Николай Мордвинов

Годы жизни: 15 февраля 1901 - 26 января 1966
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Художественный руководитель, Художник-постановщик, Актер театра
Содержание
До 19 лет Николай Мордвинов и не думал о сцене. В школьных спектаклях он играл роли второго плана, а в армейский драмкружок попал просто потому, что умел читать. Однако со временем его мнение об актерской профессии изменилось. Мордвинов писал: «Все мои прежние интересы, увлечения и пристрастия воедино слились в едином желании служения сцене». Он играл в студии Юрия Завадского и стал артистом Театра Моссовета. Но славу Мордвинову принесли главные роли в кино: картинах «Богдан Хмельницкий» режиссера Игоря Савченко и «Маскарад» Сергея Герасимова.

Путь в актеры: детство и юность Мордвинова

Николай Мордвинов родился в небольшом городе Ядрине Казанской губернии (сегодня входит в состав Чувашской Республики) в семье купца второй гильдии. Его отец, Дмитрий Мордвинов, владел большой лавкой, где продавал ткани, изделия из кожи, сахар, кофе, чай и крупы. Мать, Анна Мордвинова, содержала хозяйство и, помимо будущего актера, воспитывала еще трех детей: Марию, Георгия и Иоанна.
В доме часто звучала музыка: отец играл на домре, балалайке и гитаре, мать пела и занималась вокалом с детьми. Актер вспоминал: «Кое-кто считал, что я обладал хорошим певческим голосом и рекомендовал мне заняться этим всерьез, но разговоры велись между прочим и я не придавал им значения». Мордвинов много времени проводил на улице: летом ходил на рыбалку и собирал ягоды в лесу, зимой — катался с горки и играл в снежки.
Конечно, ни о каком театре речи быть не могло. Народ не имел представления о кино. Более того, подавляющее большинство никогда не видело даже железной дороги. Типичный провинциальный городок старой Руси, оживляемый небольшим количеством интеллигенции да учащимися реального училища и женской гимназии.
Николай Мордвинов. «Размышление о работе актера»
Начальное образование Николай Мордвинов получил в городской приходской школе, а осенью 1912 года поступил в Ядринское реальное училище. Его любимыми предметами стали физика и рисование, однако в старших классах благодаря учителю Петру Иванову-Панкову школьник увлекся литературой. Мордвинов вспоминал: «Его лекции по классической литературе с извечным стремлением авторов к добру и счастью человечества, с ненавистью к угнетению, с призывом к свободе, были так проникновенны, что целили прямо в сердце. Мы слушали, заслушивались и забывали о конце урока». После занятий школьники часто устраивали дебаты — обсуждали литературные произведения. В лесу недалеко от училища у учеников был даже специальный пень-трибуна. В это же время Мордвинов сыграл в первом спектакле — постановке по пьесе Леонида Андреева «Дни нашей жизни». Ставил ее Иванов-Панков, который утвердил Николая Мордвинова на роль студента Онуфрия.
В 1917 году началась революция, и имущество Мордвиновых национализировали. Через год реальное училище объединили с женской гимназией и переименовали в единую трудовую школу второй ступени. Как сына купца, Николая Мордвинова хотели исключить, однако за ученика вступились местные жители: они обратились в исполком партии города, и его оставили в школе. В 1920 году Мордвинов получил аттестат о среднем образовании.
Выпускника сразу же призвали в Красную армию и определили в стрелковый полк под Нижним Новгородом. Однако военной подготовкой Николай Мордвинов занимался недолго: его назначили суфлером в драматический кружок. В книге «Размышления о работе актера» он писал: «Батальон строится на поверку. <…> «Кто умеет хорошо читать, два шага вперед!» Теперь звучит неправдоподобно, но это истинная правда. Из батальона сделало два шага лишь несколько человек, а бегло читавшим оказался я один. И так я попал в кружок Культпросвета полка суфлером». Николай Мордвинов подсказывал текст актерам-красноармейцам, помогал шить костюмы и собирал декорации, а вскоре попросил командира назначить его актером: за все эти месяцы он выучил тексты пьес лучше, чем исполнители главных ролей.
Играю всё… <…> …я ищу стихийное поведение на сцене, пытаюсь играть «нутром»… <…> …и вот, вышибая пробку из бутылки об ладонь, разбиваю ее в куски и раню руку. И вот я, бросая тяжелый предмет в партнера, как положено по пьесе, бросаю его именно в партнера, так, что тот еле успевает отскочить! Молва вокруг меня — самая благоприятная. Кругом говорят: «Какой замечательный артист! Он так входит в роль, что забывает всё.
Николай Мордвинов. «Размышление о работе артиста»
Чтобы лучше играть и вживаться в роли, Николай Мордвинов стал читать книги про театральное мастерство, изучать грим и развивать мимику перед зеркалом. Он продолжил занятия и после демобилизации в 1923 году. Артист вспоминал: «Я уже понял, что все дремавшие во мне силы пробудились. Все мои прежние интересы, увлечения и пристрастия воедино слились в едином желании служения сцене. Но я понял, что в сущности я на сцене беспомощен, что я шел интуитивно». Вскоре Николай Мордвинов решил получить актерское образование, но для этого нужно было переехать в Москву.

Учеба в Москве, встреча с Юрием Завадским и первые спектакли

В 1924 году Николай Мордвинов приехал в столицу. Денег не было, и часто приходилось спать на вокзале. Первый вступительный экзамен в школу Театра имени Вахтангова он провалил, но вскоре актера приняли в Техникум сценических искусств имени Луначарского, где по конкурсу на одно место претендовали 600 человек. У студентов были курсы по сценической речи, хореографии, истории искусства. Однако в конце первого курса Николая Мордвинова признали «профессионально непригодным» и отчислили. Он вспоминал: «После экзамена преподаватель сказал мне: «Знаете, Мордвинов, у вас что-то есть, а чего-то нет» (?!) Другой посетовал на то, что я книжник, а он любит «людей от сохи» <…> Удар был сокрушительной силы. Я много лет не мог избавиться от его последствий. Нет-нет да и загрызет тебя сомнение и вдруг начнешь терять ты веру в себя, и покажется вдруг, что нет у тебя никаких сил сломить это сомнение».
Почти полгода Николай Мордвинов жил на случайные заработки. Однако в 1925 году решил вновь поступать на актерские курсы. Вскоре он узнал о наборе в студию режиссера Юрия Завадского и пришел на прослушивание. Педагог вспоминал: «Провинциальным и достаточно безвкусным был его репертуар, но от рослого красивого парня веяло такой размашистой силой, вся фигура и открытое молодое лицо излучали такую природную мощь и полнокровие, что невозможно было не увлечься им, не угадать в нем искренность и темперамент будущего актера». Мордвинов поступил сразу на второй курс: ему перезачли все предметы, сданные в Техникуме сценических искусств.
В студии практически не было теоретических предметов, и студенты учились во время подготовки спектаклей. Первым, кого сыграл Мордвинов, стал Петр из пьесы Островского «Лес». Режиссеры Юрий Завадский и Николай Хмелев объясняли актеру систему Станиславского, показывали, как можно обыгрывать реплики. На репетиции Николай Мордвинов всегда приходил с блокнотом, куда записывал замечания и советы. Завадский давал ему разноплановые роли: от прагматичных купцов до аристократов-романтиков. Выпускной работой актера стал спектакль «Ратклиф» по Генриху Гейне. После окончания курсов режиссер взял Мордвинова на работу в свой Московский театр-студию.
В 1927 году Николай Мордвинов сыграл в спектакле «Рассказ о простой вещи» по пьесе драматурга Бориса Лавренева. По сюжету чекист Орлов под видом французского коммерсанта передавал информацию о белогвардейцах, однако рассекретил себя, чтобы спасти жизнь невиновному крестьянину. Мордвинов сыграл офицера царской армии Соболевского. Он вспоминал: «Это была моя явная удача. И была она тем более волнительной, что в своей жизни я не видел ни одного офицера царской армии, если не считать старика воинского начальника». Вскоре после премьеры Мордвинов приступил к репетициям другой постановки — «Любовью не шутят» поэта Альфреда де Мюссе. Актер исполнил роль барона Педрикана.
В 1928 году Николаю Мордвинову впервые дали главную роль. Его герой, делец Мебиус, из пьесы немецкого писателя Вальтера Газенклевера «Компас, или Деловой человек» очаровывал одиноких женщин и забирал у них деньги, но после влюбился в дочь миллионера Лию Компас и ради девушки отказался от прежнего образа жизни. Постановка собирала полные залы, и Юрий Завадский стал чаще задействовать Мордвинова в спектаклях. Вскоре прошли премьеры «Пьяного круга», «Пробы» и «Дела о Душах». В 1933 году актер сыграл Дика Даджена в постановке «Ученик дьявола» по одноименной мелодраме Бернарда Шоу о Гражданской войне в США. Завадский писал: «Красивый, стройный, подвижный, умный и саркастический его герой был борцом за справедливость, истинным сыном природы. Мордвиновский Дик Даджен был живой, вольнолюбивый и неуемный характер, захватывающий своей непосредственностью, мужеством, душевной щедростью, чистотой».
В 1934 году в Театре-студии под руководством Юрия Завадского решили поставить пьесу Островского «Волки и овцы». Николай Мордвинов сам попросил у режиссера роль Мурзавецкого, молодого безвольного прапорщика в отставке. Это был для него новый тип героя: до этого он играл только сильных личностей. Артист долго не мог вжиться в роль, Завадский даже хотел передать ее другому. Николай Мордвинов несколько раз перечитывал пьесу Островского, советовался с актером Николаем Хмелевым, бродил по улицам в надежде перенять от прохожих подходящие интонации и жесты. Мордвинов вспоминал: «К моему брату пришел его приятель и вдруг, что-то рассказывая, засмеялся странно коротким смешком на высоком регистре… …этот смешок не давал мне покоя, пока я не понял, что так смеется Мурзавецкий! <…> Мне стало легко и вольно. Родилась вдруг масса красок и неожиданных приспособлений». На премьере Николай Мордвинов уже импровизировал: спел песню, которой не было в тексте, добавлял фразы. После спектакля его актерскую игру отметил известный режиссер Владимир Немирович-Данченко.
В 1935 году Николая Мордвинова впервые пригласили сняться в кино. Художественный руководитель театра «Ромэн» Моисей Гольдблат увидел актера на спектакле в студии Завадского и предложил ему роль в фильме «Последний табор» о коллективизации среди цыган. Мордвинов сыграл бедного члена табора, который одним из первых вступил в колхоз.

«Аплодировали беспрестанно»: лучшие роли Мордвинова

В 1936 году Юрия Завадского назначили руководителем Ростовского театра драмы им. М. Горького в Ростове-на-Дону. Вслед за учителем переехал и Николай Мордвинов. Они продолжили вместе работать над спектаклями. Уже через несколько месяцев артист сыграл в постановке «Любовь Яровая» по пьесе советского драматурга Константина Тренева.
Завадский радикально обновил репертуар театра. Только за 1937 год там прошли четыре премьеры с участием Мордвинова: «Каменный гость», «Очная ставка», «Разбойники», «Тигран». В 1938 году здесь поставили спектакль «Укрощение строптивой» по Шекспиру, где актер сыграл Петруччо, а в следующем его утвердили на роль Отелло. В книге «Размышления о работе актера» Мордвинов писал: «Отелло — человек с широким горизонтом, пытливым умом, беспокойной душой, — это человек, в котором профессия — приложение. Выявить в нем воинское, человеческое, мне кажется, очень интересно».
В 1940 году Юрия Завадского назначили главным режиссером Театра им. Моссовета, и он вернулся в столицу. Николай Мордвинов вновь отправился вслед за учителем. Он устроился в тот же театр. В этом же году актер сыграл Кавалера ди Рипафратта в спектакле «Хозяйка гостиницы» по пьесе венецианского драматурга Карло Гольдони. Однако Мордвинов часто пропускал репетиции: артиста пригласили на главную роль в фильме «Богдан Хмельницкий». Съемки проходили в Киеве, и Мордвинов жил на два города. Премьеру спектакля запланировали на декабрь 1940 года. За несколько недель до этого он писал в дневнике: «Прошли две ужасные репетиции. <…> Бывают такие кошмарные сны у актеров, когда они должны играть пьесу, которую не знают, или когда надо выходить на сцену, а нет ни костюма, ни грима, ни парика… Вот и сегодня так же». Однако постановка прошла успешно: зрители несколько раз вызывали актеров на бис.
Играл очень смело. Нагородил столько сверх того, что предложил сам, что казалось, не остановить никак. <…> Дело дошло до того, что в припадке отчаяния мой Кавалер начал сверлить пол головой, а потом, разбежавшись, со всего маху грохнулся головой об стенку. <…> Гомерический смех сопровождал весь спектакль, смеялись много, аплодировали беспрестанно. Смеялись актеры на сцене, рабочие за кулисами, а зал неистовствовал.
Николай Мордвинов. «Размышления о работе актера»
Через несколько дней после премьеры «Хозяйки гостиницы» Николай Мордвинов выехал в Киев на съемки. «Богдана Хмельницкого» закончили к марту 1941 года. Историю о восстании казака высоко оценили советские кинокритики. Вместе с режиссером картины Игорем Савченко, оператором Юрием Екельчиком Мордвинов получил Сталинскую премию I степени.
Вскоре актера пригласили на пробы фильма «Маскарад». Ему предложили роль высокомерного дворянина Евгения Арбенина. Драму Лермонтова к 100-летию смерти поэта собирался экранизировать известный режиссер Сергей Герасимов. Николай Мордвинов с 11 утра до шести вечера подбирал себе грим, пока не создал подходящий образ. Актера одобрили. До съемок он несколько раз встречался с режиссером, чтобы обсудить образ Арбенина. Но окончательное представление о герое сложилось у Мордвинова только в первый день записи в Ленинграде. Артист вспоминал: «Как-то сразу я ощутил образ целиком, во всем объеме, манеру держаться. <…> Понял природу несколько покровительственного, небрежного, саркастического, чуть свысока тона обращения. <…> Очень все хвалят внешний вид. Шуба, бобровый воротник, цилиндр, трость… все очень к лицу. Душа прыгает и радуется, как у мальчишки». Ради роли Мордвинов похудел и научился играть в карты.
Работали очень быстро: за три с половиной месяца картина была готова. Финальный монтаж закончили ночью 21 июня 1941 года. На следующий день планировали показать ленту в студии лермонтовской юбилейной комиссии во главе с членом партии Андреем Ждановым. Однако просмотр отменили: началась Великая Отечественная война. Сначала о «Маскараде» забыли, но спустя несколько недель Герасимова отправили сдавать фильм в Московский комитет кинематографии. Картину увидели всего несколько человек.

Киноленты в эвакуации и новые московские постановки

Осенью 1941 года весь коллектив Театра Моссовета эвакуировали в Алма-Ату. Актеры выступали с концертами на призывных пунктах и в госпиталях. В 1942 году Николая Мордвинова задействовали в спектакле «Фронт» по новой пьесе драматурга Александра Корнейчука. Артист сыграл молодого генерала Огнева, который пошел наперекор командованию и выиграл сражение. Через несколько месяцев Мордвинов получил сразу два приглашения на киносъемки — фильма о герое Гражданской войны «Котовский» и картины о советском танкисте «Парень из нашего города». Их снимали на улицах Алма-Аты и недавно построенном Дворце культуры — больших студий в округе не было.
В 1943 году Театр Моссовета вернулся в столицу и до конца войны показывал спектакли и давал благотворительные концерты. Николай Мордвинов играл в двух постановках: «Отелло» по Шекспиру и «Воры» по Чехову. Вскоре после того, как актер приехал в Москву, ему предложили роль в фильме Абрама Роома «В горах Югославии». По сюжету партизаны-боснийцы сражались против фашистов и коллаборационистов вместе с советскими солдатами.
В конце 1940-х годов Николай Мордвинов решил сосредоточиться на театре. Он начал работать не только с Завадским, но и с другими режиссерами Театра Моссовета. В 1947 году актер сыграл в спектакле «В одном городе» Юрия Шмыткина, а в следующем — в постановке «Обида» Василия Ванина. В 1949 году Мордвинов получил звание народного артиста СССР.
Вскоре актер продолжил играть в кино. В 1950 году он снялся сразу в трех фильмах, в двух из которых — «Донецкие шахтеры» и «Огни Баку» — Николай Мордвинов исполнил роль комиссара Лаврентия Берии. Очередной работой стала лента Константина Юдина «Смелые люди» о Великой Отечественной войне.
После выхода фильмов Юрий Завадский вернулся к картине «Маскарад», премьера которой сорвалась из-за начала войны. Режиссер предложил Мордвинову вновь сыграть Арбенина, только на сцене. Первый спектакль по пьесе Лермонтова прошел в 1952 году в Театре Моссовета.
В новом спектакле Мордвинов пошел еще дальше и создал образ такой силы и глубины, что когда мы, видавшие Мордвинова в этой роли, говорим теперь об Арбенине, то уже не можем отделить этот образ от игры замечательного актера. Как живая, стоит перед глазами эта загадочная фигура с холодным лицом, с пронзительным взглядом.
В 1958 году Николай Мордвинов сыграл короля Лира в одноименной пьесе Шекспира. Режиссером постановки стала Ирина Анисимова-Вульф. Она же спустя четыре года задействовала актера еще в одном спектакле — «Ленинградский проспект» по пьесе советского драматурга Исидора Штока. Мордвинов сыграл главу семьи Забродиных. На премьеру пришел автор произведения. Штоку так понравился спектакль, что он отправил письмо актеру и подарил ему настольные часы. Артист Марк Новицкий также писал Мордвинову: «Ваши особенно сильные места, когда вы молча, без слов, плачете. На сцене плачут плохо. Актеры не умеют на сцене ни плакать, ни мучиться. А вы… я плакал вместе с вами». В 1964 году у спектакля «Ленинградский проспект» появилась телеверсия, и его увидели еще больше зрителей.

Параллельно Мордвинов работал на радио и читал в эфире произведения Лермонтова: поэму «Демон» и «Песню о купце Калашникове». Актер вспоминал: «Тот описательный текст, который выпадает при инсценировке, в чтении остается… я сам без помощи художника и бутафора создам ту обстановку, те картины, о которых говорится в рассказе. И они могут быть гораздо богаче. В театре невозможно рассказать ни о запахе степной ночи, ни о веянии ночного ветерка».
Вскоре Николай Мордвинов стал реже играть в театре и сниматься в кино: начались проблемы с сердцем. В 1965 году он последний раз вышел на сцену. Актер поучаствовал в новогоднем представлении, в котором также были задействованы Юрий Гагарин, Майя Плисецкая, Аркадий Райкин и многие другие. В январе 1966 года Мордвинов скончался в Москве. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна