Геннадий Шпаликов

Годы жизни: 06 сентября 1937 - 01 ноября 1974
Страна: СССР
Сфера деятельности: Сценарист, Поэт
Содержание
Стихи Геннадий Шпаликов начал писать еще в первом классе. Однако при жизни поэта не вышло ни одной его книги. Произведения Шпаликова, среди которых «По несчастью или к счастью», «Я шагаю по Москве»
и «Палуба»
, легко ложились на музыку. Поэтому многие из них стали популярными песнями, которые звучали в советских фильмах. Шпаликов писал и сценарии, по которым сняли картины «Я шагаю по Москве»
, «Застава Ильича»
, «Долгая счастливая жизнь»
.

Суворовец и начинающий поэт

Геннадий Шпаликов родился 6 сентября 1937 года в городе Сегежа в Карелии
, куда по работе уехали его родители. Мать будущего сценариста Людмила Перевёрткина была воспитателем в детском саду. А его отец Федор Шкаликов работал военным инженером. В 1920-х он изменил свою фамилию — заменил в ней букву «к» на «п».
В 1939 году семья вернулась в Москву, но прожили они там всего несколько лет. В начале Великой Отечественной войны
Шпаликова с матерью и младшей сестрой эвакуировали в Киргизию. А отец ушел на фронт, в январе 1945 года он погиб.
Когда война закончилась, Людмила Перевёрткина с детьми вернулась в Москву. В сентябре 1945 года Геннадий Шпаликов пошел в школу. Уже в первом классе он начал писать стихи о природе — в своих первых произведениях подражал Федору Тютчеву
.
В 1947 году Людмила Перевёрткина по совету брата — генерала Семена Перевёрткина — определила сына в Киевское Суворовское военное училище.
Шпаликов получал отличные оценки по литературе, русскому и иностранным языкам. Точные и естественные предметы он называл «до невозможности адовыми». В свободное от занятий время Шпаликов вел дневник, писал стихи, рассказы и одноактные драмы. Произведения он посвящал сокурсникам.
Шпаликов много читал. Изучал он в основном советскую литературу, в дневнике будущий поэт писал: «Слишком увлекаться дребеденью 18–19 веков (исключая, конечно, классиков) не стоит. Знать — надо, но не больше. Теряется чувство времени, нашего времени. Лучшими книгами для молодежи считаю Горького
, всего с 1-го по 30-й том; и Маяковского
. Вот их необходимо знать от корки до корки».
В ранних стихах, в том числе в произведениях «Март», «Надоело!», «Редкое сновидение, или Жалко, что не в жизни», Шпаликов подражал Владимиру Маяковскому. Он был его любимым поэтом. Позднее Шпаликов писал в дневнике: «Ровно 25 лет назад застрелился Владимир Владимирович Маяковский. Все мое лучшее — к нему. Покойный не любил признаний, ненавидел всяческие юбилеи… Так пройти по жизни — вот моя мечта». Поэту он посвятил стихотворение «Читая Маяковского»:
«Читаю — завидую,
         читаю — горжусь.
Хорошая
         зависть
                   эта.
Вскормила
         земля великая Русь
Себе по плечу
         поэта»
Летом 1955 года стихи Геннадия Шпаликова впервые опубликовали. «Переулок юности» и «Над аллеей клены заснули» напечатали в молодежной газете «Сталинское племя».
В том же году Шпаликов окончил Киевское Суворовское военное училище и вернулся в Москву. Там он поступил в Московское высшее военное командное училище. Однако проучился всего год. На одном из боевых учений он повредил ногу. После этого медицинская комиссия признала Шпаликова негодным к военной службе.

«Он впитывал в себя дух времени»: студент ВГИКа, сценарист и режиссер

Несколько месяцев после травмы Геннадий Шпаликов ходил с тростью и лечил ногу. В это время он готовился к вступительным экзаменам в московские вузы. Поэт не мог определиться, где бы хотел учиться, — во ВГИКе
или в Литературном институте имени А.М. Горького
. В дневнике Шпаликов писал: «В киноинститут тянет и не тянет. Я все-таки другого склада человек, немного не киношного. В Горьковский было бы лучше». Но в итоге Шпаликов документы подал во ВГИК. Его зачислили на сценарное отделение. В институте поэт познакомился и подружился с Андреем Тарковским
, Андреем Кончаловским
, Павлом Финном.
«Во ВГИКе появился студент, сразу же очаровавший всех — и преподавателей, и слушателей. Он был очень юн, незадолго до этого окончил Суворовское училище, был всем мил и приятен обаянием, «суворовской» подтянутостью, доброжелательностью и явной талантливостью. Жизнь в ту пору была к нему необычайно нежна и приветлива. И он отвечал ей тем же. Все было прекрасно вокруг — и друзья, и девушки. И казалось, что он не просто ходит по институту, а словно все время взбегает вверх по лестнице. Жизнь его соткана была как бы из эпизодов его будущих сценариев. <…> В его душе совершалась сложная и тонкая работа. Он впитывал в себя дух времени»
Сценаристы Евгений Габрилович, Павел Финн, статья «Долгая и счастливая жизнь»
На четвертом курсе института Шпаликов написал сценарий фильма «Причал» о Москве 1950-х. Его одобрили на «Мосфильме»
. Картину должны были снимать Хельмут Дзюба и Владимир Китайский, друзья Шпаликова по ВГИКу. Но незадолго до начала съемок Китайский покончил с собой. Вскоре после этого Государственный комитет по кинематографии (Госкино) запретил картину. Чиновники посчитали сценарий «Причала» слишком мрачным, непатриотичным и «лишенным большого общественного звучания». Писатель Вениамин Каверин вспоминал: «Сценарий <…> был отклонен по причинам, не имеющим ничего общего с искусством».
Когда Геннадий Шпаликов учился на последнем курсе ВГИКа, Марлен Хуциев
предложил ему написать сценарий к фильму «Застава Ильича»
. Режиссер хотел снять картину о «шестидесятниках» и специально позвал молодого автора. Он решил, что Шпаликов, как представитель этого поколения, может достоверно передать чувства своих современников.
«Заставу Ильича» закончили в 1962 году. Однако в Госкино первую версию картины не одобрили. Хуциеву посоветовали переснять некоторые сцены, а Шпаликову — переписать сценарий. Забраковал картину и Никита Хрущев: «Даже наиболее положительные из персонажей фильма <…> не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии!».
Фильм отправили на доработку и в 1965 году показали в сокращенном варианте под названием «Мне двадцать лет». А авторскую версию «Заставы Ильича» восстановили только в 1988-м.
Отрывок из художественного фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963)
В 1962 году Георгий Данелия
попросил Геннадия Шпаликова написать сценарий еще для одной картины о молодежи 1960-х. Поэт создал историю о метростроевце Кольке и его друзьях: монтажнике Володе Ермакове, призывнике Саше и продавщице ГУМа Алене. Сначала сценарий назывался «Верзилы», потом «Приятели», а затем — «Я шагаю по Москве». Картину, как и «Заставу Ильича», долго не хотели утверждать в художественном совете студии «Мосфильм». Чиновники считали, что герои фильма «шляются и ничего не делают». Утвердить «Я шагаю по Москве» помог один из руководителей Госкино Владимир Баскаков, который был знаком с Данелией.
Песню «А я иду, шагаю по Москве» Шпаликов написал, когда снимали эпизод «Вечер. Засыпают памятники». К тому моменту композитор Андрей Петров уже сочинил музыку и необходимо было срочно придумать слова. Сначала Шпаликов хотел использовать свое старое стихотворение «Я шагаю по Москве, как шагают по доске»
. Однако оно не ложилось на музыку. Тогда Шпаликов буквально за несколько минут написал припев «А я иду, шагаю по Москве», а затем и куплеты.
В прокат фильм «Я шагаю по Москве»
вышел в 1963 году. Киноведы Любовь Аркус и Олег Ковалов писали в журнале «Сеанс»: «Москва — город юных и легких на подъем… ‹…› Здесь настоящее братство связывает первых встречных и просто прохожих, и нет, пожалуй, у нас более легкокрылого фильма об эпохе шестидесятых».
Через три года Шпаликов дебютировал как режиссер: он снял собственную картину с актрисой Инной Гулой, его женой, в главной роли. Для мелодрамы «Долгая счастливая жизнь»
поэт написал и сценарий. Снимали ленту на студии «Ленфильм»
.
«Долгая счастливая жизнь» отличается от других кинопроизведений Шпаликова тем, что в этой картине, рассказывающей о том, как два человека, жаждущие любви, оказываются неспособными к ней (если быть точным, герой испугался своего чувства), угадывается драма самого Шпаликова. <…> В фильме нет строгого сюжета, четкого рисунка характеров. Здесь важна смена состояний героев. Здесь душа переговаривается с душой, отношения между героями строятся на сердечных влечениях и отталкиваниях»
Журналист Лиана Полухина, книга «Инна Гулая и Геннадий Шпаликов»
В прокате «Долгая счастливая жизнь» провалилась. Критики называли сюжет картины «рыхлым», а героев «неопределенными». Друг Шпаликова, киновед Армен Медведев, вспоминал: «Я видел, что он выпил и сидел жутко расстроенный. Зал проголосовал ногами против его фильма «Долгая счастливая жизнь». А для меня эта картина связана с его лирикой. Блистательная картина, совершенно обойденная вниманием, никак не реабилитированная: формально вроде бы она вышла в прокат и просто не понравилась творческой общественности. А это было новое кино, которое принес на экран Геннадий».
В 1966 году вышла еще одна лента по сценарию Шпаликова — «Я родом из детства». Герои фильма — дети, которые ждали возвращения своих родителей с войны. В 1990-х картину включили в список лучших фильмов, которые были сняты на студии «Беларусьфильм».
В конце 1960-х, когда хрущевская оттепель закончилась, фильмы о «шестидесятниках» перестали пользоваться популярностью. Сценарии Геннадия Шпаликова, посвященные современникам, больше не брали в работу. Поэтому он занялся сценариями для мультфильмов, на студии «Союзмультфильм» по ним сняли ленты «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника».
В это время у Шпаликова были проблемы с финансами. Об этом периоде жизни поэт написал стихотворение «Долги»:
«Труды приносят мне долги,
Отдохновенья не приносят.
Долги построились в полки,
Приказа ждут и крови просят»

«Мы ничего не сделали, чтобы жить вместе»: личная жизнь

Геннадий Шпаликов был женат два раза. Со своей первой супругой Наталией Рязанцевой он познакомился во ВГИКе. Она была младше поэта на год и тоже училась на сценарном отделении.
Поженились Шпаликов и Рязанцева в марте 1959 года. Поэт посвятил Рязанцевой несколько стихотворений, в том числе «В Ленинграде»:
«Любимая, все мостовые,
все площади тебе принадлежат,
все милиционеры постовые
у ног твоих, любимая, лежат»
В 1962 году они расстались. Шпаликов позднее вспоминал: «Мы ничего не сделали, чтобы жить вместе, держась друг друга».
Со своей второй женой — актрисой Инной Гулой — Шпаликов познакомился в начале 1960-х. Режиссер Юлий Файт вспоминал: «У Гены появилась, как он назвал ее, «шведская девушка». Инна Гулая ходила с длинными светлыми волосами, потому и называлась она «шведской девушкой». И к этому времени уже прославилась замечательными актерскими работами, была прелестна, и их встреча была таким счастьем для Гены!».
Поженились Гулая и Шпаликов в 1962 году. Через год у них родилась дочь Дарья.

Стихи Геннадия Шпаликова: «своеобразный и неповторимый лирический голос»

Отрывок из художественного фильма Николая Губенко
«Подранки»
(1976)
Большая часть произведений Шпаликова известна по песням — «Я шагаю по Москве», «Палуба», «По несчастью или к счастью, истина проста…». Эти композиции звучали в фильмах по его сценариям, их исполняли на творческих вечерах музыканты. Однако критик Евгений Потупов писал: «Поэтическое творчество Г. Шпаликова, разумеется, ни в коей мере нельзя считать неким приложением к кинофильмам или собственным сценариям. Всякий, кто познакомится с <…> стихами Шпаликова, <…> убедится, сколь своеобразным и неповторимым был его лирический голос».
Шпаликов писал стихи о любви, войне. Была среди его произведений и пейзажная лирика, в том числе стихотворение «Я к вам травою прорасту»
:
«Я к вам травою прорасту,
попробую к вам дотянуться,
как почка тянется к листу
вся в ожидании проснуться»
Многие из своих произведений Геннадий Шпаликов посвятил современникам, в том числе Андрею Кончаловскому, Андрею Тарковскому. Лиана Полухина писала: «Шпаликов остался художником шестидесятых, олицетворяя их свет, противостоя семидесятым, восьмидесятым».
Шпаликов написал несколько стихотворений о Пушкине
, в том числе «Три посвящения Пушкину»
. Сценаристу даже приписывают фразу «Поэту в России неприлично жить больше 37 лет». Именно столько прожил Пушкин.
Стихи Шпаликова были простыми по ритму и композиции и хорошо ложились на музыку. Критики писали о его легком стиле, который напоминал манеру Бориса Пастернака
и Александра Пушкина.

«Не могу я с вами больше жить»: последние годы

В 1971 году Геннадий Шпаликов написал сценарий для фильма «Ты и я», который сняла режиссер Лариса Шепитько
. Фильм провалился в прокате. А следующая лента по сценарию Шпаликова «Пой песню, поэт…» о Сергее Есенине
получила всего шестнадцать копий. Ее почти не показывали в кино.
Из-за того, что по сценариям Шпаликова редко снимали фильмы, денег было мало. У поэта началась депрессия, появились проблемы с алкоголем. Вскоре от него ушла жена Инна Гулая.
В эти годы Шпаликов сосредоточился на литературе. Поэт писал об ушедших 1960-х годах. Среди его произведений этих лет много философской лирики:
«Но откуда на сердце
Вдруг такая тоска?
Жизнь уходит сквозь пальцы
Желтой горстью песка»
Геннадий Шпаликов. «Остается во фляге»
Шпаликов продолжил писать сценарии — только фильмы по ним не снимали. Он сочинял повести и рассказы и даже задумал большой роман «Три Марины» о Марине Цветаевой
, Марине Освальд, жене убийцы Джона Кеннеди, и «просто Марине». Однако книгу писатель не закончил. В дневнике о своих произведениях Шпаликов писал: «Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел. <…> Но то, что у меня, в конце концов, сложилось, глубоко меня не устраивает и очень давно уже».
1 ноября 1974 года Геннадий Шпаликов повесился в Переделкине
. В предсмертной записке поэт написал: «Вовсе это не малодушие — не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни. Шпаликов». Среди рукописей поэта нашли и его последнее стихотворение:
«Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего,
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!
Все прощание — в одиночку,
Напоследок — не верещать.
Завещаю вам только дочку —
Больше нечего завещать»
Похоронили Шпаликова на Ваганьковском кладбище в Москве. Первый сборник стихов поэта под названием «Избранное» вышел только через пять лет после его смерти, в 1979 году.

Главная фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна