Что посмотреть в Ярославской области
Ярославль — древнейший из российских городов на Волге. Его основал князь Ярослав Мудрый в начале XI века. В городе сохранились старинные памятники архитектуры, а его исторический центр охраняется ЮНЕСКО как пример градостроительной реформы Екатерины II. Неподалеку от Ярославля находятся другие города Древней Руси — Углич и Ростов со старинными крепостями.
Исторический центр Ярославля
Около 1010 года Ярослав Мудрый основал город Ярославль на землях финно-угорского племени мерян, которые жили здесь с древности. Центром нового поселения стала Стрелка — место, где река Которосль впадает в Волгу. Здесь построили деревянный кремль, дома князя и местной знати.
В начале XVI века Ярославль пострадал от сильного пожара. Почти все деревянные здания города сгорели. К 1516 году московские зодчие возвели каменный Спасо-Преображенский собор, который дошел до наших дней. Внутри сохранился комплекс фресок — древнейший памятник настенной живописи в Ярославле.
В 1680-х митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич построил на Волжской набережной, недалеко от Стрелки, свою резиденцию. Здесь возвели двухэтажные каменные палаты. В XVIII веке в здании останавливалась Екатерина II, когда приезжала в Ярославль.
В одной из городских усадеб на Волжской набережной во время Отечественной войны 1812 года располагался госпиталь. По приказу императора Александра I в XIX веке набережную перестроили: разбили сквер, поставили беседку у Мякушинского спуска, возвели губернаторский дом.
В 2005 году исторический центр Ярославля включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как «выдающийся пример градостроительной реформы Екатерины II, развернутой в масштабах всей России в 1763 году».
Ростовский кремль
Кремль в Ростове Великом — бывшая резиденция архиереев Ростово-Ярославской епархии. Его начали строить в 1650-е годы по заказу митрополита Ионы III Сысоевича. Для своей резиденции он выбрал место в центре города, рядом с каменным Успенским собором XVI века.
Архитектор Петр Досаев построил для митрополита хозяйственный корпус, здание Судного приказа, Белую и Красную палаты, церкви Спаса на Сенях и Иоанна Богослова. Рядом с Успенским собором по плану зодчего воздвигли звонницу, для которой отлили 13 колоколов. Каждый из них имел свою тональность. Самый большой колокол, весом около 32 тонн, назвали Сысой — в честь митрополита.
В 1680-х все здания окружили каменными стенами с башнями. Поскольку крепость не выполняла оборонительную функцию, стены украсили лепниной, а на башнях рядом с бойницами разместили широкие окна с наличниками.
Новые здания на территории Кремля появились по указу преемника Ионы Сысоевича митрополита Иоасафа. В 1693 году здесь построили церковь Одигитрии в стиле московского барокко. Ее фасад украсили особой рельефной кладкой, которую называли «бриллиантовым рустом». Позже кафедру митрополита Ростовско-Ярославской епархии перенесли в Ярославль, а в храмах Ростовского кремля прекратились богослужения, помещения стали использовать под склады. В XIX веке здания обветшали, и их даже хотели снести. Но по инициативе ростовских меценатов Кремль сохранили и отреставрировали.
Здания комплекса сильно пострадали в советское время. В 1953 году часть из них разрушил смерч, который прошел по ярославским землям. Восстановили Кремль в 1960-х годах. В воссозданных интерьерах снимали фильмы «Иван Васильевич меняет профессию», «Борис Годунов», «Мой ласковый и нежный зверь».
В 1991 году Успенский собор и звонницу передали Русской православной церкви, там вновь начались богослужения. В остальных зданиях комплекса расположились экспозиции музея-заповедника «Ростовский кремль».
Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник
В начале 1880-х годов члены ростовского кружка краеведов Иван Шляков и Андрей Титов предложили ярославскому губернатору открыть в Ростовском кремле музей. Они составили проект учреждения и на свои деньги отреставрировали часть зданий Кремля. В 1883 году в Белой и Отдаточной палатах краеведы открыли музей церковных древностей. По указу ярославского митрополита Ионафана из губерний сюда свезли старинные иконы, которые не выставлялись в храмах.
После Октябрьской революции у музея в Ростовском кремле появились филиалы. В 1924 году в его состав включили Ростовский Борисоглебский монастырь, основанный в в XIV веке иноками Феодором и Павлом Ростовскими. Место для монастыря выбрал преподобный Сергий Радонежский. В 1612 году здесь получили благословение на поход против поляков Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. В советское время в Борисоглебском монастыре открыли сначала краеведческий, а затем народный музей. В нем выставляли старинные иконы, образцы древнерусской живописи, церковную утварь. В 1990-х часть зданий монастыря передали Русской православной церкви, а в 1994 году здесь возникла мужская община.
В 1999 году в состав Ростово-Ярославского музея вошла бывшая усадьба купцов Кекиных. После реставрации в 2008 году в здании открылся Музей русского купечества. В нем действует постоянная экспозиция «Кекины — род, судьба, наследие», в которой представлены личные вещи семьи Кекиных, их портреты. В усадьбе восстановлены интерьеры комнат XIX века.
Здания Борисоглебского монастыря, которые оставались в составе музейного комплекса, в 2014 году передали Русской православной церкви. А его коллекции перенесли в расположенный неподалеку дом крестьянина Ёлкина. Сегодня там действует экспозиция, которая посвящена истории поселка Борисоглебский.
Ансамбль Угличского кремля
Первая деревянная крепость появилась в Угличе в середине X века. Ее несколько раз перестраивали и расширяли, добавляли новые башни и оборонительные сооружения.
В конце XV века удельный угличский князь Андрей Горяй поручил построить на территории Кремля каменные палаты. Здание воздвигли новгородские зодчие. На первых двух этажах располагались хозяйственные и жилые комнаты, а на третьем — зал, где угличские князья принимали гостей. В те же годы рядом с палатами построили каменный Спасо-Преображенский собор. А в 1692 году — каменную церковь Димитрия на Крови. Ее воздвигли на месте гибели царевича Димитрия, младшего сына Ивана IV Грозного.
При Петре I старый Спасо-Преображенский собор разобрали из-за ветхости. На его месте архитектор Григорий Федоров построил новый пятиглавый храм. В начале XIX века крепостной художник князей Голицыных Тимофей Медведев расписал собор: он украсил церковь композициями на евангельские сюжеты в стиле Ренессанса и барокко. Одна из его фресок — копия картины Рафаэля «Преображение».
По заказу администрации Углича на территории Кремля в начале XIX века построили здание городской думы. Это типовой проект гражданской архитектуры начала XIX века в стиле позднего классицизма. Здание украшено колоннами и рустовкой — рельефной каменной кладкой.
В 1892 году в княжеских палатах открыли Угличский музей древностей. В советское время его преобразовали в Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей. Сегодня в княжеских палатах, церкви Димитрия на Крови и Спасо-Преображенском соборе расположены экспозиции, которые посвящены истории Углича и быту его жителей.
Церковь Димитрия на Крови
25 мая 1591 года в Угличе умер младший сын царя Ивана IV Грозного царевич Димитрий. По одной версии его убили, а по другой — царевич сам напоролся на нож, когда играл с ним. Уже в 1606 году Дмитрия Углицкого канонизировали. На месте его смерти построили сначала деревянную часовню, а в 1630 году — деревянный храм. Еще через 50 лет здесь заложили каменную церковь. Деньги на нее пожертвовали князья Черкасские, родственники погибшего царевича со стороны матери. Московские зодчие построили здание в стиле русского узорочья: фасад церкви декорировали карнизами, лепниной и наличниками. Храм специально покрасили в красный цвет — по задумке зодчих он символизировал кровь царевича.
В конце XVIII века иконописец Петр Хлебников расписал храм. Вместе с учениками он создал фрески на темы библейских сказаний «О сотворении мира» и «Грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая», а также гибели Дмитрия Углицкого. После революции здесь разместили музейную экспозицию — это спасло церковь от разграбления. В 1970-х в церкви Димитрия на Крови восстановили и укрепили фрески внутри храма. Сегодня церковь входит в состав Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея.
Автор: Анастасия Войко
Смотрите также