Александр Самохвалов
Годы жизни: 21 августа 1894 - 20 августа 1971
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Скульптор, Художник
Содержание
Студент училища при Академии художеств и воспитанник Кузьмы Петрова-Водкина, Александр Самохвалов стал известен как автор полотен в стиле соцреализма. На своих картинах живописец изображал характерных представителей эпохи — советских рабочих и спортсменов. Также Самохвалов работал как иллюстратор и скульптор: книги с его рисунками выходили в издательствах «Изобразительное искусство» и «Детская литература», а статуэтки по его эскизам выпускали на Государственном и Дмитровском фарфоровых заводах.
Студент Академии художеств и ученик Кузьмы Петрова-Водкина
Александр Самохвалов родился 21 августа 1894 года в городе Бежецке Тверской губернии (сейчас — Тверская область). Его отец Николай Самохвалов торговал в небольшой лавке, а мать Елена Чистякова была домохозяйкой. Кроме будущего художника в семье было еще трое детей.
Первое образование Самохвалов получил в церковноприходской школе в Бежецке. Он вспоминал: «Школа была наполовину городской, наполовину крестьянской». В 1906 году художник поступил в Калязинское механико-техническое училище (сейчас — Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева). В свободное время много рисовал. Преподаватели отмечали, что у него хорошо получается изображать людей и животных, и советовали стать художником.
В 1908 году, на третьем курсе, Самохвалова отчислили за участие в уличных столкновениях во время Первой русской революции 1905–1907 годов. Учебу он продолжил в Бежецком реальном училище живописи. Он занимался в классе художника Ивана Костенко. Самохвалов вспоминал: «Иван Малахович показывал свой этюд, и мы приравнивали свои этюды к его достижениям. Конечно, его этюд всегда был законченным и вернее нашей мазни нарисованным. Но в мазне наших неопытных кисточек проявлялась иногда какая-то особенность, более близкая к природе и характеру того, кто это написал. Иван Малахович всегда это отмечал».
Самохвалов окончил реальное училище и переехал в Петербург. Там он брал уроки у художника Якова Гольдблата, посещал его частную студию, где учился писать с натуры. В 1914 году Александр Самохвалов поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств на архитектурный факультет. После занятий он ходил в Русский музей и Эрмитаж, где изучал классическую живопись. Самохвалов вспоминал: «Меня потрясли, прежде всего, Рембрандта «Титус в шлеме», «Блудный сын», «Отречение Петра» и многое другое. <…> Фрески Рафаэля, Веласкеса «Иннокентий» и «Оливарес», взволновавшие меня до глубины души. И статуи Египта, и эллинская скульптура…» Интересовался художник и древнерусским искусством: он изучал старинные иконы. В 1916 году Самохвалов создал одно из своих первых произведений — «Автопортрет». В нем он подражал иконописной технике: использовал темные цвета и писал темперой — краской на основе порошкового пигмента и эмульсии.
Уже на первом курсе Самохвалов участвовал в выставках. В 1917 году он вступил в объединение «Мир искусства», в которое входили Петр Кончаловский, Борис Кустодиев, Сергей Чехонин.
В 1918 году — с приходом новой власти — закрыли Академию художеств, поэтому Александр Самохвалов продолжил учебу в Петроградских Свободных художественных мастерских (ВХУТЕМАС). Там он стал учеником живописца Кузьмы Петрова-Водкина. Искусствовед Виктор Меркушев писал: «Александр Самохвалов не был среди любимых учеников Петрова-Водкина, но ему, как никому другому, удалось создать образы, полные оптимистического настроя и пафоса утверждения новой жизни, к воплощению которых всегда стремился его учитель». Петров-Водкин учил Самохвалова изображать сложные фигуры в движении. Вместе со своим учителем в 1921 году художник отправился в Самарканд в археологическую экспедицию, которую организовал Институт истории материальной культуры. В своей книге «В годы беспокойного солнца» Самохвалов назвал эту поездку «трамплином в творчестве». В Самарканде он изучал старинную архитектуру и делал зарисовки зданий. Там же художник написал картину «Дворик».
В 1923 году Самохвалов окончил ВХУТЕМАС. Его дипломной работой стала картина «Головомойка». В произведении художник подражал своему учителю Кузьме Петрову-Водкину. Он построил сложную композицию: фигуры людей, предметы, лестницу изобразил с разных углов.
Задача была чисто пространственная. Для решения ее взята мною простая бытовая сцена. Но я уложил в нее всю пространственную систему. <…> Передо мной деревянная винтовая лестница. <…> Нижние ее ступени я вижу сверху вниз, средние — прямо перед собою, а верхние ведут во второй этаж. <…> Сбоку от этой лестницы стоит мама, которая моет головку девочке. И красную табуретку, и таз с мыльной водой, и девочку я вижу сверху, а мать и проходящую по веранде девушку — прямо перед собой. <…> Мою «Головомойку» он (Кузьма Петров-Водкин. — Прим. ред.) увидел по возвращении из Парижа. <…> Он сам был озадачен сложностью построения композиции и назвал ее «Головоломкой».
Александр Самохвалов. Книга воспоминаний «Мой творческий путь»
«Художник, живущий современностью»: картины, скульптуры и плакаты
В начале 1920-х Александр Самохвалов рисовал иллюстрации, реставрировал старинные картины для музеев Петрограда. Художник восстановил фрески в Георгиевском соборе в Старой Ладоге.
Для Российского телеграфного агентства Самохвалов нарисовал несколько агитационных плакатов. Среди них — «Ленин и электрификация», «Вперед, по ленинскому пути!» и «Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн». В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже за плакат «На смену старшим» он получил золотую медаль.
В те же годы Самохвалов устроился художником на Государственный фарфоровый завод (позднее — Ленинградский фарфоровый завод, сейчас — Императорский фарфоровый завод). По его эскизам там выпустили тарелки «Женщина с козочкой», «Завтрак работницы».
В середине 1920-х Самохвалов сотрудничал с издательствами «Детгиз» и «Радуга». Там он иллюстрировал рассказы Михаила Пришвина, пьесы Уильяма Шекспира. Тогда же Самохвалов сам начал писать книги. Он выпустил издания для детей «Водолазная база», «В лагерь!» и «Ходя».
В середине 1920-х Самохвалов сотрудничал с издательствами «Детгиз» и «Радуга». Там он иллюстрировал рассказы Михаила Пришвина, пьесы Уильяма Шекспира. Тогда же Самохвалов сам начал писать книги. Он выпустил издания для детей «Водолазная база», «В лагерь!» и «Ходя».
Самохвалов состоял сразу в нескольких художественных обществах, среди которых — «Община художников», «Жар-цвет», «Круг художников». На их выставках он представлял картины «Семья рыбака», «Кондукторша», «Щебенщики». На большей части полотен Александр Самохвалов изображал рабочих. Его интересовал облик современного ему «человека труда» и современной ему женщины — служащей, рабочей. Он создал картины «Работница с напильником», «Работница, засучивающая рукава». Искусствовед Мария Чегодаева писала: «В основе творческого замысла этих портретов было не фотографическое копирование, а стремление к типически обобщенно-реалистическому изображению. Художник мечтал о фреске, в которой он мог бы воспеть труд нового общества». Создал Самохвалов и серию акварелей «Метростроевки», для которых ему позировали работницы московского метро.
В начале 1930-х годов Самохвалов по заданию издательства «Изобразительное искусство» отправился в город Иваново-Вознесенск (сейчас — Иваново), чтобы написать картины о ткацком производстве. Там он создал полотна «Печатный цех» и «Ткацкий цех».
После убийства Сергея Кирова в 1934 году Самохвалов посвятил революционеру несколько полотен. Среди них было его первое панно «Киров принимает парад физкультурников». Для этой работы он искал «фресковое решение», хотел, чтобы по технике картина напоминала старинные церковные росписи. Художник экспериментировал с цветами и использовал приглушенные теплые тона.
Кроме «людей труда», Александр Самохвалов часто писал спортсменок. Он вспоминал: «Физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни». В начале 1930-х он создал серию работ «Физкультурницы». В нее вошли произведения «Девушка с ядром», «На теннисной площадке», «Девушка с мячом». В 1932 году Самохвалов написал картину «Девушка в футболке». На ней он изобразил учительницу-активистку Евгению Адамову.
«Девушка в футболке» — прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Эта одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придает девушке вид современный. Ее облик — простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека — участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал ее.
Александр Самохвалов. Книга воспоминаний «Мой творческий путь»
«Девушку в футболке» показали на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Французские критики назвали эту картину «советской Джокондой». Художник вспоминал: «Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище, так как Джоконда была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки еще не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой — улыбкой готовности к действию». Французы писали о простоте композиции, грамотном подборе цветов. За эту работу Самохвалова наградили золотой медалью.
В Париже Самохвалов получил и другие награды. Вместе с другими художниками он оформлял советский павильон. Для него Александр Дейнека создал панно «Лучшие люди Страны Советов», Алексей Пахомов — «Советские дети», а сам Самохвалов — «Советский спорт». Их совместная работа получила Гран-при выставки, высшую награду. В конце 1937 года панно перевезли назад в СССР. Однако где оно сейчас — неизвестно.
Третью награду на той же выставке Самохвалов получил за иллюстрации к роману Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города». Над ней художник работал больше трех лет. Он вспоминал: «Очень нелегкое дело жить в обществе таких чудовищных образов и следовать за сатириком тяжкими путями».
В 1930-х Александр Самохвалов продолжил работать с фарфором. Он расписывал тарелки, создавал скульптуры для Государственного и Дмитровского фарфоровых заводов. Художнику позировали советские спортсмены — пловцы, гимнасты, легкоатлеты.
В 1935 году Самохвалов оформил спектакль «Бесприданница» по одноименной пьесе Александра Островского в ленинградском Большом драматическом театре. Позднее он создал декорации для постановок Академического театра драмы им. А.С. Пушкина (сейчас — Александринский театр) «Стакан воды» и «Горячее сердце».
Личная жизнь: «Мы шествуем вдвоем»
Александр Самохвалов был женат дважды. Его первой супругой стала Екатерина Самохвалова. В браке у них родились дочери Мария и Алла. В 1920-х и 1930-х художник написал несколько портретов жены и дочерей. Среди них картины «Мать с ребенком», «Портрет дочери Аллы» и «Портрет Е.П. Самохваловой, жены художника».
Со своей второй супругой, Марией Клещар, Самохвалов познакомился в 1950 году. Она была медсестрой и работала санинспектором. Клещар позировала художнику, когда тот создавал серию иллюстраций к роману Алексея Чаплыгина «Разин Степан». В 1951 году его первая супруга Екатерина умерла, и вскоре Самохвалов женился на Клещар.
Работа Самохвалова над серией иллюстраций к роману А. Чаплыгина «Разин Степан» соединила мою судьбу с жизнью и творчеством Александра Николаевича… Как-то ранней весной 1950 года Александр Николаевич пригласил меня в мастерскую, сказав: «Хочу показать вам картину, над которой сейчас работаю». И мы пошли в Тучков переулок, дом 11, по широкой каменной лестнице поднялись на пятый этаж в квартиру 25… Тогда я еще не предполагала, что проживу в этой мастерской-квартире 21 год и буду делить трудную жизнь с этим большим художником и прекрасным человеком… А в 1951 году он подарил мне книгу «Разин Степан» с надписью: «Моей дорогой жене Машеньке, с этого мы начинали наш труд».
Мария Клещар-Самохвалова. Книга воспоминаний «Я благодарна судьбе»
Самохвалов учил Клещар рисовать. Искусствовед Валерия Щербань писала: «Войдя в жизнь мастера красивой натурщицей, Мария Алексеевна стала его бессменным спутником, преданной женой, чутким другом и талантливым учеником». С середины 1950-х Клещар показывала свои работы на выставках. Среди них — картины «Ольга Берггольц в дни блокады», «Крымский дворик», «Комсомолка Валя Комракова».
Александр Самохвалов несколько раз изображал супругу на своих картинах. Он написал ее портреты: «Портрет М.А. Клещар-Самохваловой», «Под солнцем» и «Голубые сумерки». Вместе с Клещар художник работал над иллюстрациями к «Евгению Онегину» Александра Пушкина и «Анне Карениной» Льва Толстого. Жене Самохвалов посвящал и стихи:
Устав от клеветы людской, ты осушила слезы.
Твой чистый голос песней зазвенел.
Мой посох брошен за борт моста.
Рука в твоей надежна и тверда.
Мы шествуем вдвоем — как это хорошо и просто,
Пусть с нами шествуют суровые года.
Твой чистый голос песней зазвенел.
Мой посох брошен за борт моста.
Рука в твоей надежна и тверда.
Мы шествуем вдвоем — как это хорошо и просто,
Пусть с нами шествуют суровые года.
С Марией Клещар Самохвалов прожил больше 20 лет — до своей смерти в 1971 году.
Последние годы: живописные «мемуары»
В 1940 году в Ленинграде прошла первая персональная выставка Александра Самохвалова. В эти годы художник в основном писал портреты своих друзей и родственников, в том числе композитора Евгения Мравинского.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Вместе с коллективом Академического театра драмы Самохвалова эвакуировали в Новосибирск. Там художник оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Маскарад» и «Платон Кречет». Он создавал декорации и для Московского театра оперетты.
В послевоенные годы Самохвалов работал над групповыми портретами участников войны. Среди них картины «Сталинградцы», «Бойцы вспоминают минувшие дни» и «Встреча друзей».
С 1948 года Александр Самохвалов преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (сейчас — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица). Он вел занятия на факультете монументальной живописи.
В 1950-х Самохвалов продолжил сотрудничать с ленинградскими издательствами и фарфоровыми заводами. В эти годы изменился стиль художника. Он писал: «Изменения, которые произошли в структуре моей изобразительной концепции, в данном случае можно было бы определить… как усложненность объемно-пространственной трактовки изображаемого, большую детальность в рисунке». В портретах этих лет Самохвалов тщательно прорабатывал лица героев. Среди его картин 1950-х годов — «Портрет женщины с опущенной головой» и «Портрет девушки в васильковом венке».
Александр Самохвалов не оставил творчество и в последние годы жизни. В 1964 году он написал картину «Александр Блок в рабочем пикете». Блок был одним из любимых поэтов живописца. В конце 1910-х Самохвалов посещал его литературные вечера. Изображение поэта он создавал по памяти. Художник писал об этом портрете: «Я считаю, что в этой работе мне удалось выразить пафос времени и его напряженность как в цвете, так и в композиции, и в образах изображенных людей».
Итогом творчества Самохвалова стала картина «Аппассионата» («Строители коммунизма»). Ее художник написал в 1967 году. На ней он изобразил пианиста, который в окружении рабочих играет любимое произведение Владимира Ленина — «Аппасионату» Людвига ван Бетховена.
Картина «Аппассионата» (1967), синтез всего найденного и приобретенного за долгий путь творческих поисков. …[Самохвалов] достигает этого пластическими средствами: рисунком, цветом, монументальной лепкой форм. Кажется, что художнику удалось соединить в одно целое музыку, цвет, линию и телесно-скульптурное начало. Оно производит впечатление своего рода живописных «мемуаров», прощальной встречи стареющего художника со своими любимыми героями.
Мария Чегодаева, искусствовед. Статья «Живописные и графические портреты в творчестве А. Самохвалова»
В конце 1960-х Самохвалов написал книгу мемуаров «Мой творческий путь». Вышла она уже после смерти художника, в 1977 году.
Умер Александр Самохвалов 20 августа 1971 года. Похоронили художника на Комаровском кладбище в Ленинграде.
В публикациях