Дионисий
Годы жизни: 1440 - 1508
Страна: Россия
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Дионисий — один из главных представителей московской школы иконописи, наследник традиций Андрея Рублева. Художник расписывал соборы и создавал образы для иконостасов. Сегодня его произведения можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях России.
Московский иконописец
Дионисий родился около 1440 года. О его жизни известно не так много, историки восстанавливают факты из биографии художника по упоминаниям в летописях. Дионисий, в отличие от других иконописцев, не был монахом: он принадлежал к светскому сословию «детей боярских» и находился на государственной службе.
Первый крупный заказ, согласно летописям, мастер получил в 1460-е годы. Его пригласили расписывать собор Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре, неподалеку от Калуги. Живописцы в то время работали артелями, группу обычно возглавлял опытный художник. Старший мастер создавал общую концепцию росписи и выполнял самые важные участки — остальные участники трудились под его руководством. Во главе артели, куда входил Дионисий, стоял старец московского Симонова монастыря Митрофан. Именно он, вероятно, передал ученику традиции русской иконописи, сложившиеся со времен Андрея Рублева.
Фрески в Пафнутьево-Боровском монастыре увидел великий князь Московский Иван III. Вероятно, он остался доволен работой, поскольку в начале 1480-х артель уже во главе с Дионисием пригласили в Москву, чтобы расписать Успенский собор Кремля. Дионисий работал над фресками и образами для иконостаса. За работу ему заплатили 100 рублей — очень крупную по тем временам сумму: на нее можно было купить почти 200 килограммов ржи. Высокая оплата говорит о том, что Дионисий уже стал признанным мастером.
Несомненно, Дионисий стоял в центре московской художественной жизни. Он был связан с великокняжескими кругами и кругами высшего духовенства, он много работал для монастырей, где крепко держались монашеские аскетические идеалы.
Виктор Лазарев. «Русская иконопись от истоков до начала XVI века»
Для Успенского собора Дионисий создал две парные иконы: «Митрополит Петр с житием» и «Митрополит Алексий с житием». В центре каждого такого образа — в среднике — располагалось изображение святого. Митрополиты изображены в полный рост, одеты в торжественное парадное облачение. Фигуры на иконах почти симметричны: вероятно, образы висели в соборе напротив друг друга. На полях, в композициях-клеймах, мастер показал ключевые моменты из жизни святителей: детство и юность, важные путешествия и предсказания, исцеление больных и строительство соборов, а также посмертные чудеса.
Иконы Петра и Алексия выдержаны в одной гамме красок — светлой и праздничной. Преобладают белоснежные цвета, определяющие весь красочный строй. Так широко белый цвет никогда не применялся в палитре русского иконописца. Уже одно это является большим колористическим новшеством.
Виктор Лазарев. «Русская иконопись от истоков до начала XVI века»
Образы святых для русских церквей
В православии особенно почитали образ Богоматери Одигитрии. Она считалась заступницей и покровительницей в военных походах и путешествиях. В 1482 году Дионисию поручили написать Одигитрию на греческой иконе, которая представляла собой список древней чудотворной иконы из византийского монастыря Одигон. Список привезли на Русь, святыня находилась в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Во время пожара красочный слой и оклад образа сильно пострадали, от прежней иконы сохранилась лишь доска. На ней мастер и воссоздал образ Богородицы.
На иконе Богоматерь в пурпурном одеянии изображена на светло-золотистом фоне. Она держит на руках Младенца с белым свитком. В верхних углах доски расположились два поясных изображения архангелов. Образ прежде был двусторонним, но живопись на обратной стороне доски не сохранилась. Сейчас икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В 1480-х годах в артели Дионисия работали его сыновья Владимир и Феодосий. Вместе они расписывали Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря неподалеку от Москвы. Артель рисовала фрески и образы для иконостаса, всего художники выполнили около 90 икон. Для этих работ характерны удлиненные пропорции фигур, торжественность и праздничность, холодный колорит со светлыми оттенками.
В 1490-х годах Дионисий с сыновьями отправился на север, в окрестности Вологды, где строились новые каменные храмы на месте прежних деревянных. В соборе Павло-Обнорского монастыря мастер работал над иконостасом. Из него до наших дней дошли несколько икон: «Спас в силах» и «Распятие» хранятся сегодня в Третьяковской галерее, «Уверение Фомы» — в Русском музее.
Образ «Уверение Фомы» находился в праздничном чину иконостаса — так называется третий ряд, в котором показаны земная жизнь Иисуса Христа и основные события евангельской истории. На иконе изображено явление Христа ученикам после Воскресения. Один из апостолов, Фома, протянул руку, чтобы дотронуться до Иисуса и убедиться, что тот действительно жив.
Икона «Распятие» также находилась в праздничном чине. На ней изображен распятый Христос, а по сторонам от креста — Богоматерь, Иоанн Богослов и женщины, оплакивающие Спасителя.
Росписи Ферапонтова монастыря
В 1500–1502 годах Дионисий с сыновьями и подмастерьями расписывал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря на Белоозере. Исследователи предполагают, что это последний крупный заказ живописца. Стенопись собора — единственная работа артели, которая хорошо сохранилась до наших дней, фрески не пострадали от поздних записей. Они располагаются на всей внутренней поверхности строения и насчитывают около 300 композиций. На северной стене церкви находится подпись, которая подтверждает авторство художника: «А писцы Дионисий иконник со своими чады».
В монастыре можно увидеть «Акафист Богородице» — художественное воплощение хвалебного песнопения в честь Божией Матери. Живописцы изобразили 25 гимнов, композиции расположены третьим ярусом по всему собору. Здесь представлены сцены из земной жизни Марии, Благовещение, Рождество Христово и другие новозаветные события. Историк древнерусского искусства Никодим Кондаков писал о цветовой гамме этих фресок: «…наблюдается и мягкий колорит, из полутонов, палевого, голубого, бледно-лилового, нежно-розового, в соответствии с контрастирующими глубокими тонами темно-лилового, темно-шоколадного и малинового».
Датой смерти художника принято считать 1508 год, позднее в источниках имя мастера не упоминается. Ученики и сыновья мастера вошли в «круг Дионисия», они продолжали писать в той же традиции и после его смерти. Сын Дионисия Феодосий известен росписями Благовещенского собора Московского Кремля.
Смотрите также