Подранки
История создания
Подранки — это раненные на охоте звери, которых поймать очень сложно, так как они остервенело цепляются за жизнь. Подранки — самые опасные звери и самые несчастные. Но зрители, пришедшие на премьерный показ фильма «Подранки» на Каннском кинофестивале, не знали точного значения слова и совершенно не представляли себе, о чем будет фильм. Беспечные, веселые, нарядные люди уходили, прикрывая программками заплаканные глаза, потому что увидели то, чего никогда не должно было случиться.
Дети войны — они все подранки, потому что нет ничего более противоестественного в детстве, чем война. Недаром и эпиграфом картины стала фраза Александра Твардовского: «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».
Сценарий «Подранков» режиссер Николай Губенко написал с себя, с того мальчишки, который родился в катакомбах Одессы в 1941 году, у которого отец умер еще до его рождения, а мать — когда Губенко было только 10 месяцев, поэтому фильм получился, с одной стороны, очень личным, с другой — понятным для всех. Эта картина вызвала пересуды и споры еще на стадии утверждения сценария. Кто-то высказывал мнения отрицательные, но были члены комиссии, которые в героях видели самих себя — они были готовы дать фильму зеленый свет. Множество сомнений вызывал эпизод, где старшая сестра героя обдумывает месть фашистам, или линия первой влюбленности мальчишки в учительницу английского, и все-таки фильм приняли в работу. Так режиссер Николай Губенко получил возможность высказаться от лица всего своего поколения.
Актерский состав
Он тщательно подошел к подбору актеров. Ему было очень важно, чтобы в фильме играли люди, у которых бы даты рождения совпадали с датами рождения персонажей. Более того, ему было важно, чтобы и он сам сыграл в этом фильме. Так на съемочной площадке появились актеры — дети войны: Юозас Будрайтис, Александр Калягин и Жанна Болотова, жена режиссера, — все 1940–1942 годов рождения. Сам Губенко играет учителя физкультуры и озвучивает главного героя.
Большой проблемой стал подбор актера на роль мальчишки из воспоминаний главного героя. Было отсмотрено множество профессиональных актеров-детей, снимавшихся в известных лентах, но никто из них не смог показать нужного драматизма, тогда режиссер взял на роль настоящего детдомовца, воспитанника 25-го московского интерната Алексея Черствова. Он рос без отца и без матери и, когда спрашивали, как его зовут, каждый раз представлялся по-новому. Но еще большей проблемой стало найти исполнителя роли детдомовского друга главного героя — Вальки Геньдина. Эта роль настолько трагична, что сколько бы ни отсматривалось детей, никто из них не справлялся с поставленной задачей, и тогда режиссер принял нестандартное решение: на роль мальчишки-друга была утверждена девочка из того же детского дома — Зоя Евсеева.
Детство героя снимали в Воронеже. Для массовки в сцене с военнопленными хотели набрать местных жителей, но никто не захотел играть эти роли, пришлось обращаться в местную военную часть. Сцены жизни детского дома снимали в Переделкино, а все интерьерные съемки проходили в павильонах «Мосфильма».
Интересные факты
Наверное, фильм «Подранки» не был бы полным, если бы не звучащая классическая музыка Антонио Вивальди, Алессандро Марчелло, Арканджело Корелли. И, конечно, Геннадий Шпаликов. Шпаликов, большой друг Губенко, разделивший с ним его военное детство, всего несколько месяцев не дожил до премьеры, может быть, главной для всех детей войны киноленты, но Губенко не мог позволить, чтобы этот фильм прошел мимо друга, и в финальных кадрах звучат стихи Шпаликова:
«По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места».
Лекция о фильме «Подранки»
Лекторы: кинокритик Кирилл Разлогов, кинокритик Ирина Павлова, актриса Анна Якунина.