Ольга Аросева

Годы жизни: 21 декабря 1925 - 13 октября 2013
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Больше 60 лет Ольга Аросева прослужила в Московском академическом театре сатиры. Кроме того, она много снималась в кино и стала популярна после участия в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Но по-настоящему громкую славу и всенародную любовь актриса получила благодаря роли пани Моники в юмористической телепередаче «Кабачок «13 стульев».

«Пели непристойные куплеты про Гитлера»: детство Ольги Аросевой в Европе

Ольга Аросева родилась 21 декабря 1925 года в Москве. Ее отец Александр Аросев происходил из простой рабочей семьи. Он участвовал в революционном движении, во время Октябрьской революции 1917 года командовал отрядами красноармейцев. При советской власти Аросев стал дипломатом и сотрудничал со спецслужбами.
Мать будущей актрисы, Ольга Гоппен, происходила из польского дворянского рода. Вместе с мужем она участвовала в Гражданской войне и служила медсестрой, а после работала секретарем-референтом у народного комиссара рыбной промышленности СССР Полины Жемчужиной — жены министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. У Ольги Аросевой было две родные сестры — Наталья и Елена.
В конце 1920-х супруги Аросевы вместе с детьми отправились за границу. Отца семейства назначили на дипломатическую службу — сначала в Литву, потом в Чехословакию, Латвию, Швецию и Францию. Через несколько лет после отъезда из СССР мать ушла из семьи.
В Праге Александр Аросев с дочерьми жил в элитном особняке «Тереза». Именно его Ольга Аросева считала родным домом своего детства. Там часто собиралась западная интеллигенция, проходили чаепития с русским самоваром, халвой и икрой. Отец уделял дочерям все свободное время, играл с ними в саду или устраивал домашние представления, а еще приобщал к искусству.
Отец часто водил нас в театр. Там, где мы жили, был театр, его так и называли «театр на Виноградах». Туда приезжал Бертольт Брехт, и мы смотрели его «Трехгрошовую оперу». Я была так потрясена этой пьесой, что взяла у старшей сестры ботинки и, изрезав пальто, сделала себе наряд нищей, выучила партию Полли Пичем на немецком языке и пела ее.
Из книги Ольги Аросевой «Прожившая дважды»
Наталья Аросева иногда брала младших сестер на антифашистские демонстрации, где они вместе «пели непристойные куплеты про Гитлера». Однажды девочки даже попали в полицейский участок, а потом их отвели к отцу.

«Мне предложили отречься от отца»: возвращение в Россию

В начале 1930-х годов Александр Аросев женился на преподавательнице танцев Гертруде Фройнд. С мачехой у девочек сложились натянутые отношения, они почти не общались. Вскоре после этого их отца отозвали обратно в Москву. В столице его назначили председателем Всесоюзного общества культурной связи с заграницей и выдали квартиру в знаменитом Доме правительства. Супруга Аросева с новорожденным сыном Дмитрием не пожелала жить вместе с падчерицами. Какое-то время Ольга Аросева с сестрами обитали на съемных квартирах, в номерах гостиниц и домах отдыха. Потом Александру Аросеву дали еще одну квартиру в том же доме.
Улица Серафимовича, дом №2, известный, многими описанный в литературе, Дом на набережной. Тогда в нем жила элита советского государства. Этот огромный дом по тем временам был передовым, но нам, приехавшим из-за границы, он ничем особенным, ничем выдающимся не казался. Живя в Европе, мы привыкли к тому, что есть газ, холодильник, ванна. Москва в это время готовила на примусах и керосинках, мыться ходили в бани.
Из книги Ольги Аросевой «Прожившая дважды»
К этому времени мать Ольги Аросевой тоже вернулась в Москву. Вместе с новым мужем и их общей дочерью Галиной она поселилась в двухкомнатной коммунальной квартире. Будущая актриса часто у нее бывала, а ее сестра Наталья даже переехала туда жить.
Летом 1935 года Ольга Аросева познакомилась с Иосифом Сталиным. Во время вежливого диалога вождь выяснил, что они оба родились в один день, и подарил ей огромный букет. Статью об этой встрече напечатали в газете «Комсомольская правда».
С третьего класса Аросева ходила в московскую немецкоязычную школу имени Карла Либкнехта. Учиться ей нравилось, будущая актриса завела там много подруг и считала это место еще одним домом своего детства. Когда в Германии пришли к власти нацисты, советско-немецкие отношения ухудшились. Некоторых школьных преподавателей и учеников объявили фашистами, арестовали и казнили. Само учебное заведение в итоге закрыли, и Аросева перешла в обычную школу.
В 1937 году для семьи наступило тяжелое время: на Александра Аросева писали доносы, начались нападки в прессе. Отца актрисы вскоре арестовали и через год расстреляли. Дочерей забрала к себе мать.
Сестер Аросевых теперь называли детьми «врага народа». Ольга защищала отца и верила в его невиновность. О его смерти ей долго не сообщали. Наталью Аросеву, комсомолку, заставили отречься от него публично. Ольга же на это не согласилась: «Когда подошел срок, я в комсомол не вступила: мне предложили отречься от отца, я категорически отказалась это сделать».

«Мечтала стать наездницей»: учеба и театральная карьера Аросевой

Когда началась Великая Отечественная война, Ольга Аросева с сестрой Еленой отправились на трудовой фронт. В Орловской области они помогали копать противотанковые окопы, а потом вернулись в Москву, где обе решили учиться актерскому искусству.
Елена поступила в театральное училище, а меня не взяли: я еще не окончила десятилетку. Я не очень-то огорчилась, пошла и поступила в цирковое училище. Я очень любила лошадей, мечтала стать наездницей, но все лошади были на фронте. В училище я научилась жонглированию, эквилибристике, гимнастике и актерскому мастерству, которое преподавал рыжий клоун…
Из книги Ольги Аросевой «Прожившая дважды»
Одновременно Ольга Аросева продолжала учиться в школе. Как только она получила аттестат, сразу бросила цирковое училище и поступила в театральное. Но и там не доучилась: в середине 1940-х ей предложили место в труппе Ленинградского театра комедии. Его художественный руководитель Николай Акимов заметил Аросеву во время московских гастролей. В итоге она переехала в Санкт-Петербург, так и не получив полноценного образования, а при оформлении в отделе кадров воспользовалась дипломом сестры.
На сцене Ленинградского театра комедии Ольга Аросева играла в «Путешествии Перришона» по водевилю французского драматурга Эжена Лабиша, «Старых друзьях» по произведению Леонида Малюгина и других постановках. Акимова она называла главным режиссером в своей жизни. Когда в 1950 году его сняли с должности, актриса уволилась и вернулась в Москву.
В столице Ольга Аросева вскоре присоединилась к труппе Театра сатиры. Она играла в спектаклях Николая Петрова, Валентина Плучека, Эраста Гарина и других театральных режиссеров. В числе ее самых известных работ — роли вдовы коллежского асессора Фелисаты Кукушкиной в пьесе Александра Островского «Доходное место», гувернантки Шарлотты Ивановны в «Вишневом саде» Антона Чехова, тещи главного героя Серафимы Ильиничны в «Самоубийцах» Николая Эрдмана. Поначалу Аросева играла в основном второстепенных персонажей, но со временем стала ведущей актрисой.
В конце 1950-х Валентин Плучек стал главным режиссером Театра сатиры. Ольге Аросевой не нравились его методы работы, между ней и Плучеком возник конфликт. Актриса на несколько лет ушла в Драматический театр на Малой Бронной, но потом вернулась. В Театре сатиры она проработала до конца жизни и сыграла около 40 ролей.

«Стала любимицей всей страны»: успех в кино и на телевидении

Ольга Аросева дебютировала в кинематографе в 1946 году. Она сыграла эпизодическую роль в ленте Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Во имя жизни». Через два года актриса снялась у этих же режиссеров в фильме «Драгоценные зерна». С этого времени она стала регулярно появляться на экране, но чаще всего в небольших ролях.
Успех к Ольге Аросевой пришел после съемок в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Для роли невесты главного героя ей пришлось пройти курсы управления троллейбусом и получить водительские права. Позже Аросева шутила, что эти курсы стали ее единственным законченным образованием. А во время съемок ей особенно запомнилась финальная сцена картины.
Я еду на троллейбусе, а досрочно выпущенный из тюрьмы Смоктуновский–Деточкин, как обритый наголо зек, стоит посреди дороги, загораживая путь, и, увидев меня, тихо, счастливо произносит: «Люба, я вернулся…» Отсняв мой крупный план, оператор переводил камеру на стоявшего Смоктуновского. Я уползала из кадра под сиденье, а на мое место усаживался Рязанов, и Кеша должен был произнести эту коронную фразу, но у него ничего не получалось. <…> …Вдруг он сказал: «Эльдар, у нас ничего не выйдет, если я на твою рожу буду смотреть… Пусть Люба, то есть Оля, остается на своем месте». Я вылезла из-под сиденья, он мне заулыбался — и сразу все получилось.
Из книги Ольги Аросевой «Без грима на бис»
Актриса играла и в других лентах Рязанова: «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России». Кроме того, она снималась у Геннадия Полоки, Андрея Тутышкина и Юрия Егорова.
Куда большую популярность, чем съемки в кино, Аросевой принесло участие в комедийной передаче «Кабачок «13 стульев». Программа выходила на телевидении 15 лет. Все это время актриса играла роль светской львицы пани Моники. Коллега по театру Татьяна Егорова отметила, что Аросева «с помощью незатейливого «Кабачка» вышла в дамки и стала любимицей всей страны».
Всего Ольга Аросева сыграла более 70 ролей в фильмах и сериалах. Помимо работы в кино и участия в телепрограммах, она снималась в киножурналах «Фитиль» и «Ералаш», озвучивала героев в мультфильмах «Кот-рыболов», «Волшебник Изумрудного города», «Доверчивый дракон».

«Я читала эти документы со слезами на глазах»: личная жизнь Аросевой

Ольга Аросева выходила замуж четырежды. Все ее мужья были представителями творческих профессий: Константин Жуков и Аркадий Погодин — музыкантами; Юрий Хлопецкий и Владимир Сошальский — актерами. Актриса вступала и в несколько гражданских браков. Ни один из них не продлился долго. По словам Аросевой, со многими из бывших мужей она в итоге сохранила приятельские отношения. Детей у нее не было.
Одним из важных событий в жизни Ольги Аросевой стало восстановление доброго имени ее отца. После смерти Сталина она сразу подала просьбу о реабилитации, а потом и две жалобы из-за молчания прокуратуры. Чтобы получить бумаги, ей пришлось отстоять в очередях: с подобными запросами обращалось огромное количество людей. Но в итоге она добилась своего, и в 1955 году Александра Аросева посмертно реабилитировали.
…​​Мне дали подлинные документы допросов отца, справки, протоколы заседаний тройки под председательством Ульриха. Я читала эти документы со слезами на глазах. После каждого допроса отец писал только одно — прошу не трогать моих ни в чем не повинных детей. С каждым протоколом почерк его становился все хуже и хуже.
Из книги Ольги Аросевой «Прожившая дважды»
От своей тетки актриса получила дневники отца и опубликовала их в книге «Прожившая дважды». Кроме этого, она написала две автобиографии и составила сборник кулинарных рецептов.
Аросева любила путешествовать, периодически ездила в Чехию, где, пока была возможность, навещала дом своего детства. В свободное время она увлекалась игрой в преферанс. В зрелом возрасте актриса в основном жила в своем подмосковном доме.
Ольга Аросева умерла 13 октября 2013 года после тяжелой болезни. Ее похоронили на Головинском кладбище в Москве.
Фильмы
Спектакли
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна