Традиционная пляска «пересек» в воронежско-белгородском пограничье
Пересеком называется карагодная пляска, в которой участники выбивают ногами два или три разных ритмических рисунка. Пляска с пересеком бытует в русских селах восточных районов Белгородской области — Алексеевском, Красногвардейском, Красненском — и является визитной карточкой этнографических ансамблей сел Афанасьевка, Глуховка, Иловка, Подсереднее, Большебыково, Верхняя Покровка, Казацкое, Малобыково, Нижняя Покровка, Прудки, Сорокино, Стрелецкое, Большое, Веретенниково, Готовьё, Камызино, Круглое, Новоуколово, Сетище, Ураково, Хмелевое. Указанные села образуют ядро песенной традиции воронежско-белгородского пограничья (до административной реформы 1954 года эти районы входили в состав Воронежской области).
Карагодные пляски с пересеком являются неотъемлемым атрибутом любого праздничного гуляния в селе. Наиболее насыщен карагодными плясками с пересеком период от Пасхи до Троицы. По большим общесельским праздникам после службы в церкви с каждой улицы стекался народ на открытое широкое пространство — выгон или облог (залежь непаханой земли) на широкую улицу — совместное гуляние. На широкую улицу, по рассказам местных жителей, собирались все — от мала до велика. На таких гуляниях могли присутствовать и дети, но в качестве зрителей, а не полноценных участников. Строгого запрета по половозрастному или социальному признаку не существовало. Группы чаще всего формировались по улицам: «С энтай улицы — кучкя, с энтага парядка карагодик баб движется, тут и старики, и маладёжь. Усем места хватала! Сабирались люди… Хто пратяжную, хто карагодную песню разачне». Такие собрания сельской общины не были строго регламентированы. Общая пляска с пересеком возникала стихийно в рамках или одного большого карагода, или нескольких маленьких.
Основой композиции карагодной пляски с пересеком является движение по кругу против солнца под плясовую песню. При этом участники карагода могут использовать любой хороводный шаг: простой, приставной, переменный, с прибивом, с трилистником. В больших карагодах пересеком управляют наиболее активные и талантливые плясуны, по команде которых собственно и начинается пересек. Обычно заводила под команду-выкрик «Раз, два! Ай, ну-ну! Ай, ну-ну! Раз-так!» в темпе звучащей песни делает несколько ритмичных ударов одной ногой, которые служат сигналом для участников карагода к пересеку. Движение карагода по кругу приостанавливается, все поворачиваются лицом в круг. Основная масса пляшущих выбивает ногами простой ритм мелкими ровными длительностями, на который накладывается более сложный ритмический рисунок, который выбивают от одного до трех пляшущих. Количество участников и вариантов пересека в карагоде может быть бесконечно. Наиболее талантливые плясуны используют наложение ритмов, когда на пунктирный ритм одного пляшущего накладывается такой же пунктирный ритм, но со следующей доли (см.: Ритмическая схема 01).
Этот вид пересека распространен во всех указанных селах. В фильме И.И. Веретенникова «Белгородские карагоды» жители села Нижняя Покровка великолепно демонстрируют танцевальную лексику, характерную для карагодной пляски с пересеком.
Существуют и другие виды пересека, имеющие узколокальное распространение. Так, в основе пересека в селе Подсереднее Алексеевского района Белгородской области лежит так называемый шаг с прибивом, который также накладывается на простой шаг. Шаг с прибивом очень любила и часто использовала в пляске легендарная народная певица Ольга Ивановна Маничкина. Преимущество такого пересека состоит в том, что его можно исполнять в движении, не останавливаясь (см.: Ритмическая схема 02).
Еще один вид пересека – с каблучка – исполняется перекатом правой ступни с пятки на носок (см.: Ритмическая схема 03).
Мужчины часто выполняли такой пересек, ударяя правой ногой по щиколотке левой ноги.
Во время пляски по кругу среди пляшущих происходит свободное общение: повороты лицом друг к другу, переходы от одного партнера к другому. Пляска сопровождается хлопками в ладони, движениями плеч, кистей рук, пальцев. Мужчины нередко выходят плясать в центр круга, задавая тон всей пляске. У пляшущих в карагоде имеется и свой излюбленный набор плясовых приемов, характерных для традиции того или иного села.
Пляска пересек неразрывно связана с карагодными песнями. Они звучат в экспрессивной южнорусской манере, в быстром темпе с равномерной ритмической пульсацией. В кульминационных моментах, особенно когда начинается пересек, певцы часто используют различные выкрики и возгласы раззадоривающего характера: «Ай, ну-ну! Ай, ну-ну! Вспоминаем старину! Ух, ты! Ох, ты! Ну, давай! Ну, так что ж! Ну, так что ж!» Среди наиболее известных карагодных в традиции воронежско-белгородского пограничья можно назвать песни «Уж, ты Порушка, Параня», «У нас по мосту, мосточку», «Молодка, молодка, молоденькая», «Федора», «Вдоль по улице Ванюша», «Не травушка, не трава», «У нашем садочку». Поэтические тексты карагодных песен чаще всего связаны с семейно-бытовой, лирической тематикой.
Соотношение поющих и пляшущих в карагоде строго не регламентируется традицией. Если карагод многочисленный, то пляшущие пересек вполне могут выключиться из процесса пения, если карагод небольшой, то наиболее опытные и умелые исполнители выполняют две функции одновременно: и певца, и плясуна. Координация пения и движения в карагоде строго синхронная.
До 50-х годов XX века в указанных селах пляска с пересеком сопровождалась игрой на пищиках — местной разновидности жалейки. Сейчас эта инструментальная традиция почти исчезла, пляска под пищики сохранилась только в Нижней Покровке Красногвардейского района Белгородской области.
В настоящее время пляску с пересеком возможно увидеть на сельских праздниках и гуляниях, организуемых сельскими домами культуры. До сих пор в белгородских селах Афанасьевке, Иловке, Глуховке, Подсереднем, Малобыкове, Нижней Покровке, где еще существуют этнографические фольклорные коллективы, по большим праздникам собираются на широкую улицу.