Степан Эрьзя

Годы жизни: 08 ноября 1876 - 24 ноября 1959
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Скульптор, Художник
Содержание
Скульптор Степан Нефёдов, который позже взял себе псевдоним Эрьзя, увлекался лепкой и рисованием с детства. Он учился иконописи, живописи и рисунку у известных мастеров конца XIX — начала ХХ века, изучал скульптуру в Италии, работал с разными материалами: мрамором, бетоном, чугуном и экзотическими породами дерева. Многие работы Эрьзя высекал без предварительных набросков, и искусного виртуозного мастера прозвали за границей «русским Роденом».

От глиняных фигурок до художественного училища. Детство и юность

Степан Нефёдов родился 8 ноября 1876 года в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии. Его родители — Дмитрий и Мария Нефёдовы — были крестьянами и принадлежали к мордовской народности эрзя.
Мальчик рос замкнутым и необщительным. Больше всего он любил лепить из глины фигурки людей и животных, рисовать углем или мелом. Дмитрий Нефёдов первым заметил художественные способности сына и отправил его учиться сперва в церковно-приходскую школу села Алтышево, потом в иконописную мастерскую села Алатырь, а затем в такую же мастерскую в Казани. Мастера ездили расписывать церкви в разных городах Поволжья, и Степан Нефёдов путешествовал вместе с ними, обучаясь тонкостям работы.
В 1896 году Нефёдов попал на выставку Михаила Врубеля
. Работы известного художника так вдохновили его, что он решил изучать живопись и получить высшее образование. В 1901 году Степан Нефёдов переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями на отделении живописи были Константин Коровин
, Валентин Серов
, Леонид Пастернак
и другие известные художники.
В 1903 году молодой художник перевелся на отделение скульптуры, где преподавали Сергей Волнухин и Павел Трубецкой. В это время Нефёдов и взял вместо настоящей фамилии псевдоним Эрьзя.
Эрьзя… Это не имя, это даже не псевдоним. Это прозвище… одной из старинных и далеких народностей — мордвы… Этот маленький народ, затерянный среди изумрудных лугов и безграничных болот Симбирской губернии, орошаемой великой рекой Волгой, имеет какое-то этническое родство с финнами.
Из книги Григория Сутеева «Скульптор Эрьзя»

«Русский Роден». Международная выставка в Венеции и агитационное искусство

Степан Эрьзя. Скульптура «Последняя ночь осужденного перед казнью». 1909. Работа не сохранилась. Фотография: степанэрьзя.рф
Степан Эрьзя. Скульптура «Марта». 1912. Мордовский республиканский музей имени Степана Эрьзи, Саранск, Мордовия. Фотография: степанэрьзя.рф
Степан Эрьзя. Скульптура «Портрет балерины Софьи Федоровой». 1915. Музей Государственного академического Большого театра, Москва. Фотография: степанэрьзя.рф
В 1906 году Степан Нефёдов-Эрьзя закончил учебу и вскоре уехал за границу. Три года он провел в Италии, где постоянно совершенствовал скульптурное мастерство. Он работал в редкой технике прямого высекания: вырезал фигуры из камня без предварительных набросков и проектов.
Первым заметным успехом Эрьзи стала работа «Последняя ночь осужденного перед казнью». Мастер создал ее под впечатлением от Бутырской тюрьмы в Москве: в годы учебы он подрабатывал тем, что фотографировал осужденных революционеров. Скульптура заняла первое место на Международной выставке в Венеции в 1909 году. Она произвела такое впечатление на посетителей выставки, что малоизвестного скульптора стали называть «русским Роденом» и «деревенским Микеланджело».
В 1910 году Эрьзя переехал из Италии во Францию. Там его работы приобретали и крупные музеи, и частные коллекционеры. В этот период мастер работал в основном над скульптурными портретами — «Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный священник». Благодаря цепкой памяти и умению работать без эскизов ему удавалось выполнять их всего за один-два сеанса.
В 1914 году началась Первая мировая война
, и Степан Эрьзя вернулся в Россию. В военное время он работал санитаром в московском военном госпитале, времени на занятия скульптурой у него почти не оставалось. Самые известные из редких работ этого периода — «Монголка» и «Портрет балерины Софьи Федоровой». Помимо излюбленного мрамора, мастер начал экспериментировать и с новыми для себя материалами — цементом, железобетоном, металлом. В этот же период он занялся деревянной скульптурой: его вдохновляли резные изделия мордовских мастеров.
После революции Степан Эрьзя работал над мифологическими и национальными образами — скульптурными портретами эрзянских и мордовских женщин, библейской Евы и древнегреческой Леды. Занимался он и агитационным искусством, которое соответствовало советскому Плану монументальной пропаганды: создавал памятники Карлу Марксу и Владимиру Ленину, фигуры рабочих и крестьян, оформлял Дом союза горняков в Баку.
Однако со временем взаимоотношения Эрьзи с советской властью обострились: культурной политикой страны управляли в те годы представители авангардных направлений искусства. Позже Эрьзя писал журналисту Луису Орсетти: «Повсюду господствовали футуристы… В Екатеринбурге
я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению… и в музеях, и то, что дарили в музей коллекционеры произведений искусства, владельцы магазинов… В Екатеринбурге сожгли даже большую библиотеку…»

«Скульптор, который раньше был пастухом». Эмиграция и возвращение в СССР

Степан Эрьзя. Скульптура «Аргентинка». 1937. Мордовский республиканский музей имени Степана Эрьзи, Саранск, Мордовия. Фотография: степанэрьзя.рф
Степан Эрьзя. Скульптура «Размышление». 1936. Музей изобразительных искусств Эдуардо Сивори, Буэнос-Айрес, Аргентина. Фотография: степанэрьзя.рф
Степан Эрьзя. Скульптура «Аргентинка». 1940. Мордовский республиканский музей имени Степана Эрьзи, Саранск, Мордовия. Фотография: степанэрьзя.рф
С 1918 по 1926 год Степан Эрьзя жил на Урале
и Кавказе, куда отправился в поисках редких пород мрамора. Эти годы стали временем творческого кризиса: не было качественного материала, подходящих помещений и оборудования для работы. Ограничения накладывала и государственная политика революционного позитивизма: любое произведение искусства должно было соответствовать идеям нового мира. «Меня подавила революция. Я согнулся под её тяжестью… Наконец, я закончил борьбу», — писал Эрьзя. В 1926 году он принял решение об эмиграции, уехал сначала в Париж, а оттуда — в Аргентину.
В Аргентине Степан Эрьзя поселился на окраине Буэнос-Айреса. Он участвовал в местных выставках, на собственные деньги издавал брошюры о своем творчестве. Аргентинские газеты печатали пространные статьи об известном русском скульпторе, «который раньше был пастухом».
За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать скульптуры из экзотических пород дерева — квебрахо и альгарробо. Необыкновенно твердая древесина требовала долгой обработки. Но это окупалось ее качествами: выразительной текстурой и красивыми оттенками — от почти белого до красновато-коричневого.
Из этих материалов скульптор вырезал скульптуры «Автопортрет», «Отрешенный», «Портрет аргентинской девушки». Всего за годы жизни в Аргентине он создал более 180 скульптур из разных материалов.
В 1950 году Степан Эрьзя вернулся в СССР. Правительство выделило ему мастерскую в Москве, где Эрьзя организовал постоянную выставку своих работ. В 1956 году скульптора наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Степан Эрьзя умер 24 ноября 1959 года. Его похоронили в столице родной Мордовии — Саранске. Именем скульптора названы несколько художественных музеев, улицы в Москве и Саранске
.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна