Рената Литвинова

Родилась: 12 января 1967 (57 лет)
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Режиссер, Сценарист, Актер театра, Театральный режиссер
Содержание
В одном из своих интервью Рената Литвинова сказала: «В творчестве у меня есть девиз, который я могу всем пожелать: маловато безумия! Надо больше!» В ее карьере — более 40 ролей в кино, 20 написанных сценариев. В четырех лентах она выступила продюсером, в 14 — режиссером. В числе прочего Литвинова сняла девять короткометражек и два фильма-концерта, в основу которых легли выступления певицы Земфиры.

Юность, ВГИК, «Нелюбовь» и Кира Муратова

Рената Литвинова родилась в 1967 году в семье московских врачей Алисы Литвиновой и Мурата Вергазова. Они разошлись, когда Ренате был год, и дочь осталась жить с матерью. Еще в детстве Литвинова полюбила кино — вместе с мамой часто ходила на вечерние сеансы. В одном из интервью она рассказывала, насколько неравнодушно относилась к кинематографу: «Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком».
Рената Литвинова училась в обычной общеобразовательной школе, занималась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. Чайковского, посещала секцию легкой атлетики в обществе «Спартак». У нее почти не было друзей, и большую часть свободного времени она проводила за кино и в домашней библиотеке — любимыми стали книги Николая Гоголя и Большая медицинская энциклопедия. В 2012 году в интервью Владимиру Познеру Литвинова вспоминала о детстве как об одинокой поре своей жизни, а о школе — с отвращением. В своем аккаунте в инстаграме она рассказывала: «Все-таки школьная форма была красивой — у меня был такой же черный фартук, а белый был из прозрачного газа — но мне его сразу порвали другие девочки, чтобы я слишком не выпендривалась — было тогда ужасно обидно, и Мама пыталась его мне зашить — и мой фартук получился весь в «шрамах», как и вся школьная жизнь».
Первые деньги Литвинова заработала в девятом классе, когда снялась в рекламе драгоценностей. В 17 лет она даже хотела работать манекенщицей, прошла отборочный конкурс, но передумала и поступила во ВГИК. Ее приняли с первого раза на сценарный факультет, в мастерскую Киры Парамоновой. На одном курсе с Литвиновой учились Роман Качанов — будущий автор сценариев к фильмам «ДМБ» и «Даун Хаус» — и сын Владимира Высоцкого Аркадий.
Учеба в университете отличалась от школы — необычную манеру речи, жестикуляцию и собственные взгляды студентки здесь воспринимали с уважением, хотя были и сложности. Для защиты диплома Литвинова написала три работы. По одной из них в 1991 году режиссер Валерий Рубинчик снял одну из первых лент в истории свободного постсоветского кинематографа — «Нелюбовь». Но в университете Ренате Литвиновой не разрешили защищать диплом этой работой. В интервью журналу «Русский репортер» она рассказывала: «Я написала тогда три варианта диплома. Но мне сказали: защищайся вот этой своей хоть и неудачной, но сносной для диплома работой (сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». — Прим. ред.). Я помню, меня так это… В общем, очень критиковали».
В 1988 году Литвинова написала сценарий к короткометражному фильму «Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча». Тогда же режиссер Кира Муратова прочла в альманахе «Киносценарии» работу Литвиновой «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» и заинтересовалась начинающей сценаристкой. Познакомиться лично им удалось только через несколько лет на одном из кинофестивалей. Год спустя, в 1989-м, состоялся кинодебют Литвиновой в фильме Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века». В этой трагикомедии о жизни первобытного племени Рената сыграла эпизодическую роль одного из людей рода.
Фильм «Нелюбовь», к которому Литвинова доработала сценарий, вышел на экраны в 1992 году. В основу сюжета легла череда эпизодов из жизни главной героини — Риты. Она встречалась с мужчинами, общалась с подругой, рассматривала фотографии Мэрилин Монро — и однажды, ощутив безысходность, на собственной фотокарточке подвела итог своей жизни и решилась на самоубийство. По мнению кинокритика Натальи Басиной, «Нелюбовь» стала первым шагом к своеобразному имиджу и стилю Ренаты Литвиновой. В том же, 1992 году фильм вошел в программу «Панорама» на Международном кинофестивале в Берлине.
В 1994 году на экраны вышла картина Киры Муратовой «Увлеченья» с Ренатой Литвиновой в одной из главных ролей. Эта роль стала первой крупной актерской работой Литвиновой — она сыграла медсестру Лилию, подругу главной героини Виолетты. Первые пробы оказались неудачными, но Муратова не рассталась с идеей снять именно эту актрису. Поначалу у героини не было слов, только пластика, но Литвинова написала текст для этой роли и показала Муратовой. Его часть вошла в фильм, а в титрах это отметили фразой «Монологи медсестры в исполнении самой медсестры». В 1995 году лента «Увлеченья» получила две премии «Ника», в том числе за лучший фильм, и спецприз жюри «Кинотавра».
После работы над «Увлеченьями» Литвинова написала несколько новелл специально для Киры Муратовой. В 1997 году та включила «Офелию, безвинно утонувшую» в свои «Три истории» — криминальный трагифарс о людях, на первый взгляд неспособных на убийство. Главную героиню этой новеллы — Офелию, которая работает в больнице, — сыграла сама Литвинова. По сюжету она не любила ни мужчин, ни женщин, ни детей, говорила, что «этой планете поставила бы ноль», и убивала женщину, которая отказалась от своего ребенка в роддоме.
В том же 1997-м в прокат вышел фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих», который режиссер снял по мотивам повести Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать». Главными героинями стали глухая танцовщица по имени Яя, хорошо понимающая слышащих, и ее подруга Рита, которой угрожают кредиторы. Тодоровский существенно переработал повесть вместе со сценаристом Юрием Коротковым и оставил от первоисточника только образ Яи. Журнал «Афиша» включил «Страну глухих» в список 100 главных русских фильмов.

«Нет смерти для меня», китайская граница и «Чемоданы Тульса Люпера»

Первый фильм в своей режиссерской карьере — документальную картину «Нет смерти для меня» — Рената Литвинова сняла в январе 2000 года. Для него она взяла интервью у пяти советских актрис: Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой и Веры Васильевой. Литвинова разделила фильм на несколько частей и добавила между фрагментами режиссерские комментарии. Эта документальная лента о жизни, смерти, кино и любви стала последней работой Нонны Мордюковой.
В конце 2000 года на телеэкраны вышел восьмисерийный фильм Александра Митты «Граница. Таежный роман». В нем режиссер показал жизнь военного гарнизона в глухом таежном городке на границе с Китаем. Рената Литвинова сыграла в сериале медсестру Альбину Ворон — женщину с аристократическими привычками, которая кажется чужой в военном гарнизоне. Это была первая роль Литвиновой в кино для массового зрителя, и она принесла актрисе всероссийскую славу.
Героиню тяготила жизнь в тайге, неудачное замужество и быт: «И это моя жизнь. Такая короткая. Такая неповторимая. Такая единственная. Меня впереди ничего не ждет. И я умру на границе с Китаем, помешивая щи, да?» Вскоре Альбина познакомилась с потерявшим популярность певцом Вадимом Глинским и с его помощью выбралась из ненавистного брака и гарнизонной жизни.
В 2001 году Рената Литвинова вышла замуж за бизнесмена Леонида Добровского и тогда же родила от него дочь Ульяну. На последнем месяце беременности она снялась в клипе на песню Аллы Пугачевой «Речной трамвайчик». Уже через три месяца Литвинова вернулась к работе, и в 2002 году вышла мелодрама «Небо. Самолет. Девушка». Это был ремейк картины 1968 года «Еще раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». Режиссером стала Вера Сторожева, а сама Литвинова выступила как актриса, сценаристка и продюсер. По сюжету бортпроводница Лара, которую и сыграла Литвинова, между рейсами встретила в кафе при аэропорте тележурналиста Георгия. Герои влюбились друг в друга. «Она его полюбила, причем сразу и честно. А он — не сразу, постепенно, с осторожностью. И только потеряв ее, он понял… что-то такое понял, я надеюсь…» — рассказала Литвинова в интервью журналу «Огонек» в апреле 2002 года.
В 2003 году британский режиссер и писатель Питер Гринуэй предложил Литвиновой поучаствовать в зарубежном мультимедийном проекте «Чемоданы Тульса Люпера». В нем автор рассказывал о жизни вымышленного писателя, который провел всю жизнь в тюрьмах. В проект должны были войти три полнометражных фильма, сериал, видеоматериалы на DVD-дисках, веб-сайты, книги и аудио. Литвинова сыграла в третьей части «Чемоданов» — «Из Сарка до конца», где часть действия происходила на территории ГУЛАГа. Проект не был популярен у зрителей, и из-за ограниченного бюджета его не удалось реализовать полностью.

Богиня, «Зеленый театр в Земфире» и «Последняя сказка Риты»

В 2004 году на экраны вышел первый полнометражный художественный фильм Литвиновой-режиссера — сюрреалистическая драма «Богиня: как я полюбила». Как и в случае с картиной «Небо. Самолет. Девушка», Литвинова сыграла здесь главную роль, стала сценаристкой и продюсером. По сюжету дознавательница Фаина пытается раскрыть попавшее к ней случайно дело о пропаже юной девушки. Для того чтобы найти преступника, Фаине нужно сделать то, чего она никогда не делала — полюбить. Фильм построен на внутренних переживаниях героини. О переломном моменте картины, в котором появляется зеркальный двойник Фаины, Литвинова в интервью Ruskino сказала: «Мы делали чисто профессиональный детектив, такой жанровый фильм, а с этого места жанр заканчивается и начинается мое личное, авторское кино. Я бы даже сказала, начинается поэзия».
Заглавную песню «Любовь как случайная смерть» для «Богини» написала певица и композитор Земфира Рамазанова, и с этой работы началось ее долгое творческое сотрудничество с Литвиновой. В 2005 году издательство «Афиша» выпустило книгу журналиста Алексея Васильева «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой». Кроме интервью, записанных в разных городах в течение года, в книгу вошли главы из повести «Обладать и принадлежать», а также новеллы, которые раньше нигде не публиковались. В 2007 году издательство «Амфора» опубликовало повесть полностью, в сопровождении реализованных — «Монологи медсестры», «Три истории», «Два в одном» — и нереализованных киносценариев. Предисловие к книге написала Кира Муратова.
Параллельно со съемками «Богини» Литвинова участвовала в картине Киры Муратовой «Настройщик» и экспериментировала с театральной сценой: Олег Табаков, возглавлявший МХТ им. Чехова, и режиссер Адольф Шапиро предложили ей сыграть Любовь Раневскую в постановке «Вишневый сад». За две недели до премьеры билеты были распроданы.
Постановка получила смешанные отзывы критиков. Марина Шимадина в рецензии для газеты «Коммерсант» писала: «…[Хрестоматийные фразы] звучат по-разному — одни лучше, другие хуже, в привычной для госпожи Литвиновой, но прямо-таки революционной для Раневской манере. Все пафосные монологи, которые по расхожей театральной традиции полагается произносить с большим чувством, глядя вдаль, актриса безнадежно проваливает. Знаменитую речь о вишневом саде она произносит чуть ли не с досадой, как чужие, навязанные ей зачем-то слова. Зато, исповедуясь перед Петей в своей грешной любви, она задает «облезлому барину» жару. Актриса и ее героиня по-женски объединяют свои слабые силы для защиты: одна испугана и растеряна от необходимости впервые стоять на авансцене перед огромным залом, не закрываясь от зрителя щитом телевизионного экрана, другая тоже загнана в угол нависшей над усадьбой бедой и собственной беспомощностью, помноженной на укоры совести».
Литвинова снялась в двух картинах режиссера Алексея Балабанова — в криминальной комедии «Жмурки» в 2005 году и комедийной мелодраме «Мне не больно» в 2006-м. И если в первом фильме роль секретарши была эпизодической, то во втором Литвинова сыграла главную героиню — умирающую от лейкемии Тату, которой приходится сделать выбор между жизнью в комфорте и своими чувствами. Партнерами актрисы по фильму стали Никита Михалков, Александр Яценко, Дмитрий Дюжев.
В 2008 году вышел полнометражный документальный фильм-концерт «Зеленый театр в Земфире», режиссером и сценаристкой которого стала Литвинова. До этого она уже сняла несколько клипов для певицы, в том числе на сингл «Мы разбиваемся» в 2007 году. Цифровой «Зеленый театр в Земфире» собран из фрагментов живого концерта в московском Зеленом театре парка Горького и монологов Земфиры об отношении к себе, жизни и творчестве. Кроме этих записей Литвинова использовала документальную хронику европейского турне, которое прошло весной 2007 года, и нескольких осенних концертов Земфиры в России. В 2008 году «Зеленый театр в Земфире» стал лучшим музыкальным фильмом по версии независимой музыкальной премии «Степной волк».
Осенью 2012 года в российский и мировой прокат вышла фэнтези-драма «Последняя сказка Риты». Работа над этой лентой, в которой Литвинова подняла тему смерти, шла около двух лет. Рената Литвинова написала сценарий, срежиссировала и спродюсировала картину, музыку для нее полностью написала Земфира.
«Последнюю сказку Риты» снимали на собственные деньги Литвиновой. Героинями фильма стали три подруги — врач Надя, медсестра морга Таня Неубивко, которую сыграла Литвинова, и тяжело больная Рита Готье. Ее лечащим врачом стала Надя, которая не решается рассказать Рите о диагнозе. О Рите заботится Таня — ангел смерти, умеющая перемещаться между миром живых и мертвых с помощью порталов старинных зданий. Как рассказывала сама Литвинова, Таня — мифологическое существо, которое «подделывается под человека», ее задача — собирать красивые души и сопровождать их в последний путь.

Пьеса и фильм «Северный ветер», общественная и личная жизнь

Дебютом Ренаты Литвиновой в театральной режиссуре стал спектакль «Северный ветер», который она поставила осенью 2017 года на сцене МХТ им. Чехова.
«Северный ветер» назвали «сказкой о потерянном времени», а еще — о любви и смерти, двух магистральных темах всего творчества Литвиновой. Герои постановки — шумная и разношерстная семья, вместе отмечающая несколько праздников, которые по ходу действия сливаются в один долгий. Старость и Смерть стали дополнительными персонажами постановки.
Литвинова символически рассказала о встрече каждого героя со временем и смертью. Персонажи спектакля умирают по очереди, их уводит со сцены сама актриса в образе Смерти — неспешно, каждый раз останавливая часы, которые находятся на сцене. Каждому герою отводится год, у каждого — своя история любви и личной трагедии. По словам Литвиновой, несмотря на явственно и остро присутствующие в «Северном ветре» мотивы старости и ухода, основная тема спектакля — любовь.
Для постановки «Северный ветер» Рената Литвинова собрала, как она сама говорила в интервью, состав-ансамбль из любимых актрис и актеров: Софьи Эрнст, Надежды Калигановой, Марии Фоминой, Кирилла Трубецкого, Евгения Перевалова и других. В ноябре 2020 года запланирован выход в прокат одноименного фильма. В нем сыграла дочь Литвиновой Ульяна, которая учится на лондонском актерском факультете. Кинолента не дублирует пьесу, а скорее становится ее логичным продолжением. В центре повествования — две женщины, мать и жена главного героя, которые борются за его любовь. Главный саундтрек, как и музыку к спектаклю, написала Земфира.
Рената Литвинова продолжает появляться на публике и участвовать в разных творческих проектах. В марте 2020 года она посетила Неделю моды в Париже и дала интервью Ксении Собчак, в мае приняла участие в фестивале «Черешневый лес» в Москве, а летом вместе с дочерью снялась в трейлере фильма «Северный ветер».
В публикациях
Спектакли
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна