Дон Кихот
Телеверсия балета в знаменитой постановке Александра Горского, впервые состоявшейся в 1900 году в Москве. «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса — одно из наиболее жизнеутверждающих, ярких и праздничных произведений балетного театра.
Впервые этот балет был поставлен Мариусом Петипа в 1869 году на сцене Мариинского театра. Интересно, что этот блестящий балет отнюдь не инсценировка знаменитого романа Сервантеса, а самостоятельное хореографическое произведение по мотивам «Дон Кихота».
В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота, готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Дон Кихот является второстепенным персонажем, а весь сюжет посвящен любовной истории Китри и Базиля, исполняющих свои вариации на городской площади. Опытный капельмейстер Людвиг Минкус был отличным знатоком балетного ремесла, его признавали балетным композитором. Его искрящаяся, как шампанское, музыка радовала слух и заставляла пускаться в пляс. Горский подхватил такое настроение, материализовав эту жизнерадостность во множестве испанских и цыганских танцев, подлинные названия которых — шика, морена и зингара. В классическом балете это была их стилизация, танцы болеро и танец Эспады — это «испанистые», а не испанские танцы.
Фрагмент книги Теляковского В.А. «Воспоминания»:
<…> «При постановке «Дон Кихота» в 1900 году применено было много совсем нового и до того времени в балете небывалого, до танцев серпантин включительно. Ставящему балет новому молодому балетмейстеру Горскому была дана полная свобода выдумывать и применять все, что он найдет нужным, лишь бы все эти новшества не выходили из пределов художественного. <…>
Одни новому радовались и интересовались, другие, наоборот, принялись дискредитировать новый почин всеми имеющимися в их распоряжении средствами. Словом, началась борьба отживающего старого с нарождающимся новым, борьба не на жизнь, а на смерть. Балетная труппа в большинстве своем была на стороне Горского. Театральная администрация — явно против. На генеральную репетицию 5 декабря собрались в зрительный зал артисты всех трупп, а также немало московских театралов, балетоманов и представителей прессы. Все с нетерпением ожидали, что им покажут так называемые декаденты-новаторы.
Успех генеральной репетиции превзошел всякие ожидания — восхищались искренне почти все присутствующие. <…> Постановка эта отмечает начало новой эры в балетных постановках вообще, выразившихся главным образом в совместной работе балетмейстера с художниками.
Фрагмент книги Сергея Семенова «Кто есть кто в современной культуре. Эксклюзивные биографии»:
<…> «Надежда Павлова всегда вызвала на редкость щедрые отзывы коллег. «Она слишком хороша», — отмечает Майя Плисецкая. «Надежда Павлова — необыкновенная, выдающаяся балерина», — подтверждает Ролан Пети. Нечто необъяснимо стоящее над профессионализмом поражает в ее танце Владимира Васильева. «Редким обаянием подлинного искусства» балерина покоряет балетмейстеров Петра Гусева и Юрия Григоровича, восхищенного ее «тонким вкусом, прирожденной грацией, естественным ощущением себя в танце». «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счету, какой только есть в искусстве», — констатирует Асаф Мессерер.
«Фирменный знак» Павловой — ее огромный, легкий, казавшийся нереальным шаг. Нарушая академические традиции и одновременно заявляя о новом стиле, он напоминал сказочно-волшебное мановение, как взмах рукавом или удар в ладони. Появление Павловой становится не только балетным, но и социальным феноменом, привлекающим внимание людей, далеких от балета». <…>