Раиса Рязанова
Родилась: 31 октября 1944 (80 лет)
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
За свою карьеру Раиса Рязанова снялась более чем в 200 фильмах. Актриса стала известна благодаря ролям простых русских женщин — крестьянок и рабочих. Популярность ей принесла мелодрама «Москва слезам не верит», в которой Рязанова сыграла маляра Антонину. В 1981 году картина завоевала «Оскар», а сама актриса удостоилась Государственной премии СССР. За большие заслуги в области искусства, роли в кино и театре Раиса Рязанова получила звание народной артистки России.
«Я Рая Рязанова из Рязани, хочу у вас учиться»
Раиса Рязанова родилась 31 октября 1944 года в городе Петропавловске Казахской ССР. Ее отец Иван Улыбышев работал шофером, а мать Меланья Рязанова трудилась на стройке.
Родители будущей актрисы не жили вместе. Рязанову воспитывала мать. Вместе с дочерью в конце 1940-х она переехала в подмосковный город Раменское, где Раиса Рязанова пошла в школу. С детства она любила музыку: хорошо пела и мечтала научиться играть на баяне. Тогда этот инструмент стоил дорого — 60 рублей. Такой же была зарплата Меланьи Рязановой. Для того чтобы купить дочери баян, ей пришлось потратить все свои накопления.
Когда Рязанова окончила 8-й класс, она поступила в Рязанское музыкальное училище: «Основанием к тому послужило мое умение более или менее правильно наигрывать на баяне две мелодии и то, что в этом городе жила мамина сестра, которая могла меня опекать». Будущая актриса занималась на отделении народных инструментов. Рязанова училась на отлично — педагоги даже предлагали ей поступить в консерваторию.
В 1964 году Раиса Рязанова окончила учебу и начала преподавать музыку сама. В свободное от работы время она ходила на спектакли в местный театр. Особенно ей нравилась постановка «Ромео и Джульетта» по пьесе Уильяма Шекспира. Рязанова посещала каждый спектакль и решила, что сама попробует стать актрисой: хотела однажды тоже сыграть Джульетту.
Через год, в 1965 году, Раиса Рязанова поехала в Москву — поступать в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС). Она позднее вспоминала: «Экзаменаторам понравилось уже то, как я поздоровалась: «Я Рая Рязанова из Рязани, хочу у вас учиться». А еще она взяла для чтения необычный отрывок — выучила диалог рабочего Семена Давыдова и деда Щукаря из «Поднятой целины» Михаила Шолохова. До нее девушки не выбирали на прослушивание мужские роли. Рязанова рассказывала в интервью «Советскому экрану»: «Думаю, мои экзаменаторы и будущие педагоги оценили не столько дарование, сколько смелость».
За вступительные экзамены Рязанова получила отличные оценки. Ее зачислили в мастерскую актера Платона Лесли.
Фильмы Раисы Рязановой: «Я никогда не играла королев или дам высшего света»
Уже на третьем курсе Раиса Рязанова начала сниматься в кино. Она дебютировала в картине «Гуля Королёва» о жизни советской актрисы Марионеллы Королёвой. Рязанова исполнила главную роль. А еще в фильме она спела песню «Синий платочек».
В 1969 году Рязанова окончила ГИТИС. Актриса стала куда чаще сниматься в кино. В 1970-х она сыграла Евдокию в сказке Александра Роу «Золотые рога», мать Алеши в детском фильме «Белый Бим Черное ухо», астронома Окорокову в научно-фантастической картине «Москва — Кассиопея».
Рязанова много снималась в эпизодах, но почти не получала главных ролей. Очень часто она играла простых русских женщин — рабочих и крестьянок. Актриса вспоминала: «Я никогда не играла королев или дам высшего света, а все больше бываю в платке, ватнике да в валенках, с засученными рукавами, с детьми, преодолевающая всяческие житейские неурядицы. <…> По-видимому, есть закономерность в том, что мне предлагают. Я знаю, что в этом амплуа уже кое-что могу. Но, конечно же, хочется себя попробовать и в ином качестве».
Известность пришла к Раисе Рязановой в 1980 году, когда она исполнила одну из главных ролей в мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Картина рассказывала о судьбе трех подруг, которые приехали покорять Москву. Актриса сыграла одну из них — маляра Антонину Буянову.
Режиссер Владимир Меньшов с величайшей тщательностью подбирал нашу троицу — Веру Алентову, Ирину Муравьеву и меня. Ведь нам предстояло сыграть своих героинь сначала 20-летними, потом 40-летними. Одни серебринки в волосах погоды здесь, как говорится, не сделали бы. Нужно было играть так, чтобы за этими сединами зрители увидели и ощутили прожитое, чтобы нам поверили. Очень помогало в работе то, что Меньшов еще и актер. Он знает нашу работу досконально, чувствует ее природу, поэтому сам охотно и мастерски показывает то, что недообъяснил словами, импровизирует прямо на съемочной площадке и, что очень важно и не так-то часто бывает, к актеру относится с пониманием и уважением.
Журнал «Советский экран», №8, 1985 год
«Москва слезам не верит» стала одним из самых кассовых советских фильмов. Ее посмотрело около 90 миллионов зрителей. Картина получила несколько наград, в том числе премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Режиссер Владимир Меньшов, художник Саид Меняльщиков, актеры Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова и Алексей Баталов удостоились Государственной премии СССР.
В 1980-х Рязанова снялась более чем в 40 фильмах: «Фронт в тылу врага», «Человек на полустанке», «Инспектор ГАИ», «Конец операции «Резидент». В 1983 году она сыграла деревенского киномеханика Анастасию в мелодраме «Дамское танго». В этой картине Рязановой вновь пригодилось музыкальное образование: по сюжету ее героиня исполнила несколько песен.
Личная жизнь и увлечения
Со своим мужем, Юрием Перовым, Раиса Рязанова познакомилась на втором курсе ГИТИСа. Вскоре Перов и Рязанова поженились. Она вспоминала: «На втором курсе к нашему потоку присоединился Юра Перов, он вернулся из армии. Пришел, увидел, победил. Так все стремительно закрутилось, и опомниться не успела — оказалась замужем. Как с нами такие вещи происходят — одному богу известно».
На четвертом курсе у них родился сын Данила. Однако еще через несколько лет брак актеров распался. Больше Рязанова замуж не выходила.
Вместе с сыном артистка снялась в картине «День и вся жизнь» в 1969 году. Позднее Данила Перов поступил в Школу-студию МХАТ и тоже стал актером. Он служил в театре «Содружество актеров Таганки». В 2012 году Перов удостоился звания заслуженного артиста России. В 2020 году он умер от болезни.
Внук Рязановой, Андрей Перов, тоже стал артистом: он окончил актерский факультет Института современного искусства.
«Автоледи» и театральная актриса
В 1990-х Раиса Рязанова редко получала новые роли. Чтобы заработать денег, она научилась водить и стала заниматься частным извозом. В 2003 году актриса даже победила в московском конкурсе по автомобильному спорту «Автоледи».
Новые роли у Рязановой появились в 2000-е годы. Актриса часто снималась в сериалах. Среди ее известных героинь этих лет — врач Лилия Анатольевна в «Казусе Кукоцкого», модельер Ольга Уютова в «Не родись красивой», Зоя Федоровна в «Солдатах».
В 60 лет, в 2005 году, Раиса Рязанова стала играть в Театре-студии под руководством Олега Табакова. В коллектив ее пригласил режиссер Александр Мохов. Он предложил Рязановой роль деревенской жительницы Андреевны в спектакле «Кукла для невесты». Актриса вспоминала: «Играть в театре после долгой карьеры в кино оказалось непривычно и тяжело. Но очень увлекательно». Играла она и в антрепризных спектаклях «Авантюристы поневоле», «Незамужняя женщина», «Любовь и голуби» и «Аккомпаниатор».
За большие заслуги в области искусства в 2005 году Рязанова получила звание народной артистки России: «Я так долго ждала звание народной. Думала, что давно должны были мне его дать, все-таки послужной список длинный. Хорошо, что обо мне все-таки вспомнили, пусть и позже, чем хотелось бы».
В 2010-х Раиса Рязанова продолжила сниматься в кино, ездить на гастроли, участвовать в театральных постановках. Она сыграла домработницу Галину в детективе «Желтый глаз тигра», пенсионерку Галину Ивановну в детском фильме «Частное пионерское», тетю Дашу в сериале «Мосгаз». А еще актриса вела телепередачу «Дело ваше» на Первом канале.
В 2019 году за роли в кино и театре Рязанова получила специальный приз Забайкальского кинофестиваля «Признание народа».
В публикациях
Смотрите также