Витебский вокзал, когда-то Царскосельский, а потом и Детскосельский, и снова Витебский. Старейший в России. Построен в 1837 году, всего через 7 лет после первого в мире — английского Ливерпул-Роуд.
Построенный в 1837 году, он несколько раз менял название: с Витебского на Царскосельский, Детскосельский, и снова стал Витебским. Здание в стиле модерн на Загородном проспекте Петербурга роскошью встречает пассажиров, прибывающих с Южного направления. Зеркала и латунные ручки, лепнина и художественная ковка, картины русских художников о самых масштабных стройках того времени — Царскосельской железной дороги, Петропавловской крепости, порта Одессы.
История создания
Это уже третье здание вокзала. Первое, деревянное, открыли одновременно с началом движения по железной дороге. Хотели построить на Фонтанке, но не хватило денег. В итоге скромная станция для пассажиров едва вмещала зевак, приходивших посмотреть на чудо того времени — прибытие поезда. От сигнального свиста толпа шарахалась, и его сменили звуки органной музыки.
В первый рейс до Царского Села отправился паровоз «Проворный» с восемью вагонами. Им управлял инженер и руководитель строительства Франц Герстнер. В числе пассажиров был император Николай I. Постепенно железная дорога вошла в моду, и деревянный вокзал перестал справляться с потоком. Его заменили двухэтажным каменным, построенным известным архитектором Константином Тоном. А через полвека открыли современный Витебский вокзал — проект академика архитектуры Станислава Бржозовского.
Это первая общественная постройка в Санкт-Петербурге в стиле модерн. Большой купол, часовая башня, арки дебаркадера, обилие стекла и металла вызвали восторг современников. Его называли «бесспорно, самый интересный среди вокзалов нашей столицы». Парадный зал с 20-метровым потолком и парадной лестницей с мраморными перилами. И как главный акцент — бюст Николая I, по указу которого и строились железные дороги в стране. Витебский вокзал блистал техническими новинками: лифты для багажа и пассажиров, транспортеры, электрическое освещение и рельсы, расположенные на уровне второго этажа. Когда укладывали пути, насыпь подняли почти на 5 метров. Третий железнодорожный путь предназначался исключительно для императорской семьи.
По случаю открытия нового вокзала пресса радостно бурлила: «Ужасно надоело ездить в деревянную хибарку, приютившуюся в уездном захолустье Семеновского плаца, видом своим напоминающего соборную площадь в Миргороде времен Гоголя», — писали репортеры «Нового времени».
Здание оценили не только пресса и пассажиры, но и режиссеры. Роскошь в стиле модерн служила бесплатной декорацией при экранизации Игорем Масленниковым истории о Шерлоке Холмсе. Витебский «исполнил роль» сразу двух лондонских вокзалов: Виктории в серии «Смертельная схватка» и Паддингтона в картине «ХХ век начинается». Всего же здесь сняты эпизоды к 150 музыкальным клипам и художественным фильмам. В их числе — «Статский советник», «Исаев», «Идиот» и романтическая история «под шум колес» «Вокзал для двоих».
Реконструкция вокзала
За сто лет службы в сыром климате здание заслужило масштабную реконструкцию. К 300-летию Северной столицы обновили и «железнодорожные ворота города». Заменили инженерные сети, коммуникации, вернули главному фасаду и куполу былое величие. Вокзал покрасили в первоначальный серо-желтый цвет, вновь распахнуло свои двери знаменитое «Императорское кафе».
К другому юбилею, 170-летию Российских железных дорог, открыли памятник главному строителю Царскосельской линии — Францу Антону фон Герстнеру. А к 150-летию железной дороги установили макет паровоза «Проворный». В музее Витебского вокзала собраны все модели первых составов. Впрочем, и сам вокзал словно большой музей — новой эпохи, начала железнодорожного сообщения в России.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места