». Однако только в первый год проката фильм посмотрели 35 миллионов человек. И сейчас — спустя 55 лет после выхода на экраны — его с удовольствием смотрят все новые и новые поколения зрителей.
Главный герой фильма «Три дня Виктора Чернышева» режиссера Марка Осепьяна отличается от персонажей в картинах Хуциева и Данелии. Он предпочитал не вдаваться в философские размышления и жил «как все». Днем работал на заводе, вечером бесцельно проводил время в сомнительных компаниях. Для Виктора Чернышева жизнь — рутина. Ничто не приносит ему радости — ни работа, как киногероям 30-х годов, ни поиск смысла жизни, как героям «Заставы Ильича».

Наставники и воспитатели (1970-е)

В фильмах 1970-х годов появились сюжеты о молодых людях, которые пытаются изменить убеждения своих ровесников или, как тогда говорили, перевоспитать их.
«Большая перемена», один из самых знаменитых фильмов тех лет, рассказывает о перевоспитании с исключительным юмором. Молодой преподаватель вечерней школы Нестор Петрович Северов заставляет взрослых учеников изменить свой взгляд на жизнь, а они, в свою очередь, помогают учителю разобраться в себе.
Картина «Несовершеннолетние» Владимира Рогового раскрывала ту же тему, но с публицистической точностью. Герой фильма Женя вернулся из армии и помог молодым ребятам освободиться «от дурного влияния шайки хулиганов».

Романс о влюбленных

Картина «Романс о влюбленных» режиссера Андрея Кончаловского стоит особняком. Это история не об ответственности перед обществом, а о драме главных героев, которых развела судьба. Фильм был новаторским: герои в исполнении Елены Кореневой, Евгения Киндинова и Александра Збруева говорили на экране белыми стихами и пели песни в рок-обработке Александра Градского; цветные кадры чередовались с черно-белыми. Кинокритики встретили картину холодно, а вот зрители выстраивались в очереди, чтобы посмотреть «Романс о влюбленных».

Бунтари (1980-е)

В 80-е годы приоткрылся железный занавес. В кинематографе этого десятилетия максимально проявились бунтарские настроения молодых людей, желающих перемен и потерявших понимание со старшим поколением.
Иван из фильма «Курьер» Карена Шахназарова проваливает экзамены в вуз и устраивается на малопочетную (в его понимании) работу курьера. Ироничное отношение Ивана к себе, к работе, к окружающим людям, к быту, к рутине остро характеризует его внутренний разлад и дисбаланс.
Лера по кличке Авария, дочь милиционера («Авария — дочь мента»), старается как можно активнее и скандальнее выделиться из образа жизни своей правильной советской семьи.
Героиню «Маленькой Веры» тяготит однообразная и ненасыщенная событиями жизнь провинциального города.
В кинокартине Сергея Соловьева «Асса» впервые прозвучала песня Виктора Цоя «Перемен!», которая стала гимном поколения, переходящего в 90-е годы.

Правдорубы (1990-е)

Ключевыми фильмами о молодежи 90-х стали драмы Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». Данила Багров (Сергей Бодров — младший), отслужив в Чечне, возвращается домой с четко сформированными взглядами на жизнь. По его кодексу чести «сила в правде: у кого правда, тот и сильней».

Новое время

Кто станет новым героем поколения — покажет время. Возможно, это образ успешного молодого человека из фильма «Духless» (режиссер Роман Прыгунов). А возможно, кто-то еще. Поживем — увидим!
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна