Свадебные проходочки деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, говор – среднерусский
Проходочными в местной традиции называют песни, исполнение которых сопровождалось ритмически организованной ходьбой — проходкой. Проходочки приурочены к свадьбе и заняли в ней определенное место — они связаны с молодежными гуляниями в течение свадебного периода: «Раньше на свадьбе-то как было? За стол сажали только взрослых, молодежи за столом не было никогда. Молодежь приходила, когда столы выносили. Все гуляют и молодежь приходит гулять. Их проходочки потому и называют, что ходили».

Субботинские проходочки представляют собой единый песенно-хореографический цикл, в котором сольные и парные хореографические формы в первых пяти фигурах соединяются с общим круговым движением в следующих четырех эпизодах. Собственно проходочками с выбором пары можно назвать только пять фигур первой части цикла, вторую его часть образуют общие круговые хороводы с разыгрыванием песенных сюжетов.

Движение во всех фигурах проходочек против солнца. Основной шаг — пришаркивающий, в сочетании с переменным у девушек. Как правило, в начале проходочек шаг свободный, не в такт, затем — на каждую долю песенного напева. Руки у девушек либо находятся на уровне пояса, одна чуть выше другой, либо опущены. У парней руки также подняты невысоко, но разведены шире.

Несмотря на определенную близость субботинского хореографического цикла к кадрилям, исполнение проходочек более сдержанное, а в хореографии в целом преобладают достаточно плавные, величавые движения.

Напевы проходочных песен опираются на гомофонно-гармонический склад. Поются они в двухголосной фактуре.

В прежнее время проходочки исполняли в сопровождении скрипки и гармони, в последние же годы ходят только под песни в исполнении местного фольклорного ансамбля.

Последовательность фигур проходочек определяется строгим порядком песен, которые их сопровождают. Свои пояснения к исполнению проходочек дали в экспедициях 1995–1999 годов жительницы деревни Субботино, активные участницы и запевалы местного фольклорного ансамбля Л.С. Большакова (1923 г. р.) и К.В. Лачина (1921 г. р.):

1. Песня «Яровая солома» — «Все крýгом — кто сидит, кто стоит, а девушка ходит по кругу, ей поют «Яровая солома». Выбирает себе парня, берет за руку, целует». Более молодые участницы ансамбля в целом активнее использовали хореографические элементы (переменный шаг, приплясывание), в то время как пожилые практически не меняли шаг (на небольшой «пружинке») на каждую долю напева.

2. Песня «Ой, какой большой, высокий» — «Тот парень выходит в круг. Ему поют: «Ой, какой большой, высокий». Парень выбирает девушку, целует». Исполнение этой проходочки единственным мужчиной субботинского коллектива И.И. Борисовым (1933 г. р.) отличалось мягкостью и сдержанностью. Он, пришаркивая, передвигался небольшими шагами по кругу. Широко раскрыв руки, мягко поворачивался всем корпусом то вправо, то влево. В конце целовал одну из женщин, после чего они вместе становились в центр круга для следующей проходочки.

3. Песня «Что за пара?» — «Ну, хватит по одному ходить, они [пара, составленная в предыдущей фигуре] под руку ходят по кругу, в конце целуются». Проходочки исполняются парой легким, пришаркивающим шагом от начала до конца. После того как юноша с девушкой поцелуются, они встают в общий круг.

4. Песня «Две подружки Катеньки» — «Теперь две девушки выходят. В конце каждая опять парня целует». Исполнительницы ходят по кругу, взявшись под руку, расходятся, слегка дробят и кружатся, под конец целуют парней.

5. «Уж вы, ельнички» — «Здесь уже два парня ходят рядышком, можно под ручку. В конце каждый парень выбирает себе по девушке, целует».

6. «Летели две птички» — «Теперь для пары. Парень с девушкой ходят, присаживаются, встают [в соответствии с текстом песни], в конце между собой целуются». Хоровод с разыгрыванием сюжета песни в центре круга, широко распространенный по всей России.

7. «Со вьюном я хожу» — «Дальше опять какие-то песни, мы забыли… Можно повторять «Что за пара?» или вот «Со вьюном я хожу». Все ходят крýгом, а девушка в середине, то на правое плечо его [платочек], то на левое. В конце парня поцелует и пойдет. Теперь парню поют эту песню, парень ходит».

8. «Подушечка» — ««Подушечка» — тоже все идут кругом. В середине одна, пошустрее какая, пляшет». В хороводе «Подушечка» участники движутся по кругу друг за другом, приплясывая и изредка поворачиваясь к следующему участнику лицом. Эта проходочка завершается не поцелуем, как предшествующие, а ответом-репликой кого-то из пляшущих на вопрос, сформулированный в песне: «Кто виноват — жена или тёща?» — «Тёща, конечно».

9. «Перейду» — ««Перейду» — общая, в ней все, кто есть ходют, в конце целуются». Последняя проходочка исполняется в движении парами по кругу с поцелуем в конце.

Последовательность трех первых проходочек и двух последних неизменна, а фигуры с 4 по 7 могут меняться местами. К примеру, при повторной записи проходочки были исполнены в следующей последовательности: 1, 2, 3, 5, 4, 7, 6, 8, 9.

Удивительно, что молодежные хороводы-проходочки в деревне Субботиино сохранились в живом бытовании практически до наших дней. Эта уникальная форма традиционного молодежного хореографического фольклора выжила в новых исторических условиях, будучи включенной в свадебный обряд.

 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из д. Субботино Павлово-Посадского р-на Московской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна