Любовь Добржанская
Годы жизни: 24 декабря 1905 - 03 ноября 1980
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Любовь Добржанская начинала театральную карьеру с нуля дважды: сначала в Русской государственной драме в Киеве, потом в московском Центральном театре Красной армии. Народная артистка СССР собирала полные залы и выходила на сцену каждый день, но не стремилась к славе и отказывалась от ролей в кино. Исключение составили лишь несколько фильмов: «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова, а также драма Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда».
Дворянская семья: детство и учеба в институте благородных девиц
Любовь Добржанская родилась в семье киевских дворян. Ее отец, Иван Добржанский, был офицером царской армии, участвовал в Русско-японской войне и в 1905 году получил орден Святой Анны IV степени. Мать, Ольга Добржанская, окончила дворянскую гимназию. Детей в семье было двое: сама будущая актриса и ее младший брат Дмитрий. Мать научила их читать и часто рассказывала им наизусть стихи Пушкина и Лермонтова. Дядя со стороны отца, Роман Романов-Добржанский, был известным в Киеве оперным певцом и автором романсов. Он занимался с племянниками пением и водил их в театр.
В 1915 году Любовь Добржанскую отдали в Киевский институт благородных девиц. У воспитанниц был строгий распорядок дня: они вставали в шесть утра, занимались весь день, вечером выполняли домашние задания и к десяти ложились спать. Будущую актрису учили арифметике, французскому и немецкому языкам, истории, географии. Большое внимание в институте уделялось рукоделию — все воспитанницы умели шить и вязать. Любовь Добржанская занималась и в театральном кружке. Она играла во всех спектаклях, которые ставили к праздникам, и мечтала стать профессиональной артисткой.
Добржанская не смогла получить полное образование: во время революции 1917 года институт благородных девиц закрылся. Полк ее отца расформировали, он лишился жалованья и теперь брался за любую работу. Помогала ему и мать: она устраивалась то прачкой, то няней, то швеей. Вскоре скончался Роман Романов-Добржанский. Троих его детей взяли на воспитание родители Добржанской. Будущая актриса присматривала за младшими братьями и сестрами и брала на себя все домашние обязанности, пока отец и мать были на работе. А в начале 1920-х годов, когда дети немного подросли, Любовь Добржанская устроилась на Киевскую фабрику резиновых изделий.
Путь в актрисы: учеба, дебют и громкий успех
В 1923 году будущая актриса поступила в студию при Втором театре Украинской советской республики имени Ленина (сейчас — Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки). Любовь Добржанская стала одной из лучших студенток потока: она без труда выполняла упражнения по сценической речи и вокалу, легко вживалась в любую роль. В 1924 году Любовь Добржанскую приняли в труппу Русской государственной драмы — так теперь назывался Второй театр Украинской Советской Республики. Там актриса познакомилась со своим будущим мужем — артистом Иваном Червинским.
В начале 1920-х годов отец Любови Добржанской был арестован как «неблагонадежный элемент». Всего через несколько дней бывшего офицера Императорской армии приговорили к пяти годам заключения и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. После освобождения Ивану Добржанскому запретили жить в центральной части России. Остаток жизни он работал пастухом в Казахстане. Любовь Добржанская больше никогда не видела отца.
В театре актрисе быстро стали давать главные роли. Она играла Зину в водевиле Василия Шкваркина «Вредный элемент», Валю в пьесе Александра Афиногенова «Страх», молодую артистку Александру Негину в комедии Александра Островского «Таланты и поклонники». Затем в репертуаре появились спектакли о Гражданской войне — «Фиолетовая щука» и «Яблочный плен». Любовь Добржанская собирала полные залы. По воспоминаниям режиссера Владимира Нелли, за билетами на новые постановки с ее участием выстраивались очереди.
Популярную в Киеве актрису приглашали и в спектакли антрепризы, которые ставились вне драматического театра. Когда в город приехал знаменитый артист Павел Орленев, Добржанская сыграла с ним в постановках «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого и «Преступление и наказание» по роману Федора Достоевского.
В 1933 году на сцене Русской государственной драмы состоялась всесоюзная премьера пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». По сюжету ее героиню, женщину-комиссара, отправили на военный корабль к морякам-анархистам, чтобы переманить их на сторону большевиков. Любовь Добржанская стала первой исполнительницей этой роли. Позже спектакль ставили в разных тетрах СССР не менее сотни раз.
В том же, 1933 году по доносу арестовали мужа актрисы, Ивана Червинского. Вероятно, причиной стало его происхождение: актер был сыном священника и бывшей дворянки. Следствие над ним продолжалось несколько месяцев. Не выдержав допросов и пыток, Червинский покончил с собой в камере.
В 1934 году постановку с участием Добржанской увидел директор Центрального театра Красной армии (сегодня — Центральный академический театр Российской армии) Владимир Месхетели. Его так впечатлила игра, что после спектакля он подошел в гримерку и предложил актрисе работу в Москве. Месхетели ожидал отказа: театр всего несколько лет назад образовался из бывшей агитбригады и еще не был известен широкой публике. Однако артистка согласилась. Ее племянница Софья Добржанская вспоминала: «Когда мужа посадили, для нее это был шок. Она уехала в Москву, потому что хотела все поменять. Сменить обстановку и попытаться все забыть». Любовь Добржанская проработала в Киеве 10 лет и сыграла в театре более 100 ролей.
Из Киева в Москву: от эпизодов до главных ролей
Любовь Добржанская переехала в Москву и поселилась в небольшой комнате театрального общежития. Актрисе нужно было начинать карьеру с начала: в театре ее никто не знал, а первые спектакли «Мещане» и «Васса Железнова» прошли незамеченными для театральных критиков. Добржанская долго играла эпизодических персонажей, зато первая же главная роль — Катарины в «Укрощении строптивой» — сделала ее ведущей актрисой Центрального театра Красной армии (сегодня — Центральный академический театр Российской армии). Режиссер Алексей Попов утверждал на роль Катарины трех разных артисток, но разочаровывался в их игре во время репетиций. Театровед Павел Жегин рассказывал: «Идут репетиции, а дело не идет. Приглашается другая исполнительница — опять ничего не получается. Попов ходит чернее тучи, спектакль надо вот-вот выпускать, сделаны великолепные декорации, очень дорогие костюмы — денег в полуголодной и нищей Москве на военный театр не жалели». Тогда Добржанская сама вызвалась сыграть Катарину. Текст пьесы Шекспира она смогла выучить всего за две недели. В 1938 году состоялась премьера, и актрису несколько раз вызывали на бис. С тех пор ее часто приглашали на главные роли.
Она как будто и не думает о резких внешних изменениях, и вместе с тем я не знаю актрисы столь разнообразной, так смело идущей на то, чтобы раскрыть перед зрителем все тайники женской души… повернуть кристалл души всеми гранями. Она умеет проникнуть в автора до конца, одухотвориться ролью, сделать предлагаемые обстоятельства пьесы своими. Это великий дар…
Актриса Мария Кнебель о Любови Добржанской. Из книги «Вся жизнь»
С началом Великой Отечественной войны труппу театра эвакуировали в Свердловск (сегодня — Екатеринбург), однако работа над спектаклями не прекратилась. В 1942 году шли репетиции пьесы Александра Гладкова «Давным-давно» — истории о Шурочке Азаровой, которая переоделась корнетом и сбежала из дома воевать против Наполеона. Исполнительницей главной роли назначили Любовь Добржанскую.
Я уверен, что сцена прощания ее Шурочки Азаровой с домом войдет не только в историю нашего, но и всего русского театра. Звучала знаменитая «Колыбельная Светлане», Добржанская стояла, прижав к груди куклу, а потом медленно шла на авансцену. Скрипели половицы под ее сапожками, а за ней падал один занавес, другой, третий. И у зрителя комок к горлу подкатывал.
Из книги Владимира Зельдина «Моя профессия: Дон Кихот»
На тот момент актриса была вдвое старше своей героини. Режиссер Алексей Попов в книге «Воспоминания и размышления о театре» писал: «Я колебался, актриса просила оказать ей доверие и снять ее с роли, как только я увижу, что возраст ей действительно помеха. Через две недели я и помогавший мне в постановке Тункель были побеждены обаянием, грациозностью и внутренней одаренностью, какие пришли к исполнительнице от влюбленности в роль и в пьесу». Спектакль стал визитной карточкой театра и до сих пор входит в его репертуар. В 1944 году билет на постановку купил будущий режиссер Эльдар Рязанов, который через 18 лет снял по этой же пьесе знаменитый фильм «Гусарская баллада». Он вспоминал: «Ощущение от того спектакля я пронес через всю жизнь, и оно сыграло спустя много лет важную роль в моем решении поставить по этой пьесе фильм».
Теперь Любовь Добржанская выходила на сцену практически каждый день. Она играла в спектаклях «Учитель танцев», «Голос Америки», «Флаг адмирала», «Мастерица варить кашу». Ее роли были разноплановыми: от знатной дамы до крестьянки, от легкомысленных мещанок до мудрых и самоотверженных героинь. Добржанская большую часть дня проводила в театре. Режиссер Борис Львов-Анохин вспоминал: «Любовь Ивановну Добржанскую в театре немного побаивались. Когда она входила в узкое актерское фойе, где на красных бархатных диванах актеры в свободные минуты судачили о том о сем, гул голосов стихал, словно при ней было неловко азартно сплетничать и злословить. Все знали, что Любовь Ивановна презирала пошлость театрального быта». В 1954 году актриса получила звание заслуженной артистки РСФСР.
Теперь Любовь Добржанская выходила на сцену практически каждый день. Она играла в спектаклях «Учитель танцев», «Голос Америки», «Флаг адмирала», «Мастерица варить кашу». Ее роли были разноплановыми: от знатной дамы до крестьянки, от легкомысленных мещанок до мудрых и самоотверженных героинь. Добржанская большую часть дня проводила в театре. Режиссер Борис Львов-Анохин вспоминал: «Любовь Ивановну Добржанскую в театре немного побаивались. Когда она входила в узкое актерское фойе, где на красных бархатных диванах актеры в свободные минуты судачили о том о сем, гул голосов стихал, словно при ней было неловко азартно сплетничать и злословить. Все знали, что Любовь Ивановна презирала пошлость театрального быта». В 1954 году актриса получила звание заслуженной артистки РСФСР.
Личная жизнь: три брака Добржанской
Любовь Добржанская была замужем три раза, и все ее мужья были связаны с театром. Первый муж, Иван Червинский, был актером Русской государственной драмы. Своего второго мужа Добржанская встретила в Центральном театре Красной армии. Им стал актер Осип Шахет, известный по фильмам «Родина зовет» и «Год 19-й». Супруги вместе репетировали и помогали друг другу работать над ролями. В 1949 году Шахет скончался от сердечного приступа в возрасте 43 лет.
В начале 1950-х актриса вышла замуж в третий раз. Ее избранником стал гитарист Виктор Кручинин, который тоже работал в Центральном театре Красной армии. Он часто аккомпанировал Любови Добржанской на спектаклях и концертах. Актриса исполняла романсы, самым известным из которых была «Колыбельная Светлане» из постановки «Давным-давно».
«Она умела режиссера понять»: знаменитые спектакли и фильмы актрисы
Будучи заслуженной артисткой, Любовь Добржанская не отказывалась и от эпизодических ролей. В 1958 году она сыграла мать слепого мальчика в спектакле «Всеми забытый», а в 1960 году — второстепенную героиню Анну Петровну в «Якорной площади». Однако это скорее было исключением. Добржанская получала главные роли во всех больших премьерах театра: «Профессия миссис Уоррен», «Титаник-вальс», «Добряки», «Любка-любовь».
В 1961 году режиссер Борис Львов-Анохин поставил пьесу молдавского писателя Иона Друцэ «Каса Маре», что в переводе означало «Красный угол дома». Это была история о поздней любви крестьянки Василуцы к простодушному юноше. Для актрисы роль Василуцы стала первой «возрастной» в карьере. Львов-Анохин в очерке «Любовь и слезы моей юности» писал: «Предельная простота Василуцы сочеталась с удивительной внутренней музыкальностью, словно в ее тихих словах пели грустные молдаванские скрипки».
Любовь Добржанская продолжала играть в спектаклях Львова-Анохина даже после того, как он ушел из Центрального театра Советской армии. Актер Федор Чеханков в книге «Моя дырявая память» писал: «Она не то чтобы умела дружить с режиссерами — она умела режиссера понять. <…> В Добржанской оказалась бездна содержания. С ней интересно было разговаривать, интересно что-то обсуждать». В 1964 году актриса сыграла главную роль в «Материнском поле» по произведению Чингиза Айтматова. В то же время в театре Советской армии поставили «Вишневый сад», где она играла Раневскую. В 1965 году Любовь Добржанская получила звание народной артистки СССР.
В 1966 году актриса попробовала себя в кино: режиссер Эльдар Рязанов пригласил ее сняться в фильме «Берегись автомобиля». Рязанов вспоминал: «Не забыл я своего впечатления от потрясающей игры Добржанской. И как только у меня в сценарии появилась роль, соответствующая ее возрасту и ее данным, я тут же и обратился к актрисе». Она сыграла мать главного героя — страхового агента и угонщика автомобилей Юрия Деточкина. После выхода картины на экран кинорежиссеры предлагали Любови Добржанской много ролей, но актриса отказывалась: для нее на первом месте стоял театр.
В конце 1960-х годов Добржанская играла в спектаклях «Влюбленный лев», «Два товарища» и «Дядя Ваня». Актер Федор Чеханков писал: «В «Дяде Ване» Хейфеца, скажем, она потрясающе играла Войницкую. В основном просто читала на сцене, молчала и молча обожала Серебрякова. А глаз от нее было не отвести». А вскоре Добржанскую пригласили поработать над тремя постановками в театре «Современник»: «Восхождение на Фудзияму» об учительнице, отправляющей на фронт учеников, «Из записок Лопатина» о военном журналисте и «Эшелон» об эвакуации завода в 1941 году.
Несмотря на загруженный театральный график, в 1972 году актриса согласилась сняться у Алексея Баталова. Режиссер готовил экранизацию романа Достоевского «Игрок» и предложил Добржанской сыграть Антониду Васильевну, тетушку генерала Загорянского. А в 1975 году она снова попала на съемочную площадку к Эльдару Рязанову и опять сыграла мать главного героя, на этот раз — хирурга Евгения Лукашина из романтической комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!».
В последние годы жизни Любовь Добржанская стала реже играть в театре — сказывалось плохое здоровье. В 1976 году прошли две премьеры с актрисой в эпизодических ролях: «Экзамены никогда не кончаются» и «Странствия Билли Пилигрима». Когда режиссер Анатолий Эфрос предложил Добржанской сыграть главную героиню в фильме «В четверг и больше никогда», она сначала категорически отказывалась. Тогда на эту роль утвердили актрису Театра им. Ермоловой Евдокию Урусову. Но незадолго до выезда на съемку она сломала ногу, и режиссеру пришлось срочно искать замену. Эфрос решил пригласить Добржанскую еще раз. В этот момент актриса была в Киеве, в гостях у родственников. Эфрос отправил туда сотрудника «Мосфильма», которому поручил уговорить Добржанскую на съемки. В итоге она согласилась, и в 1977 году драма вышла на большой экран.
В конце 1978 года актриса ушла из театра, а 3 ноября 1980 года она скончалась. Любовь Добржанскую похоронили на Ваганьковском кладбище.
Фильмы