Площадь Искусств в Санкт-Петербурге
Площадь Искусств Санкт-Петербурга, первоначальное название Михайловская площадь, — архитектурный ансамбль, спроектированный в первой половине XIX века великим архитектором Карлом Росси.
Единый облик площади составляют здания Михайловского дворца и Михайловского театра, дом Голенищева-Кутузова, театр Музыкальной комедии, Российский этнографический музей, Большой зал Филармонии имени Д.Д. Шостаковича и отель «Европа».
Конечно, не все здания площади были созданы при участии Росси, но, застраивая площадь, другие архитекторы использовали его проекты или имитировали стиль фасадов своих зданий.
История создания
Начало уникального облика площади положило строительство Михайловского дворца, где сегодня располагается Государственный Русский музей. Над проектом резиденции князя Михаила Павловича начиная с 1817 года работал архитектор Карл Росси, а идея строительства принадлежала отцу великого князя, императору Павлу I. Однако к реализации проекта приступили только после смерти монарха. Место выбирали долго и наконец остановились на заросшем пустыре в центре города, в северной части которого располагался основанный Петром I фруктовый сад (Третий Летний).
Росси поставил перед собой грандиозную задачу: создать новый городской ансамбль в классическом стиле, спланировав площадь и две новые улицы, получившие название Инженерная и Михайловская. Зодчий также спроектировал все выходящие на площадь фасады зданий, хотя строились они впоследствии другими архитекторами. Коренная перепланировка обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями и бытовыми постройками Третьего Летнего сада, позволила Росси связать новой Михайловской улицей площадь перед зданием Михайловского дворца с центральной магистралью города — Невским проспектом. В результате открылся вид на дворцовый фасад с изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.
Архитектор вел проект крайне тщательно, прорабатывая в эскизах все детали, от чугунной решетки и планировки парка до рисунка на паркете в залах дворца.
Строительство Михайловского дворца продолжалось до 1823 года, еще два года велась отделка интерьеров. Внешний вид главного здания и западного флигеля дворца сохранился практически без изменений. А вот из интерьеров до настоящего времени дошли только два — главный вестибюль и Белый зал.
В конце XIX столетия дворец унаследовала великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, впоследствии завещавшая его своим детям. Но так как наследники были германскими подданными, император Александр III решил выкупить дворец в казну, что сделали, правда, уже после его смерти за 4 миллиона рублей серебром. Следом, 13 апреля 1895 года, вышел именной Указ Николая II об учреждении «Русского Музея Императора Александра III», для создания которого передавался весь комплекс Михайловского дворца.
В конце XIX столетия дворец унаследовала великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, впоследствии завещавшая его своим детям. Но так как наследники были германскими подданными, император Александр III решил выкупить дворец в казну, что сделали, правда, уже после его смерти за 4 миллиона рублей серебром. Следом, 13 апреля 1895 года, вышел именной Указ Николая II об учреждении «Русского Музея Императора Александра III», для создания которого передавался весь комплекс Михайловского дворца.
В 1827 году по указу императора Николая I началось устройство перед дворцом сквера. Проект его также разработал Росси, а озеленением занимался садовник Джозеф Буш, создавший сквер в английском стиле: с зелеными газонами и широкими дорожками, по краям которых располагались клумбы из редких кустарников и цветов. Вокруг площадь была обнесена чугунной решеткой и окружена тротуаром из пудостского камня. С этого же времени площадь стала именоваться Михайловской.
Михайловский театр
Михайловский театр (площадь Искусств, д. 1) задумывался как камерная сцена для высокопоставленных гостей. Он открыл свои двери для первых зрителей 8 ноября 1833 года. Архитектор здания Александр Брюллов начал строительство в 1831 году и попытался органично вписать театр в уже сложившийся ансамбль площади. Фасад театра, которому был придан вид жилого дома, выполнен по проектам Карла Росси, чтобы гармонировать со зданием Михайловского дворца. Поэтому подлинный блеск императорского театра — серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина — открывались лишь зрителям.
В 1859 году архитектор Альберт Кавос реконструировал внутреннюю планировку и отделку театра. Он увеличил размеры зала, устроил 5-й ярус. В классических интерьерах появились элементы барокко — лепнина, кариатиды над авансценой. Эти интерьеры сохранились до нашего времени. До революции Михайловский театр не имел своей труппы и наряду с Мариинским и Александринским управлялся общей дирекцией императорских театров и использовался как дополнительная сцена. В 1918 году по инициативе А. Луначарского был создан новый музыкальный театр — Государственный Михайловский театр, который сначала показывал старые спектакли Мариинской сцены, тогда же в театре появилась постоянная труппа.
Здания площади
В 1822 году по периметру площади началось строительство частных домов. Рядом с театром в 1831 году появляется дом (площадь Искусств, д. 3), также созданный по проекту Росси. Первым его хозяином был граф Павел Васильевич Голенищев-Кутузов. Человек неоднозначный, причастный к убийству императора Павла I, храбрый воин, сражавшийся с Наполеоном, и царский чиновник, в ранге генерал-губернатора Санкт-Петербурга, участвовавший в комиссии по расследованию заговора декабристов. В 30-е годы в доме поселилась семья музыканта и композитора графа Михаила Вильегорского. Позднее, в 1835 году, семья Вильегорских переехала в соседний дом, а еще через десять лет они выкупили дом 4, принадлежавший ранее табачному фабриканту Жукову. В первой половине XIX века дом Вильегорских был одним из центров музыкальной и творческой жизни столицы, их салон посещали Пушкин, Жуковский, Вяземский, бывали Лист, Глинка, Берлиоз.
Кстати, позднее в подвале во втором дворе дома 5 находилось знаменитое литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака», открытое в 1911 году Борисом Прониным, помощником Мейерхольда. После переезда в Петербург вместе с Мейерхольдом они учредили Общество интимного театра, а «Бродячая собака» была зарегистрирована как клуб общества.
По адресу: площадь Искусств, д. 2, расположено здание школы, построенное также в классическом стиле в 1938 году архитектором Ноем Троцким. Школа возникла на месте сгоревшего в 1903 году дома Жербина, где одно время размещалась богатейшая коллекция издателя «Отечественных записок» Павла Свиньина, пока финансовые затруднения не вынудили его продать свой «Русский музеум».
Михайловскую улицу от площади к Невскому проспекту проложили в 1834–1835 годах. Тогда же угловой участок дома №9 (по Итальянской улице) был передан Дворянскому собранию. Сейчас в этом здании располагается Филармония. Автор дома, построенного в 1839 году, — архитектор Поль Жако, а фасад, как и другие фасады площади, был спроектирован Росси для Дворянского собрания Петербурга.
Первоклассный по акустике зал, вмещающий более 1500 человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни Петербурга. Здесь выступали известные музыканты ХIX века: Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Г. Малер, А. Рубинштейн, К. Шуман, П. Виардо, П. Сарасате и многие другие. Здесь же впервые прозвучали многие сочинения классиков русской музыки Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова. 12 июня 1921 года в этом здании состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии.
Справа от Русского музея (Инженерная, д. 4/1) находится здание, построенное в стиле русского неоклассицизма в начале ХХ века специально для Российского Этнографического музея (точнее для бывшего Этнографического отдела Русского музея императора Александра III). Строительство, которое вел архитектор Василий Свиньин, началось в 1903 году и длилось вплоть до 1916 года, когда была завершена внутренняя отделка помещений и установлено музейное оборудование. По другую сторону площади, практически напротив Михайловского дворца (ул. Итальянская, д. 13), расположилось здание театра Музыкальной комедии. Первоначально это был доходный дом, принадлежавший крупному коммерсанту, армянину по происхождению, И. Лазареву (Лазаряну). Здание неоднократно перестраивалось и ремонтировалось, пока в 1896 году дом не приобрел для своей фаворитки, актрисы Александринского театра Марии Потоцкой, Великий князь Николай Николаевич. После сильного пожара 1910 года здание было передано в городскую казну и по проекту инженеров И. Балбашевского и А. Максимова внутренние помещения были перестроены для театральных представлений. 18 декабря 1910 года здесь открылся театр, получивший название «Палас-театр», где ставились оперетты. В 1920 году помещение было передано Государственному театру комической оперы, в 1929 году здесь обосновался только что созданный в Петербурге «Мюзик-Холл», музыкальной частью которого заведовал композитор Исаак Дунаевский. С 1938 года в нем находится Ленинградский театр музыкальной комедии.
Еще один дом, определяющий облик сегодняшней площади, гранд-отель «Европа» (ранее гостиница «Европейская»). Здание гостиницы было построено по проекту архитектора Людвига Фонтана в 1873–1875 годах на основе двух домов: бывшего отеля Клее (где в разное время останавливались маркиз де Кюстин, М.И. Петипа, И.С. Тургенев) и доходного дома А.С. Рогова.
В 1871 году после пожара оба дома купило акционерное общество «Европейская гостиница» и после реконструкции, 28 января 1875 года, была открыта гостиница Hotel d`Europe.
С богатой гостиницей «Европейская» связана одна из петербургских легенд. Некий наследник умершего в эмиграции петербургского миллионера, будто бы сумевшего перед бегством из России спрятать золото под полом одного из номеров гостиницы, в советское время приехал в Ленинград. Ему удалось поселиться в том же номере гостиницы, и поздно ночью он вскрыл пол, нашел под паркетом металлическую коробку, укрепленную мощным болтом. Полночи он пилил, и, когда последняя перемычка была пропилена, раздался страшный грохот — в ресторанном зале нижнего этажа рухнула люстра.
В конце 90-х годов ХХ века в гостинице началась реконструкция, которая завершилась в 2008 году. И уже в 2009 году на церемонии вручения World Travel Awards в Лондоне гостиница «Гранд Отель Европа» была названа самым роскошным отелем Европы и мира. Однако среди архитекторов есть мнение, что перестройка домов Рогова и Клее — одна из серьезных градостроительных ошибок, нарушивших симметричную композицию Михайловской улицы.
Площадь искусств
После революции, согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, на Невском проспекте в 1918 году был установлен бюст немецкого социалиста Фердинанда Лассаля. В связи с этим в начале 1920-х годов Михайловская площадь (равно как и Михайловская улица в 1918 году) получила имя Лассаля. 26 сентября 1940 года площадь Лассаля была переименована в площадь Искусств. Такое имя она получила потому, что здесь расположены крупнейшие учреждения культуры. 19 июня 1957 года в центре площади Искусств был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы Михаила Аникушина.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Смотрите также