Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга
Большая хоральная синагога — это не только памятник архитектуры федерального значения, но и исторический центр духовной жизни евреев Санкт-Петербурга.
Формирование еврейской общины
Формирование еврейской общины с религиозным центром в Санкт-Петербурге шло очень медленно, ведь по указу Екатерины I евреям было запрещено проживать не только в столице, но и вообще в России. Но если речь шла об особо важных особах иудейского вероисповедания, то им разрешалось находиться в столице временно. Так, среди евреев, приезжавших в Петербург в это время, встречаются финансовые дельцы, купцы и врачи. В основном это были люди состоятельные, имевшие не только домочадцев, но и слуг. Поэтому почти в каждом доме, где жила еврейская семья, был миньян — 10 взрослых мужчин, необходимых для общественной молитвы. Таким образом, хотя в Петербурге не было официальных синагог или молитвенных домов, евреи устраивали молитвы дома.
Императрица Елизавета Петровна в 1742 году издала указ о «высылке всех жидов как из Великороссийских, так и Малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом».
Екатерина II была изрядным дипломатом и понимала, что евреи приносят пользу, поэтому, хотя официально евреям было запрещено посещать Петербург, в государственных интересах Екатерина разрешала некоторым из них проживать в столице.
После трех разделов Польши в конце XVIII века, когда к России отошли большие западные территории, населенные в том числе и евреями, последние стали чаще бывать в столице. Сюда, например, ехали, чтобы держать экзамен при Медицинской коллегии на звание врача.
Еврейская община начала формироваться лишь с конца 70-х XVIII в., вокруг семьи предпринимателя Абрама Перетца, поселившегося в доме генерал-полицмейстера Чичерина на Невском проспекте. Эту общину составляли еврейские депутаты и жили они легально.
В 1802 году в лютеранской части Волкова кладбища было заложено еврейское кладбище и заведена первая общинная книга, «пинкас». Спустя 20 лет в городе официально проживало около 370 евреев. Община, группировавшаяся вокруг Перетца, со временем распалась, новые еврейские общины появляются в конце 1820-х годов. Речь идет о солдатских общинах (с 1828 года евреев стали призывать в русскую армию). Закон разрешал солдатам-евреям, как, впрочем, и всем нижним чинам, проживание с женами и детьми. Впоследствии указами Александра II им было предоставлено право повсеместного проживания в империи, в том числе и в столице. Либеральное правление Александра II привело к резкому росту еврейского населения в столице. По данным переписей, на 1869 год в Санкт-Петербурге проживало 6624 еврея и 6745 носителей еврейского языка, в 1881 г. — 14 249 евреев и 16 826 носителей еврейского языка.
Правительство не хотело держать в армии раввинов, поэтому религиозные обряды отправляли солдаты-раввины. Они и стали первыми раввинами еврейских общин. Евреи, законно проживавшие в столице, получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов из других городов, теперь это были уже не только солдатские молельни.
Первым петербургским раввином с высшим светским образованием стал выпускник философского факультета Гендцбургского университета Абрам Исайя Нейман.
Строительство синагоги
1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Начался сбор средств на строительство: самое большое пожертвование сделал Евзель Гинцбург (70 тысяч рублей), по 25 тысяч внесли С.С. Поляков и И.А. Вавельберг, остальные взносы были меньше. Но все выбранные места для строительства синагоги, которые устраивали общину, по разным причинам не устраивали власти Петербурга. Только спустя почти 10 лет в 1879 году община приобрела участок А.А. Ростовского на Большой Мастерской улице, за 65 тысяч рублей.
В июле 1879 года был объявлен конкурс архитектурных проектов будущей синагоги, победил проект Бахмана и Шапошникова, но Александр II отказался его утверждать, приказав: «Переделать проект в более скромных размерах». Архитекторы бесплатно сделали новый вариант.
Наконец, 16 мая 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги. Куратором проекта стал председатель Петербургского общества архитекторов Николай Бенуа, вхожий в близкий круг императора, председателем Строительного комитета назначили донатора синагоги С.С. Полякова.
В 1888 году строительство завершилось, купол здания Большой синагоги был украшен орнаментом, но еще пять лет продолжалась отделка интерьеров, зал синагоги был рассчитан на 1200 мест. 8 декабря 1893 года Большую синагогу освятили, главы общины открыли серебряным ключом центральную дверь и внесли в зал 7 свитков Торы. На открытии раввин выразил надежду, что новый храм «станет началом храма будущего, храма всеобщей любви и мира на земле». Одновременно с открытием синагоги закрывались все старые молельни.
Отделка синагоги продолжалась и после освящения. Для Свадебного зала, названного Александровским в память Александра II, приобрели люстру, было проведено электричество, а в 1909 году был построен каменный забор и установлены хрустальные фонари.
После революции синагога продолжала работать, во многом благодаря деятельности еврейской общины, но 17 января 1930 года решением Президиума Леноблисполкома ее закрыли. Поводом для этого послужило обвинение в том, что синагога служит интересам еврейской аристократии и буржуазии, в то время как евреи-трудящиеся туда не ходят. Правда, после жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени факультета — ВЦИК — 1 июня 1930 года синагогу открыли. Однако за то время, что синагога была закрыта, из нее вывезли наиболее ценное имущество, в основном в пользу Антирелигиозного музея (открывшегося в Исаакиевском соборе), для отдела, посвященного иудаизму.
После революции синагога продолжала работать, во многом благодаря деятельности еврейской общины, но 17 января 1930 года решением Президиума Леноблисполкома ее закрыли. Поводом для этого послужило обвинение в том, что синагога служит интересам еврейской аристократии и буржуазии, в то время как евреи-трудящиеся туда не ходят. Правда, после жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени факультета — ВЦИК — 1 июня 1930 года синагогу открыли. Однако за то время, что синагога была закрыта, из нее вывезли наиболее ценное имущество, в основном в пользу Антирелигиозного музея (открывшегося в Исаакиевском соборе), для отдела, посвященного иудаизму.
Но мысли о закрытии синагоги не оставляли правительство города, например, одно время ее хотели переоборудовать под театр юных зрителей. 6 марта 1941 года было составлено «Заключение о возможности использования здания Хоральной синагоги», в котором говорилось, что для театра помещение не подходит, а для демонстрации кинофильмов или для концертов — вполне. Закрытию Ленинградской хоральной синагоги помешала война.
Во время блокады двор синагоги был завален трупами евреев, которых хоронили в братских могилах на Еврейском Преображенском кладбище.
Синагога в послевоенное время
В 1950-е годы Гедалья Печерский, тогдашний староста синагоги, стал инициатором подачи петиций властям с просьбой о разрешении открыть курсы по изучению еврейской истории и иврита. Петиции были отклонены, а Печерский арестован и приговорён к 12 годам заключения. С началом очередной антисемитской и антирелигиозной кампании, в 1962–1964 годах было запрещено выпекать мацу, а также хоронить на Еврейском Преображенском кладбище.
После революции синагога капитально не ремонтировалась, но в преддверии Олимпийских игр в Москве и Ленинграде она попала в число основных экскурсионных объектов и в 1978 году были выделены средства на ее ремонт: в здании синагоги были положены дополнительные балки, и некоторые помещения были поделены на два этажа.
К концу 70-х часть активистов еврейского национального движения, ранее сосредоточенная лишь на политике и изучении культуры, обратилась к иудаизму.
К середине 80-х годов синагога стала центром возрождения религиозной жизни евреев в Ленинграде. В наши дни Большая хоральная синагога, которой более ста лет, вновь стала культурными общественным центром евреев, живущих в городе. При синагоге имеются два детских сада, две еврейские школы, школа-пансион для мальчиков и школа-пансион для девочек; их посещают в общей сложности около 500 детей. Ежедневно в двух благотворительных столовых бесплатно питаются более 300 человек.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места