Москва — Кассиопея
Дилогия Ричарда Викторова «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» по первоначальному замыслу должна была быть одним фильмом. Но материала было отснято так много и он оказался столь качественным, что руководство Госкино СССР приняло (редкий случай) решение дать постановщику возможность сделать два полнометражных фильма.
Замысел истории о подростках, отправляющихся в путешествие к далеким звездным мирам, пришел к создателю картины, очевидно, под влиянием шедевра Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея», ставшего главным событием на Московском кинофестивале 1969 года. С точки зрения кинематографических решений планка была поднята американским мастером чрезвычайно высоко, и Викторов в первую очередь задумался об эффектном визуальном ряде картины. В 1971 году режиссер познакомился с Валерием Павлотосом — специалистом по спецэффектам Ялтинской киностудии. Викторов попросил Павлотоса создать такой же, как у Кубрика, эффект невесомости в своей картине. Но инженер ответил, что не в его правилах копировать чужой опыт, и предложил свой вариант создания образа невесомости. Он, по мнению специалиста, достигался определенными движениями камеры и декораций. Так на натуральных площадках в Ялте и в павильонах киностудии имени Горького были выстроены «коридор звездолета», «командный отсек космического корабля», «звездное небо».
Сценарий «Кассиопеи» был написан Авениром Заком и Исаем Кузнецовым. На первый взгляд, стандартная для научной фантастики сюжетная линия окружена ореолом таинственности. Фильм начинается с появления загадочного И. О. О. (исполняющий особые обязанности) в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Он приглашает нас к просмотру картины, также появляется в критические моменты сюжета, чтобы помочь героям. Он возникает то тут, то там во Вселенной в неизменном современном костюме.
Но главные герои истории — подростки. Витя Середа (Михаил Ершов), увлеченный космосом и межгалактическими полетами, демонстрирует перед классом свой проект космического корабля, способного совершить длительный полет к далеким звездным системам. Но это путешествие может продлиться несколько десятилетий, поэтому экипаж «Зари» (так называется придуманный Витей корабль) должен состоять из лиц не старше 14–15 лет.
Проект привлекает внимание академиков. Незадолго до этого они стали получать радиосигнал от неких разумных существ с планеты Альфа системы Кассиопея. Виктору поручают собрать команду из детей своего возраста и отправиться к Кассиопее — искать источник сигнала.
Вот уже больше 40 лет дилогия Ричарда Викторова остается едва ли не лидером в списке лучших отечественных фильмов в жанре фантастики. А технологии, придуманные Валерием Павлотосом, в течение всех последующих десятилетий применялись и развивались многими нашими кинематографистами.
Фильм вышел в прокат в Польше, Германии, Югославии, Чехословакии. Он до сих пор издается за границей на DVD и считается классикой мировой научной фантастики. Несколько лет назад Николай Викторов, сын режиссера дилогии, попытался восстановить режиссерскую версию картины, но оказалось, что многие вырезанные сцены утеряны. Зато ему удалось отреставрировать ленту и выпустить ее в цифровом качестве.