Михаил Чехов
Годы жизни: 29 августа 1891 - 01 октября 1955
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Режиссер, Актер театра
Михаил Чехов — масштабная и трагическая фигура в истории русского театра. Гениальный актер, режиссер, педагог и теоретик сценического искусства, в возрасте 37 лет он покинул Россию и дальше был вынужден выживать, но не жить насыщенной жизнью художника, как-то было в Москве — в Художественном театре, в Первой студии МХТ, которую Чехов возглавил в 1922 году.
Кому-то зарубежный путь Михаила Чехова кажется ярким: актер играл в спектаклях великого немецкого режиссера Макса Рейнхардта, собирал полные залы в Париже, преподавал в Англии, наконец, создал в Голливуде успешную актерскую школу, в которой учились Юл Бриннер, Энтони Куинн, Клинт Иствуд, Мэрилин Монро! Однако дневниковые размышления Чехова той поры полны горечи, разочарования в том, как обстоит дело в театре европейских стран и США. Ни одной значительной новой роли не сыграл он со времени отъезда из СССР, только повторял свои партии московских времен: Мальволио в «Двенадцатой ночи», Хлестакова в «Ревизоре», короля Эрика в «Эрике XIV», Калеба в «Сверчке на печи». Но именно в годы скитаний по разным странам Чехов писал книгу, в которой сформулировал принципы своего метода, — «О технике актера». Сегодня она обязательна к прочтению для любого актера, режиссера, историка театра, как «Работа актера над собой» Станиславского.
Михаил Чехов — племянник Антона Павловича Чехова, сын старшего брата писателя Александра. Он родился и вырос в Петербурге, там же начал свой актерский путь — в Суворинском театре. В 1912 году по приглашению Станиславского перешел в МХТ. Выдающиеся способности актера были очевидны, но родством с Антоном Павловичем Михаила Чехова попрекали долго — коллеги делали это в шутку, а некоторые дремучие зрители вполне серьезно. Доходило до анекдотов. Однажды в МХТ во время спектакля «Вишневый сад», где Михаил Чехов играл Епиходова, какой-то купчик из партера указал на актера пальцем и крикнул во весь голос: «Вот он! Нет, вы подумайте: сам же пишет и сам же играет!»
Играл же Чехов так, что его спектаклей не могли забыть даже самые искушенные зрители. В 1921 году Первая студия МХТ гастролировала в Праге. Кроме прочего, играли «Эрика XIV» по Стриндбергу с Михаилом Чеховым в роли безумного короля. На спектакле побывал Карел Чапек. Вот как он сформулировал свои впечатления:
«Как воздать должное этому тончайшему интеллигентному уму, этому актеру, некрасивому, обладающему щуплым, худым тельцем, который в течение целого вечера, выступая на чужом для нас языке, в чужой для него, иностранной пьесе, смог проявить себя столь необыкновенно, стать из ряда вон выдающимся явлением. Я видел много действительно вдохновенных актеров. Их высшим искусством было умение убедить вас, что под оболочкой тела их героев, где-то внутри их, скрыта напряженная душевная жизнь. У Чехова нет никакого «внутри», все обнажено, ничего не скрыто, все импульсивно и резко, с огромной динамикой выливается в игру всего тела, всего этого тонкого и дрожащего клубка нервов».
На самом же деле такой эффект достигался филигранной работой актера над ролью. Основываясь на своем опыте, а также в результате напряженных размышлений и наблюдений за коллегами Михаил Чехов пришел к мнению: актер должен создавать образ, ежеминутно помня, что он на сцене. «Бессознательное» творчество, при котором исполнитель «входит в образ» и ломает мебель на сцене, руки-ноги партнерам по спектаклю, нездорово. Гораздо более продуктивно и художественно верно, когда актер со-чувствует герою, наблюдает за ним, играя. Такой метод предполагает раздвоенность сознания — но Чехов вовсе не видел в том болезни и учил применять технику отстранения в истинном ее виде.
В публикациях
Фильмы
Смотрите также