Николай Сличенко
Годы жизни: 27 декабря 1934 - 02 июля 2021
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Исполнитель, Актер театра, Театральный режиссер
Содержание
В 16 лет Николая Сличенко приняли в труппу единственного в мире цыганского театра «Ромэн». Сначала артист играл в массовке, затем стал получать главные роли, а в конце 1970-х даже стал главным режиссером и художественным руководителем коллектива. Прославился Сличенко и как певец: он исполнял русские и цыганские романсы, эстрадные композиции.
«К искусству я тянулся с детских лет»: детство Николая Сличенко
Николай Сличенко родился 27 декабря 1934 года в Белгороде. Его мать и отец были оседлыми цыганами и работали в одном из колхозов. Кроме Николая в их семье было еще четверо детей — три дочери и сын. Позднее Сличенко вспоминал: «Семья наша была обыкновенная, многодетная <…>, со своими обычаями, традициями, укладом жизни, со свойственной цыганской среде строгостью во взаимоотношениях между ее членами».
Когда Сличенко исполнилось семь лет, началась Великая Отечественная война. Прямо на глазах будущего артиста его отца расстреляли. В книге «Родился я в таборе» Сличенко писал: «Мои первые впечатления, точнее потрясения, связаны с войной. <…> Немцы на моих глазах расстреляли отца. <…> Отпечаток огромного горя, боли, разрухи, голода, когда на глазах умирали люди, — это впечатление детских лет осталось со мной на всю жизнь».
После войны семья Сличенко переехала в Воронежскую область. Там они работали в колхозе «Красный Октябрь». В свободное время Сличенко занимался музыкой, он выступал на праздниках с танцами и народными песнями.
Знакомые посоветовали Николаю Сличенко поехать в Москву — там располагался единственный в мире профессиональный цыганский театр «Ромэн». Деньги на билет для артиста собирали его родственники и друзья, и летом 1951 года он смог отправиться в столицу.
«Кажется, что к искусству я тянулся с детских лет, как тянутся к прекрасному люди всю свою жизнь. <…> Чем больше постигал я этот волшебный мир музыки, тем взволнованнее были мысли о той далекой звезде. Как ни казалась она мне тогда недосягаемой, я все же в какой-то момент решился идти ей навстречу. Что подтолкнуло меня в этом решении? Может быть, то, что во время вечеринок, часто устраивавшихся после работы, слышал в свой адрес: «В театр бы тебе, в «Ромэн»! А может, постепенно укреплявшаяся вера в себя. Только однажды собрался, <…> получил благословение мамы и дедушки — и отправился в путь. Ехал с мыслями лишь о театре. Не думал о том, где буду жить, как встретит столица, не пугала неизвестность»
Николай Сличенко, книга «Родился я в таборе»
«Я называюсь теперь артистом»
Сразу после того, как поезд Николая Сличенко прибыл в Москву, начинающий артист отправился в «Ромэн». Его принял главный режиссер театра Петр Саратовский. Он дал Сличенко один день на подготовку к прослушиванию. Режиссер посоветовал ему выступить с отрывком из прозы, басней и стихотворением.
Сначала театральной комиссии не понравилось выступление Сличенко. Наизусть он знал только стихотворение Михаила Лермонтова «Парус», а выучить басню и отрывок из прозы за один день не смог. Однако в конце прослушивания Сличенко начал петь и танцевать. Его голос высоко оценил актер «Ромэна» Сергей Шишков. Он назвал Сличенко своей будущей заменой и предложил Саратовскому взять начинающего артиста в труппу.
Николаю Сличенко долго не давали ролей — он играл только в массовке. Актер вспоминал: «Мои представления об искусстве тогда были такими, что, если приняли в театр и я называюсь теперь артистом, хотя и вспомогательного состава, должен непременно начать играть роли. <…> Просмотрев все спектакли из репертуара, я выбрал для начала несколько ролей, разумеется, главных. Это, пожалуй, было основное, что меня в них прежде всего привлекало». Всего за месяц Сличенко выучил все мужские роли в спектаклях «Ромэна». Артист несколько раз просил Саратовского дать ему сыграть в любой постановке театра. Однако режиссер считал, что у начинающего актера мало опыта.
Свою первую роль Сличенко получил в 1952 году в спектакле «Четыре жениха». Актеру помог Сергей Шишков. Во время поездки труппы «Ромэна» в Загорск (сейчас — Сергиев Посад) по просьбе артиста он притворился больным. Никто, кроме Сличенко, не знал роль наизусть, поэтому ему разрешили сыграть цыгана Лекса, главного персонажа постановки. Актер писал: «Я не помнил себя от радости, что наконец исполнилась моя мечта. Роль Лексы в «Четырех женихах» я потом играл долго и, судя по отзывам, небезуспешно. <…> В спектакле <…> было много музыки, песен, танцев. И это оказалось выигрышным для меня — петь и танцевать я умел».
После премьеры «Четырех женихов» Сличенко часто подменял других актеров театра, когда те болели. Он играл Дмитрия в постановке повести «Очарованный странник» Николая Лескова, советского офицера Чанго в «Сломанном круге». Первой самостоятельной работой артиста стала роль Василя в спектакле «Цыганка Аза».
Сличенко не только играл в театре, но и снимался в кино. Его первой ролью стал цыган в картине 1958 года «Олеко Дундич» Леонида Лукова. Затем актер снялся в картинах «Трудное счастье» и «В дождь и в солнце». Как киноактер Сличенко стал известен благодаря фильму «Свадьба в Малиновке», который вышел в 1967 году. В ленте он исполнил роль Петри Бессарабца, красного кавалериста.
«Его пение было художественным событием»: песни Николая Сличенко
Еще в 1950-х на концертах в театре «Ромэн» Николай Сличенко выступал с цыганскими песнями и романсами. А в 1962 году актер отправился на гастроли в Рязань. Он посетил музей Сергея Есенина в Константинове и решил исполнить на концерте песню на стихи поэта. Сличенко выбрал «Письмо матери». Позднее он писал: «Долгое время ничего не получалось. Как только начинал фразу: «Ты жива еще, моя старушка…», к горлу подкатывал ком, и я не мог дальше петь. <…> Мама, родной дом, знакомое с детства дерево — понятия для всех близкие и родные, но в стихах Есенина слова эти и то, что в них скрыто, у каждого вызывают особую неповторимую гамму чувств, свои, навеянные воспоминаниями переживания». Артист так спел «Письмо матери», что многие зрители плакали.
Когда Сличенко вернулся с гастролей, он записал на стихи Есенина цикл песен. В газете «Советская культура» писали о концерте, где артист исполнил эти композиции: «Сличенко <…> поет с такой внутренней отдачей, с какой можно спеть только раз в жизни. Каждую песню в каждом концерте он поет «в первый раз».
В репертуар Сличенко вошли не только цыганские, но и русские песни и романсы, среди которых «Ручеек», «Гитара семиструнная», «Очи черные». Артиста часто приглашали на телевидение — он пел на «Голубом огоньке», праздничных концертах. Музыкальные критики писали о искренности и эмоциональности его исполнения.
«Я слушал Николая Сличенко множество раз: в спектакле и концерте, в гигантском спортивном зале и у себя дома, в самой интимной, задушевной обстановке. И всегда, в любой обстановке, его пение было художественным событием. Секрет, наверное, в том, что исключительная вокальная одаренность певца, развивающего песенные традиции своего народа, подкрепляется трепетным отношением к песне как святыне духа народа, его культуры. Отсюда бескомпромиссность в художественном отношении, потрясающая самоотдача, глубокая радость сопереживания прекрасного вместе со слушателями, образность исполнительского решения каждой песни»
Философ и литературный критик Владимир Разумный
В 1970-х Николай Сличенко часто давал концерты в СССР, Польше, Чехословакии. Он был любимым исполнителем Леонида Брежнева. Однажды артисту даже пришлось отменить запланированные гастроли, чтобы выступить на концерте, который планировал посетить политик.
«Она — моя вечная муза и ангел-хранитель»: личная жизнь
Николай Сличенко был женат дважды. Его первой супругой стала Сетара Казымова. С ней актер познакомился в одном из московских кинотеатров в декабре 1951 года. Казымова тогда заканчивала школу. Уже через год они поженились. Вскоре Казымова, как и Сличенко, стала играть в «Ромэне». В браке артисты прожили восемь лет, у них родился сын Алексей.
Со своей второй женой — актрисой Тамиллой Агамировой — Сличенко познакомился еще в 1950-х, когда она присоединилась к труппе «Ромэна». Артисты несколько раз вместе играли в спектаклях. Ухаживать за Агамировой Сличенко начал, когда театр был на гастролях в Грузии. В начале 1960-х артисты поженились. В 1963 году у них родилась дочь Тамилла, а еще через несколько лет — сын Петр.
В браке Николай Сличенко и Тамилла Агамирова живут более шестидесяти лет. О жене артист писал: «Она — моя вечная муза и ангел-хранитель».
Режиссер, педагог, художественный руководитель
В 1960-х Николай Сличенко стал работать в театре и как ассистент режиссера. В свободное время актер занимался в вечерней школе: он хотел получить аттестат и поступить в институт. Вскоре Сличенко зачислили на высшие режиссерские курсы при ГИТИСе в мастерскую Андрея Гончарова.
«Конечно, поначалу я не смел даже и думать о том, чтобы стать режиссером. Это мне казалось совершенно непостижимым делом. Было просто почтение, трепет, волнение перед профессией режиссера. Но постепенно в работе, в стремлении как можно больше узнать, научиться подсознательно все же готовил себя к тому, чтобы, может быть, через много лет <…> замахнуться на то, что когда-то казалось недостижимым, и всерьез посвятить себя изучению и практическому освоению этой трудной профессии. <…> Чтобы поставить спектакль, мало только специальных знаний по режиссуре. Работа режиссера — это не набор технических средств, с помощью которых можно создать нечто единое, цельное, а прежде всего твое мировосприятие, твоя гражданская и творческая позиция»
Николай Сличенко, книга «Родился я в таборе»
Высшие режиссерские курсы Сличенко окончил в 1972 году. Дипломной работой артиста стал спектакль «Грушенька» по повести Николая Лескова «Очарованный странник». Он хотел показать в постановке «родство душ цыганского и русского народов». В спектаклях Сличенко по произведениям русской классики играли цыганские артисты. Иногда он специально добавлял в постановки танцевальные и вокальные номера.
В 1970-х Сличенко ставил в «Ромэне» собственные спектакли. Вместе с актером и драматургом Иваном Ром-Лебедевым он даже написал пьесу «Мы — цыгане». В театре ее премьера состоялась в 1976 году. А через год Сличенко стал главным режиссером и художественным руководителем «Ромэна». В театре он поставил спектакли «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Огненные кони». О театре артист писал: «Цыганский народ всегда был романтичным и музыкальным. И искусство театра «Ромэн» должно соответствовать этому народному настрою, быть театром музыкально-романтическим. Его спектакли мы пытаемся приподнимать над бытом, где эмоциональное звучание доводится до высшей точки состояния человека, до открытого проявления чувств».
В Музыкальном училище им. Гнесиных по инициативе Николая Сличенко в 1978 году открыли студию, где готовили артистов для театра «Ромэн». Преподавал там и сам актер.
За «большие заслуги в развитии советского театрального искусства» в 1981 году Сличенко удостоили звания народного артиста СССР. Актер стал первым и единственным цыганом, который этого добился. Через несколько лет за постановку «Мы — цыгане» он получил и Государственную премию СССР.
В 1990-х и 2000-х Николай Сличенко продолжил играть в театре, выступать с концертами. Он побывал на гастролях во Франции, США, Великобритании. Иностранные критики назвали артиста «легендарным цыганом».
В Театральном институте им. Б. Щукина в 2005 году Сличенко открыл Цыганский национальный курс. Как и в Музыкальном училище им. Гнесиных, там начали готовить артистов для «Ромэна».
До конца жизни Сличенко ставил спектакли в театре, выступал с песнями и романсами. В 2020 году за «выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» артист получил орден «За заслуги перед Отечеством».
Весной 2021 года из-за проблем со здоровьем Николай Сличенко попал в больницу. Через несколько месяцев, 2 июля 2021 года, он умер. Церемония прощания с артистом состоялась в театре «Ромэн». Похоронили Сличенко на Троекуровском кладбище в Москве.
В публикациях
Спектакли
Смотрите также