Весенние хороводы в Климовском районе Брянской области
Хороводы различались типом движения: их участники либо, взявшись за руки, ходили на месте по кругу (реже — иными фигурами), либо шли вдоль села, выстроившись определённым образом.
Разные виды хороводов имеют свои терминологические обозначения. Круговые хороводы определяют как ходить кругом / карагодом, водить карагод / карагороды / танок. Для обозначения хороводов-процессий всегда используют словосочетания с глаголом «водить»: водить Стрелу / Сулу / Утицу / Дуба / Лучу / Старца. Свои названия такие хороводы получили по сопровождавшим их песням: вождение Стрелы — самый распространённый в западной Брянщине хоровод — по песне «Летела стрела» (Аудио 01, Видео 02), вождение Утицы и Дуба — соответственно по песням «Ой ты утица» и «А дуба-дуба» (Видео 01).
Стрелу, Утицу или Дуба водили в основном девушки и женщины. В круговой же хоровод вместе с ними могли становиться мужчины и парни — «кто посмелей». В центре карагородов, которые водили на Пасху в посёлке Дохновы, плясали мужчины: «Круг здаровый такий делали — багата людей. Як багата, дак круг сделают такий, што в сярёдку ще танцуять. И мужики — такие ж уж, пад наш, пад свой возраст — другий раз як петухи тые. Кто як пляшеть. Сабираетца кампания бальшая».
В ряде традиций в хороводных процессиях участвовали ряженые, одетые в старую одежду, лохмотья, «во что зря», по словам самих исполнителей. Так, ряженые Дед и Баба принимали участие в вождении Дуба в селе Лобановка, Старик и Старуха — в вождении Стрелы в деревне Петрова Гута (Аудио 02). Именно эти персонажи всегда возглавляли процессию. Иногда в хороводах присутствовали и дети. Так, они обязательно участвовали в вождении Старца, который неизменно грозил им палкой. Кроме того, их могли ставить в центр круговых хороводов и в середину Стрелы или кривого танца[1].
В день, открывавший в традиции цикл весенних хороводов, водить карагоды начинали сразу в разных концах села, собираясь по-соседски небольшими группами: «[Хороводы водили] каждый на сваей вулицы. Мы, например, на сваей улицы. Ў нас щас Набережная, а то Крэдишче называлась. Ў нас начиналась на Крэдишче. И мы пели на пасёлку» (Истопки); «У нас ўсягда на Пасху харавод вадили. Кругóм. Уси сабиралися йде на бугрý. На ’дной вулицы у нас тамака харавод вадили, а у нас на другую, тутака на сваю вулицу: у дваих мястах вадили» (Куршановичи).
Вождение карагодов, по словам местных жителей, способствовало замужеству девушек: там, где раньше всех запоют хороводную песню, девушки быстрее выйдут замуж. А в селе Истопки во время шествия к ноге одной из девушек привязывали железный клин-зубец от бороны, «чтобы в деревню приходили парни».
На Благовещение и Пасху традиционно карагоды водили на пригорках, где раньше всего таял снег и появлялись первые проталины: «Карагод на Паску «Карагод вялик, улица мала» [водили] во на бугры тут» (Истопки). На Радуницу карагоды водили на кладбище. По словам столетней жительницы деревни Лакомая Буда, их участницы надеялись, что «покойники послухают, как мы поём». Любопытна информация об исполнении хороводных песен вне вождения хороводов: в посёлке Дохновы хороводную песню «Я на релечках колыхалася» девушки пели, качаясь на качелях (Аудио 06).
Хореографическая композиция карагодов могла быть как достаточно простой — движение по кругу или двумя кругами (один внутри другого), так и сложной, с фигурными перестроениями: к примеру, в кривом танце участницы сначала вставали в круг, а затем выводили «восьмёрки» вокруг трёх групп детей, расставленных по углам треугольника.
Особо выделяются игровые хороводы с разыгрыванием сюжета песни в центре круга. Это Селезенька и Козёл (Гетманская Буда, Соловьёвка) с участием персонажа, который сначала показывал, как пляшут девушки, затем — парни и старики (Видео 03, Аудио 05). А в хороводе «Отдала мене мамочка за старого замуж» старый муж сравнивался с молодым (Чёлхов, Ясеновка).
Участники круговых хороводов периодически меняли направление движения на противоположное, смена часто приходилась на начало новой песенной строфы: «Хадили, вот так за руки брались. Хадили вот так вот: на адну сторану, патом разварачивались втарой куплет на другую» (Дохновы).
Характерной особенностью хороводов-шествий является их приуроченность к определённой дате. Это мог быть один из дней Пасхальной недели или Радуница, Юрьев день или Вознесение, когда весенние хороводы водили последний раз. В некоторых деревнях водить Стрелу / Утицу / Дуба могли несколько раз в течение весеннего сезона: на Пасху и Радуницу (Шамовка), на Пасху, Красную горку и Радуницу (Лакомая Буда) или же по праздничным дням и воскресеньям в течение шести недель с Пасхи до Вознесенья (Лобановка).
В этот день нарядно одетые женщины собирались в определённом месте села и оттуда по всему селу вели Стрелу (Дуба или Утицу). «Як тольки-тольки Пасха — и сразу на центр. Станавилися… за руки брáлись ищще, як панясли паўдоль вулицы» (Куршановичи); ««Деўки, будем вадить Стрялу!» За руки пабярутца женшчины, деўки. Ой, пашли па ўсём сялу! У край правяли, идуть назад, на другую вулицу, на трэттю вулицу, эта ўсё Стрялу вяли. Ну, и Старчыка ж етага. Ўсеми вулицами прóйдем» (Петрова Гута).
Описывая вождение Стрелы, информанты неизменно отмечают массовый характер хороводного шествия. В селе Лобановка жительницы вспоминали, что одних незамужних девушек было не менее 40 (Видео 01). По словам исполнительниц, Стрела растягивалась в длину метров на 50–60.
Вели Стрелу разными способами. Чаще всего выстраивались в шеренги поперёк улицы по 4–5 и больше человек и шли, держась под руки. Могли двигаться и цепочкой друг за другом, взявшись за руки, при этом первая пара время от времени останавливалась, подняв руки, а последняя участница, проходя под их руками, выводила свой конец-«хвост» Стрелы вперёд. Информанты часто отмечали, что эта Стрела передвигалась по улице так быстро, что девушки почти бежали. Это нашло отражение и в народной терминологии: наряду с отмеченными выше, исполнители использовали термин бегать Стрелой. На поворотах тем, кто оказывался в конце цепочки, стоило больших трудов удержаться от падения: «О-ой! За руки пабярутца женшчины, деўки, а прúканцем уже каго паставять. Вот первая, втарая, третья, четьвёртая, и штук 50. А тады уже бегать-бегать-бегать и разганяять… Расшугаят таго прúканце ж уже… А тады прúканец тый — хто паследний уже — дак забегае, може и упасть. Як шугануть, он бягить-бягить-бягить, и другий падае. Эта при мне булó. И я ’шчэ ў том участвавала, у хвасту том. «Летела стрела». Интяресна!» (Петрова Гута); « У нас ўсягда на Пасху харавод вадили… За руки брáлись ищше, як панясли — як пýга тая — паўдоль вулицы и як шматнуть. Хто атарветца, а хто и нет. Бягом-бягом, бéгли-бéгли, за руки взялись, там и па 15… а девачки адны, якие старые, маложе и — за руки. И якие сильные — як шматануть, и атрывалися, атрывалися» (Куршановичи).
Интересная разновидность вождения Стрелы зафиксирована в деревне Курозново: участницы вставали в форме подковы, края которой попеременно двигались вперёд.
В селе Чёлхов зафиксирована ещё одна форма шествия при вождении Сулы: здесь шли, начиная с края села, парами, по ходу движения к процессии присоединялись другие участницы, образуя длинную, растянувшуюся вдоль всей улицы колонну пар. Процессию сопровождал ехавший сбоку всадник, одетый в белую свитку.
Водить Стрелу из одного конца села в другой могли неоднократно. По ходу движения участницы останавливались на перекрёстках, где водили круговые хороводы: «Магỳть аттуда идить — другое што-либа петь или карагод… там я жила ў батьки — расстанькú, дык на этых на расстаньках [водили]». Иногда Стрела останавливалась у домов тех, кто приглашал поводить хороводы: «Иде там женшин, дак вийдуть да уже приглашаять харавода спеть там где. Прóйдуть, абратна эту «Утицу», ешчо хто приглóсе харавода».
В некоторых сёлах вождение Стрелы приобретало черты календарных обходов дворов. Так, в посёлке Вишнёвый на Пасху было принято выносить столы с угощением, вокруг которых и водили хоровод участницы шествия: «Карагод же этый вядуть кругом сяла. Сталы люди вистанавливали, песни пели, бутылки станавили (смеётся). Кругóм-кругóм па вулицы идуть. Вот в прагон в адин виходять, идуть и пéять, музыка иде. Где стол видять, там бяруть за руки и водять карагод. [вокруг стола]». А в деревнях Шумиловка и Ясеновка участницы хоровода-шествия припевали парней к девушкам: подходя к дому неженатого парня, пели песню с упоминанием его имени и девушки, которую ему «подбирали». За это родители парня выносили певицам угощение, после чего они вели Стрелу дальше, до следующего дома (Видео 02). Такая Стрела имела много общего с волочёбным обрядом — с той его разновидностью, где существовали специальные «молодёжные» песни, и основной зоной распространения которой является территория Белоруссии, граничащей с западной Брянщиной.
Завершалось шествие общим гуляньем на лугу, на берегу реки или в лесу, в котором могли участвовать жители нескольких соседних деревень. Здесь уже танцевали под гармонь с бубном, пели плясовые и лирические песни.
В Климовском районе песни, сопровождавшие разные виды хороводов, имели свои названия: те, которые пели при хождении по кругу, определяли как карагодные, пáсошные, великодные, весенние, весняные. Об исполнении песен в хороводах-шествиях говорили петь Стрелу, петь Утицу, петь Дуба.
В каждой деревне Климовского района существовало от трёх до шести хороводных напевов. Как правило, на каждый из них исполнялось несколько поэтических текстов. Любопытно, что в селе Лобановка зафиксирована песня «Летела стрела», однако своё название практиковавшийся там обряд вождения Дуба получил не по ней, а по песне «А дуба-дуба», исполнявшейся на тот же напев.
На западной Брянщине бытовал особый способ исполнения песен во время шествий — поочерёдное, попеременное пение песенных строф разными концами Стрелы или разными её рядами-шеренгами. Отмеченный антифонный принцип хорошо известен исследователям хороводов-процессий на территории русско-белорусско-украинского пограничья. Для западно-брянских хороводных песен характерен также такой исполнительский приём, как гукание — возглас в конце строфы (Аудио 01, 03, 04, 07, Видео 02).
В целом можно отметить удивительную жизнеспособность хороводной традиции на западной Брянщине. Пережившая в прошлом разные времена, в том числе и послевоенный запрет властей на вождение Стрелы, она сохранялась в практике живого бытования вплоть до 1980-х годов. На сегодняшний день хороводная традиция Климовского района реконструируется только по рассказам информантов.
[1] Кривой танец — фигурный хоровод, зафиксированный в селе Лобановка (Аудио 04).