«В безмолвии садов, весной, во мгле ночей»: соловей и роза в русской поэзии
Образ соловья и его возлюбленной — розы появился в литературе еще в Средние века. Он часто встречался в персидской поэзии: исследователь Николай Золотовицкий даже полагал, что именно в этой стране его и придумали. У персов соловей олицетворял страстно влюбленного мужчину, обычно — самого автора. Роза же становилась воплощением его возлюбленной — прекрасной, но непреклонной и чаще всего не отвечающей на пылкие чувства.
У литературного образа были реальные предпосылки. Соловьи в природе часто вьют гнезда в колючих кустарниках: так они спасаются от хищников. В частности, в Персии эти птицы порой обитали в зарослях роз, высаженных вместо колючих оград.
Постепенно поэтический образ развивался, складывались его устойчивые формы и значения. Соловей и роза уже не всегда олицетворяли безответную любовь: напротив, некоторые авторы с помощью такой метафоры подчеркивали силу любви, способной преодолеть все различия и разногласия.
В русской поэзии образ соловья и розы был особенно популярен в XIX веке. Одно из самых известных стихотворений на эту тему написал Александр Пушкин в 1826 году. Однако привычную метафору он развил по-своему: сравнил птицу не просто с влюбленным, а с поэтом, чьи труды не приносят отклика.
В стихах Александра Одоевского и Николая Некрасова соловей и роза воплощали классическую несчастную любовную историю. Афанасий Фет вернулся к истокам: стилизовал текст под персидское стихотворение и использовал сюжет старинной легенды. А Александр Блок в конце XIX века взглянул на тему по-новому. В его произведении главной героиней стала роза, которая томится по недосягаемому пернатому возлюбленному. Соловей же равнодушно покидает ее.
Смотрите также