Город впервые упоминается в «Повести временных лет», в записи о 1071 г. Характерная черта архитектурного стиля исторической части города — обилие декоративных элементов.
История
С незапамятных времен на том месте, где сегодня стоит Спасский монастырь, располагалось небольшое поселение финно-угорского племени меря — Медвежий угол. Назвали его в честь медведя, священного зверя для мерян животного. Согласно одному из преданий, воины княжившего в то время в Ростове князя Ярослава Мудрого победили мерян, а их поселение сожгли. На Стрелке — высоком мысе, где речка Которосль впадает в Волгу, — по приказу князя построили небольшую крепость, которая и стала ядром нового города Ярославля. Было это тысячу лет назад.
Первый деревянный кремль назвали Рубленым городом. В XII веке возле Ярославля возникли Спасский и Петровский монастыри, не просто духовные обители, но также оборнительные крепости. Столицей удельного княжества Ярославль стал лишь в 1218 году. Развитие города прервалось по вине татаро-монгольское нашествия. В 1238 году Ярославль захватил Батый. Погибло почти все население, на несколько лет жизнь города замерла. Оставшимся горожанам пришлось платить дань Орде, но они не раз восставали против непосильных поборов. Известно, что дружина ярославского князя участвовала в Куликовской битве, в память о погибших на Куликовом поле героях в городе построили Рождественский монастырь. В 1463 году Ярославль вошел в состав Московского княжества.
Ярославль известен как родина русского театра, созданного Федором Волковым в 1750 году. Первые представления прошли в большом каменном амбаре и не очень понравились горожанам. А императрица Елизавета Петровна оценила начинание Волкова и вызвала основателя русского театра в Санкт-Петербург.
Московские зодчие помогали восстанавливать Ярославль после гибельного пожара 1501 года. Спасский монастырь окружили каменными стенами с парадными Святыми воротами, на месте сгоревших древних храмов выросли каменные Успенский и Спасо-Преображенский соборы. Глубокий защитный ров и земляной вал образовали новые границы города, с присоединившимися к Кремлю торговыми и ремесленными посадами и слободами.
В ХVI веке город расцвел. Через него пролегли северные торговые пути в Европу. Здесь обосновались купцы Лондонско-московской торговой компании. Сюда же перебрались некоторые купеческие семьи из разоренного Иваном Грозным Новгорода. Богатевшие на торговле купцы щедро жертвовали деньги на строительство новых каменных храмов, которые соперничали между собой по красоте и богатству. Изысканный силуэт и изразцовое убранство фасадов церквей Николы Надеина, Ильи Пророка, Рождества, Иоанна Предтечи создали славу ярославским зодчим по всей Руси.
Два века спустя Санкт-Петербург отнял у Ярославля торговое счастье, но предприимчивые ярославцы нашли новую сферу приложения своих талантов и средств. К концу XVIII века в городе работали 11 крупных мануфактур и множество мелких ремесленных предприятий. Каменные здания окружала хаотичная деревянная застройка, узенькие и кривые улицы паутиной разбегались между складами, торговыми рядами, амбарами, жалкими жилыми домиками. Совсем обветшал деревянный кремль с башнями. Бичом города были пожары, уничтожавшие до трети города.
Очень любят Ярославль российские кинематографисты. В городе снимались такие знаменитые кинофильмы, как «Афоня», «Большая перемена», «Кин-дза-дза!», «Доктор Живаго», «Вор».
Императрица Екатерина Великая посетила Ярославль в 1765 и 1767 году. Приволжские города произвели на нее двойственное впечатление: «…прекрасны по ситуации, но мерзостны по постройкам» — так сильно отличалась русская провинция от европейского Петербурга с широкими проспектами и каменными дворцами. Наступившая эпоха классицизма диктовала стремление к правильности и целесообразности в градостроительстве.
В 1775 году Ярославль стал центром наместничества в губернии. Это возвестило о новой эре в судьбе древнего города. В числе 400 российских городов в 1778 году государственный «Регулярный план» по переустройству получил и Ярославль. Новый наместник Мельгунов нашел свою вотчину в плачевном состоянии. Первый план перестройки сохранял старинные здания, но делил город на прямоугольные кварталы, не считаясь с исторически сложившейся планировкой. Был разработан второй план, по которому Мельгунову и губернским архитекторам Старову и Левенгагену удалось, учитывая ценность старинных зданий, преобразить город. Во-первых, сохранили его радиально-кольцевую структуру, расширили и спрямили существующие улицы. Во-вторых, разработали четкую систему площадей, парадных и хозяйственных. Широкие новые улицы прокладывались на свободных территориях. Потери старых зданий при перестройке были минимальны, разобрали лишь некоторые из них да почти обрушившиеся башни городских стен. Но самым важным было то, что шедевры ярославской архитектуры прежних времен получили достойное окружение. Освободившись от беспорядочного нагромождения домов вокруг, они стали опорами всей городской композиции, центрами площадей, замыкали перспективы улиц, украшали новые набережные.
Внимательно рассмотрите тысячерублевую купюру. На лицевой стороне банкноты изображены памятник князю Ярославу Мудрому, основателю Ярославля, и часовня Казанской иконы Богоматери, на оборотной стороне — колокольня и церковь Иоанна Предтечи.
Переустройство Ярославля далось нелегко. Город резали по живому, решительно и быстро. Мельгунов верил в необходимость перемен, несмотря на возмущение и даже противодействие городских жителей. План регулировал высоту и материалы каменной застройки. Постепенно облик города менялся. Казна выплачивала деньги за снесенные дома на строительство новых зданий по утвержденным «примерным» проектам. Образцы эпохи классицизма в Ярославле приобрели самобытный характер. Местные архитекторы не стремились точно соблюдать каноны классических построек, свободно изменяли пропорции, использовали традиционный декор, красили здания в яркие нарядные цвета.
В начале XIX века ярославский архитектор Паньков возводит в городе здания в зрелом классическом стиле: Гостиный двор, Духовная консистория, усадьба Матвеевских. В эти годы Ярославль обретает свой зеленый наряд, на месте древних валов разбивается бульвар, украшается чугунной решеткой и беседками набережная. Последующие десятилетия украсили Ярославль прекрасными зданиями в стилях модерн и эклектика.
Поднимемся на высокую звонницу Спасо-Преображенского монастыря. Как на ладони перед нами откроется Ярославль, каждая улица и площадь которого стала музеем под открытым небом. В наши дни Ярославль — один из самых известных и притягательных для туристов городов России. В 2012 году комплекс его исторического центра получил статус объекта культурного наследия федерального значения.
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский собор — древнейшее сооружение в Ярославле, дошедшее до наших дней, — был построен московскими мастерами в 1506–1516 годах по образцу Благовещенского собора Московского Кремля. Строгие и величественные стены собора хранят единственные сохранившиеся в России фрески, выполненные по заказу Ивана Грозного. Монастырь славился крупнейшим на Руси собранием древних рукописей. В 1787 году коллекционер Мусин-Пушкин обнаружил здесь рукопись «Слова о полку Игореве», великий памятник древнерусской литературы.
Ансамбль в Коровниках
Храм Иоанна Златоуста 1654 года по праву считается самым гармоничным и законченным памятником ярославской архитектурной школы. Небольшие размеры симметричного здания ярославские мастера компенсировали огромной высотой нарядных барабанов глав. Каждый элемент декора подчеркивает стремление ввысь. Церковь Владимирской иконы Богоматери похожа на Златоустовский собор: зодчие стремились к единству и гармонии ансамбля. Необыкновенной красоты колокольня «Ярославская свеча» воздвигнута на равном расстоянии от обоих храмов. Нижняя часть колокольни проста, зато удивительно красив ее ажурный шатер.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе
Нарядная церковь Иоанна Предтечи появилась в XVII веке, и уже тогда ходили легенды, что здание строили голландские или бухарские мастера. На самом деле сказочное резное здание возводилось ярославскими зодчими, которые использовали все известные им традиции древнерусской архитектуры. Узоры из фигурного кирпича и изразцов сплошным ковром покрывают стены церкви.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места