Станислав Говорухин
Годы жизни: 29 марта 1936 - 14 июня 2018
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Режиссер, Сценарист
Содержание
Режиссер Станислав Говорухин снял 55 кинокартин, среди которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», а также он написал сценарий для «Пиратов XX века» — самого кассового в истории советского кинематографа фильма. У Говорухина сыграл свои главные роли Владимир Высоцкий, впервые на экране зазвучали песни барда. Станислав Говорухин был и крупным политиком — несколько раз избирался депутатом Государственной думы, возглавлял Комитет по культуре и баллотировался на пост президента страны.
«Самые творческие годы»: первые работы на телевидении и учеба во ВГИКе
Станислав Говорухин родился 29 марта 1936 года в городе Березники недалеко от Перми. Его отец — Сергей Говорухин — происходил из донских казаков. В 1938 году его арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности, в этом же году он погиб в сталинских лагерях. Станислава Говорухина и его старшую сестру Инессу воспитывала мать Прасковья Глазкова. Она никогда не рассказывала детям об отце и скрывала информацию о его аресте. Родственникам репрессированных в то время было тяжело: их могли не зачислить в университет, не принять в комсомол. Прасковья Глазкова даже уничтожила все фотографии мужа. Позже Говорухин вспоминал: «Почему мама скрывала от меня судьбу отца, даже сожгла фотографии? Потому что время было жестокое. Детей репрессированных родителей ждала судьба тяжелая — могли быть неприятности и с комсомолом, и с поступлением в институт». Правду об отце режиссер узнал намного позже. Он отправлял запросы в разные органы, ростовский КГБ прислал ответ, в котором сообщалось, что Сергея Говорухина репрессировали.
Детство Станислава Говорухина было тяжелое. Его семья жила в бедности, в бараке без удобств. Матери режиссера приходилось много работать, чтобы прокормить семью. Но несмотря на все трудности, Говорухин хорошо учился в школе. С детства он любил ходить в походы, заниматься спортом, поэтому поступил на геологический факультет Казанского университета. Уже на первом курсе Говорухин понял, что выбранная профессия ему не подходит, и решил заняться литературным творчеством: присоединился к редакции студенческой газеты, где публиковал статьи и интервью. В 1959-м, через год после окончания университета, он устроился работать на недавно созданную Казанскую телевизионную студию. Квалифицированных работников тогда не хватало: региональное телевидение в СССР только развивалось, поэтому туда часто брали энтузиастов без специального образования.
Те два года, которые я там проработал, я могу назвать самыми творческими в моей биографии — изучали новое дело. Я был и швец, и жнец, и на дуде игрец: и редактор, и оператор, и ведущий, и автор. Ну, а с телевидения — прямая дорога в кино!
Станислав Говорухин о работе на Казанской ТВ-студии
Этот опыт помог ему в 1961 году отлично сдать вступительные экзамены и поступить во ВГИК на режиссерский факультет. Его взяли в мастерскую Якова Сегеля. Говорухин вспоминал: «В те времена стать студентом знаменитого вуза мог и парень из деревни, если у него был талант». Опыт, который режиссер получил на Казанской телевизионной студии, помог ему стать одним из лучших студентов курса. В 1964 году он снял свой первый фильм — короткометражную ленту «Аптекарша» по мотивам чеховских рассказов. За картину на экзамене Говорухин получил пятерку. Его следующей работой стал дипломный проект — фильм «Тетя Катя». В 1966 году Станислав Говорухин окончил институт с красным дипломом.
Фильмы Говорухина: от «Вертикали» до «Конца прекрасной эпохи»
Еще в институте Говорухин решил, что хочет работать на Одесской киностудии художественных фильмов.
Я никогда там [в Одессе] не был, но знал этот город по литературе — Пушкину, Бабелю, Паустовскому, Бунину. К тому же в те времена — подъема и расцвета советского кинематографа, на Одесской киностудии снимали фильмы, которые отличались какой-то… свежестью. «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра», «Жажда» — мои любимые фильмы.
Станислав Говорухин об Одесской киностудии
В 1967 году вместе с бывшим однокурсником Борисом Дуровым Говорухин поехал в Одессу. По плану киностудия этого города должна была выпустить пять фильмов за год, но последний — об альпинистах — создать не успевали. Заняться этой картиной предложили Говорухину и Дурову. Им пришлось много поработать над будущей кинолентой — переделать сценарий, подобрать музыку и актеров. Говорухин вспоминал: «Нам предложили сценарий, очень слабый, об альпинистах. Мы посмотрели сценарий, поняли, что даже переделка ему не поможет, но все равно схватили — когда нам еще представится возможность снять полнометражный фильм?» Композитором стала София Губайдулина из Московской экспериментальной студии электронной музыки, на главную роль пригласили Владимира Высоцкого. За год «Вертикаль» посмотрело более 30 миллионов человек. «Песня о друге», которая прозвучала в фильме, была одной из самых популярных в 1967 году, а Владимир Высоцкий стал знаменитым.
После успеха «Вертикали» Станислав Говорухин решил снять еще один фильм об альпинистах — картину «Белый взрыв», которая вышла в 1969 году. Его съемки он запомнил на всю жизнь: тогда вертолет с режиссером и каскадером врезался в скалу и упал.
Шансов выжить абсолютно не было, вертолет развалился на куски. Но по какой-то странной причине — Господь отвел — не взорвался и не загорелся. Все поломались, но все выжили. Конечно, это событие навеки запечатлелось в моем сердце. Этот день я считаю самым счастливым в моей жизни.
Станислав Говорухин о падении вертолета на съемках «Белого взрыва»
Популярности картина не завоевала, но сам режиссер считал ее одной из лучших своих работ.
В следующие несколько лет Говорухин снимал приключенческие картины — фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» по одноименной книге Даниэля Дефо и «Контрабанду». В 1977 году режиссер работал над фильмом о курсантах морского училища «Ветер «Надежды». А в 1979 году он написал сценарий для кинобоевика «Пираты XX века», который стал самым кассовым фильмом в истории советского кинематографа. В 1980 году ленту посмотрело более 90 миллионов человек. Вскоре вышел и пятисерийный детективный фильм о работниках Московского уголовного розыска «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким и Владимиром Конкиным в главных ролях. В основу сюжета лег роман Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». Фильм был очень популярен у зрителей, Станислав Говорухин вспоминал: «Первые годы во время показов страна вымирала — прекращались преступления и срывались всенародные праздники; люди сидели у телевизоров».
После детективного «Места встречи» Говорухин вернулся к приключенческим лентам. На этот раз сюжеты он брал из зарубежной литературы — в 1981 году экранизировал повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а в 1985-м — роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Говорухин и сам снимался в кино — играл в эпизодах.
Тогда же Станислав Говорухин стал писать очерки и эссе о политике и кино. Их печатали в «Литературной газете», «Советской культуре», в других газетах и журналах. Режиссер не оставлял работы в кино: в 1987 году исполнил роль криминального авторитета Андрея Крымова в картине «Асса» Сергея Соловьева.
В начале 1990-х режиссер начал снимать документальные ленты. Первой вышла «Так жить нельзя». Фильм рассказывал об обратной стороне перестройки — безработице и нищете. Съемки картины проходили в родном городе режиссера — Березниках. В 1991 году «Так жить нельзя» получила три премии «Ника»: за лучший документальный фильм, лучшую работу режиссера и сценариста. Успех подтолкнул Говорухина к съемкам продолжения — он задумал создать кинотрилогию о переломных моментах истории. В 1992 году он снял фильм «Россия, которую мы потеряли» о правлении Николая II и событиях 1917 года, а в 1994-м — картину «Великая криминальная революция» о последних годах советской власти. Позже режиссер выпустил книгу с заметками, которые делал во время работы над этой трилогией. В книге Говорухин размышлял о политической ситуации в современной ему России.
В последнем фильме выразилось все мое разочарование тем, что произошло в стране. Задумывали демократические реформы, получились криминальные. А учитывая то, что страна наша — огромных размеров, я назвал эту криминальную революцию — великой.
Станислав Говорухин
В 1993 году Говорухин снял документальный фильм «Час негодяев» о расстреле Белого дома. А летом 1998 года режиссер начал работу над криминальной драмой «Ворошиловский стрелок» — экранизацией повести Виктора Пронина «Женщина по средам». В картине шла речь о том, как обычный пенсионер отомстил насильникам своей внучки. Фильм получил негативные отзывы критиков. «Ворошиловскими стрелками» стали называть людей, совершавших самосуд. Журналист «Российской газеты» Владимир Богданов писал: «Страшно то, что образ «ворошиловского стрелка» находит одобрение. Возможно, мысль о самосуде возникает как ответная реакция на устойчивое убеждение, что справедливого суда не дождешься».
После криминальной драмы Говорухин снял мелодраму «Благословите женщину» со Светланой Ходченковой в главной роли. Последней работой Станислава Говорухина стал фильм 2015 года «Конец прекрасной эпохи» — экранизация произведений Сергея Довлатова. Уже после смерти режиссера, в 2019 году, на экраны вышла картина «На Париж», которую сняли по его сценарию.
Личная жизнь режиссера
Со своей первой женой — Юноной Каревой — Говорухин познакомился еще во время работы на казанском телевидении. Карева в то время работала в Казанском большом драматическом театре. В 1961 году они поженились, тогда же у супругов родился сын Сергей. Вскоре брак распался: Станислав Говорухин уехал в Москву, а Юнона Карева отказывалась покидать родной город. Сын остался с матерью и в будущем тоже стал режиссером.
Он [Сергей Говорухин] воспитывался на книгах. Рвался служить в Афганистан, но мама легла костьми и не пустила. Но эта болезнь войной, которая была воспитана мужественными книгами, не прошла. И он, закончив (причем заочно, он всегда работал) сценарный факультет ВГИКа, решил снять документальный фильм о войне. С камерой они прошли и Таджикистан, и Чечню, все горячие точки. Грудь у него в орденах, в Чечне он потерял ногу, но они сняли документальный фильм «Прокляты и забыты», который получил премию «Ника», высшую российскую кинематографическую премию.
Станислав Говорухин о сыне Сергее Говорухине
Со второй женой режиссер познакомился в Одессе во время работы над картиной «Вертикаль» в 1967 году. Она работала на Одесской киностудии монтажером. Станислав и Галина Говорухины прожили вместе почти пятьдесят лет.
Говорухин в политике
Еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов Станислав Говорухин стал участвовать в политической жизни страны: возглавил Демократическую партию России, а в 1993 году стал депутатом Государственной думы.
В стране происходит криминальная революция. Вернее, она завершается. Победой революции может считаться окончательное построение уголовно-мафиозного государства.
Станислав Говорухин, «Великая криминальная революция»
Депутатом Государственной думы режиссер избирался несколько раз, а в 2000 году даже баллотировался на пост президента. Возглавить страну ему не удалось, но в 2011 году он стал руководить Комитетом Государственной думы по культуре.
Я открыл на базе Комитета по культуре думскую гостиную. Раз в месяц там собирались известные общественные деятели, которые тоже влияли на депутатов, доказывая, что культура — это основа общества, духовный хребет нации и ей необходимо помогать.
Станислав Говорухин о Комитете по культуре
В мае 2018 года он последний раз появился перед публикой — участвовал в заседании Комитета Госдумы по культуре.
Умер Станислав Говорухин 14 июня 2018 года в подмосковном санатории Барвиха после долгой болезни. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище города Москвы.
Интересные факты из жизни Станислава Говорухина
1. Станислав Говорухин любил рисовать и даже был членом Российской академии художеств. Несколько раз в Москве устраивали его выставки.
Каждый режиссер должен выучиться рисовать. Каким видишь будущий кадр? Как это объяснить соратникам — оператору, художнику? На пальцах? <…> Режиссер, не умеющий рисовать, все равно рисует. А куда денешься? Как объяснишь?
Станислав Говорухин о рисовании
2. В 1992 году режиссеру снял интервью с Александром Солженицыным, который тогда только вернулся из эмиграции. Писатель из всех журналистов, которых предлагало руководство телекомпании «Останкино», выбрал именно Говорухина. После интервью они много общались и даже подружились. «Вот фигура! Он меня по многим вопросам просветил, в частности — по вопросам русской истории», — написал Говорухин позднее в автобиографии.
3. Станислав Говорухин называл себя «дедушкой российского кинофестивального движения». Он был инициатором и создателем советского международного фестиваля жанрового кино «Золотой Дюк», который проходил в Одессе с 1988 по 1991 год.
4. Станислав Говорухин дружил с Владимиром Высоцким. Режиссер писал: «Володя Высоцкий, конечно, оказал на меня большое влияние. Научил быть сильным. Он один из тех, кого я могу назвать своими духовными учителями». Их дружба началась еще на съемках картины «Вертикаль». В дальнейшем Говорухин еще несколько раз снимал Высоцкого в своих картинах, среди которых «Белый взрыв» и «Место встречи изменить нельзя».
5. Несколько раз Станислав Говорухин пробовал себя в роли театрального режиссера. В 2001 году он поставил во МХАТе им. Горького спектакль «Контрольный выстрел», который идет в театре до сих пор, а в 2004-м в «Школе современной пьесы» состоялась премьера его спектакля «Па-де-де».
В публикациях
Фильмы
Смотрите также