18+

Бесприданница

Драма
1936
82 мин
СССР

Актерский состав

«Бесприданница» — фильм, в котором, по словам второго сценариста Владимира Швейцера, «алгебра проверена гармонией». Этот фильм Протазанов получил «в нагрузку» к параллельно снимаемому им фильму «Странности любви», который, кстати, потерпел неудачу. Помня весь свой неудачный опыт, режиссер с самого начала поставил перед собой задачу — пригласить работать над картиной только лучших из лучших. И ему это удалось.

Ассистентом режиссера стал Александр Роу, который и занялся подбором актеров. Роль Карандышева изначально предложили Сергею Мартинсону, но Сергей Александрович отказался, так как она показалась ему недостаточно интересной. Зато роль вполне устроила Владимира Балихина, который сыграл ее с неподражаемым трагизмом и надрывом.

На роль Ларисы было решено попробовать молодую студентку Нину Алисову, которая уже работала у Протазанова в фильме «Странности любви». С этим решением многие не были согласны, у некоторых кандидатура Алисовой вызывала бурный протест. Но режиссер был непреклонен: «Ручаюсь вам. Это будет первосортно», — твердил он, не уступая общественному мнению. К слову сказать, что для того, чтобы актриса достигла необходимого режиссеру образа, специально наняли педагогов по движению, танцам и пению.

Роль Сергея Сергеевича Паратова сыграл коллега и друг Протазанова Анатолий Кторов. Талантливый и харизматичный он прекрасно смог воплотить на экране «арифметику вместо души» — именно так сам Островский определил своего героя.

Съемочный процесс

Невероятно талантлив был молодой оператор группы Марк Магидсон. Именно с его подачи все декорации были приподняты на 1,5–2 метра над землей и съемка велась с нижних точек. Это помогло сделать планы тонкими, поэтичными, пронизанными невероятным простором.

Помимо павильонных съемок, были и натурные, которые проходили в Калуге, в окрестностях Кинешмы, в Костроме, в Плёсе, но прежде чем эти места были утверждены для съемок, оператор лично объехал всю Волгу, выбирая такие точки, которые максимально соответствовали бы общей трагичной тональности сценария.

Основным местом действия был выбран город Кинешма. Протазанов нашел местного старожила, который много мог рассказать о быте купечества времен Островского, и этот человек консультировал съемочную группу, которая занималась созданием образа дома Огудаловых.

Жители Кинешмы порадовались отремонтированной благодаря съемкам лестнице к Волге, а еще — березам и яблоням, которые декораторы посадили в будущем саду Огудаловых.

Художники вообще постарались на славу. Особенно удался теплоход. Он получился настолько правдоподобным, что какой-то местный житель на катере гнался за «Святой Ольгой», спрашивая, кто плывет, откуда столько белогвардейской публики и куда они держат курс.

Награды и признание

Успех «Бесприданницы» превзошел все ожидания режиссера. Она триумфально шла по всей стране, а вскоре вышла и за ее пределы. Уже в 1937 году картина была показана на Международной выставке в Париже, где получила золотую медаль. А в 1970 году пленка была полностью отреставрирована, чтобы по-прежнему выходить на телеэкраны и радовать ценителей качественных экранизаций.

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Бесприданница»

Лекторы: кинокритик Петр Багров, режиссер Саша Франк

В ролях: Ольга Пыжова, Михаил Климов, Нина Алисова, Анатолий Кторов и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна