18+

День ангела

Драма
1968
70 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

По мотивам рассказа Бориса Житкова «Механик Салерно» (1932).

Во время шторма на пароходе «Цесаревич», совершающем рейс в Атлантическом океане, загорелся трюм. Теперь перед капитаном стоит задача, не вызвав паники, с наименьшими потерями спасти пассажиров судна. Он приглашает пассажиров на увеселительную прогулку в честь своего «дня ангела».

Из анонса в газете «Советская культура» №14, 1969

Большой комфортабельный пароход «Цесаревич» неторопливо пересекает океан. В ресторане — белоснежные скатерти и старательные, молчаливые лакеи. На палубе — изящные кружевные зонтики дам, обходительные кавалеры, легкие, ни к чему не обязывающие разговоры. Приятно путешествовать на таком пароходе, особенно тем, кто богат и к чьим услугам — все удобства первого класса.

Но нет, это не пароход плывет по океану, а пороховая бочка. Потому что в трюме — пожар, и нет уже никакой возможности его потушить…

Напряженный сюжет, заимствованный из рассказа Бориса Житкова «Механик Салерно», а также участие таких известных актеров, как Б. Андреев (Грызлов), Н. Крючков (старпом), П. Соболевский (Любопытный), Н. Фатеева (Симона Валери) и другие, делают фильм Одесской киностудии «День ангела» интересным для зрителя…

«Анфас и в профиль. Отечественное кино в лицах. Станислав Сергеевич Говорухин». Справочная статья в журнале «Кинограф» №5, 1998

Спустя год после дебюта выходит вторая картина (первая самостоятельная работа) молодого режиссера — приключенческий фильм-путешествие на морской сюжет «День ангела» (1968) — «актерский фильм» где он собирает блистательный актерский состав и где в экстремальной ситуации — пожар на борту теплохода в Атлантике (паника, стрельба, взрыв) — раскрываются мужество, выдержка, решительность одних персонажей, трусость, растерянность и низость — других.

За три года молодой режиссер снимает три фильма «Вертикаль», «День ангела», «Белый взрыв». Эти ранние работы (при всех их недостатках) никак нельзя назвать слабыми. Добротные, профессиональные, они определяют яркую романтическую направленность его творчества: его привлекает стихия гор, стихия моря и борьба человека — его победа над ними; режиссерское пристрастие к остросюжетному фильму, стремление показать героя, настоящего мужчину, не теряющего присутствия духа, находчивого в самых сложных, смертельно опасных ситуациях, умеющего постоять за себя, отстоять свое достоинство, защитить слабого, защитить Родину — героя, особенно близкого по духу, пониманию и восприятию молодежной аудитории. Они выявили творческую манеру режиссера: внимание и тонкое чутье музыкального фона, вкус к детали, умение создать атмосферу, настроение, тщательный и точный выбор актера.

1969 год — Диплом на VIII кинофестивале республик Закавказья и Украины в Киеве оператору А. Чардынину «за лучшую операторскую работу» в фильме «День ангела»

«Мятущаяся душа. К 70-летию со дня рождения Бориса Андреева». «Искусство кино» №2, 1985. Автор Константин Ершов

Я хочу рассказать о моих встречах с народным артистом СССР Борисом Федоровичем Андреевым в период съемок кинофильма «День ангела». Съемки и плавание наше на теплоходе «Крым» (временно переименованном в «Цесаревича») надолго затянулись по разным причинам, и это дало мне возможность продлить радость общения с этим удивительным артистом, познакомиться с ним близко и подружиться.

В этом человеке было все: и гармония, и согласие с собой, с миром, и некий созерцательный покой, но и дисгармония, и мятежность, и неровности, и изломы мятущейся души.

Что же все-таки это было за явление — Борис Андреев? Может, и в самом деле некий загадочный метеорит наподобие Тунгусского? Тунгусский, не Тунгусский, а то, что это явление очень российское, — очевидно.

Он ходил вперевалку, чуть косолапя, большой, как домна, как печь… Говорят, глаза — зеркало души, но его глаза мало могли сказать о его сложно и неуемной душе. Через другое его надо было понимать, не через глаза.

Снималась на Одесской киностудии картина. Про море, про пароход. Кинофильм обещал быть остросюжетным, с пожаром, с паникой, с выстрелами. Андреев играл роль русского купца Грызлова, натуру размашистую и неспокойную, в сюжете, впрочем, участвующую довольно косвенно, а я — его секретаря.

Почти все съемки проходили на пароходе, в открытом море. Плавали долго. Началась экспедиция весной, а закончилась глубокой осенью. Когда я вспоминаю эту экспедицию, в моей памяти и корабль, и Андреев как-то сразу сливаются в одно целое, хотя вместе с тем я вижу их и раздельно, то есть, с одной стороны, вижу Бориса Федоровича стоящим на палубе, как и всех других, а с другой стороны, и сам он для меня как корабль, с палубами и трюмами, со всеми хитросплетениями мачт и стропов, мятущийся человек-корабль.

В ролях: Иван Переверзев, Борис Андреев, Евгений Жариков, Константин Ершов, Александр Роговин, Николай Федорцов, Анатолий Азо, Наталья Фатеева, Роман Хомятов, Петр Соболевский, Ингрид Андриня, Михаил Васильев, Валентин Баглаенко, Николай Крючков и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна