Баядерка
В балетном репертуаре русского театра «Баядерка» занимает особое место. Премьера балета состоялась 23 января 1877 года в помещении Большого Каменного театра в Петербурге. Ее создателем является Мариус Петипа, хореограф и балетмейстер из Франции, служивший при императорском дворе в России. Считается, что обращение к столь экзотической для России того времени теме индийского эпоса было данью моде: существовали спектакли и на египетские мотивы, и на азиатские. Используя разные источники, включая произведение индийского поэта Калидасы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу», Мариус Петипа создал оригинальный сюжет в восточном стиле с яркими мелодраматическими поворотами, интригой и трагическим финалом. Хореография Петипа была продумана до мельчайших подробностей: каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определенное настроение, душевные переживания, чувства.
Интересен тот факт, что декорации, использовавшиеся Мариусом Петипа, после перенесения балета в Мариинский театр, дошли и до наших дней. Сохранились также и некоторые костюмы, чего нельзя сказать о хореографии балета. После смерти Петипа в 1910 году каждая новая редакция в той или иной степени меняла не только содержание, но и форму спектакля. Как отмечает хореограф-реставратор Сергей Вихарев: «В определенное время исчез четвертый акт. Легенд и всяких мифов об исчезновении этого акта много… четвертый акт не стали давать, потому что не стало рабочих, которые могут разрушить храм. Есть еще версия о том, что в 1924 году произошло в Петербурге наводнение, и декорации четвертого акта погибли».
Постановка Кировского театра 1979 года, опирающаяся на редакцию 1941 года Чабукиани и Пономарева, является одной из наиболее успешных реконструкций «Баядерки» Мариуса Петипа. Об этом свидетельствует тот факт, что экранизацию «Баядерки» с Комлевой в главной роли BBC объявила лучшим музыкальным фильмом 1979 года. Известно, что Рудольф Нуриев при постановке «Баядерки» в 1992 году в парижском театре Гранд-опера использовал телеверсию 1979 года в качестве хореографического сценария. Каждый жест танцоров на репетициях скрупулезно сверялся с жестом на экране. Помимо сложнейших технических пируэтов, которыми наполнен спектакль, в нем присутствует подлинная театральность, позволившая Николаю Цискаридзе сказать, что «если бы Габриэла Комлева и Татьяна Терехова, исполняющие главные роли, играли в немом кино, то они могли бы снискать успех не меньший, чем в балете». Героиня Комлевой, Никия, танцовщица при храме, борется за свою любовь к мужественному воину Солору. На пути их чувства встают непреодолимые препятствия, в результате которых баядерку настигает трагическая гибель. Абсолютным шедевром считается акт «Тени», в котором Солор встречается с душой умершей Никией. По словам Цискаридзе, в этом прощальном танце «благодаря крупным планам мы можем увидеть, что глаза Комлевой совершенно ирреальны, они ничего не выражают, так, словно на сцене не человек, а некое бестелесное, призрачное существо». Преемственность поколений позволила сохранить грандиозный замысел французского балетмейстера и представить его уже на мировой сцене. Начиная с конца 70-х балет «Баядерка» был поставлен на таких знаменитых сценах, как Американский театр балета в Нью-Йорке, Гранд-опера в Париже, Шведский королевский балет, театр «Колон» в Буэнос-Айресе, Австралийский балетный театр балет, Гамбургский балет, театр Вельки в Варшаве, Муниципальный театр Рио-де-Жанейро и др.