Хороводная традиция русских старожилов Удмуртской Республики

Этнос: РусскиеКонфессия: Православие, старообрядчествоЯзык: Русский, наречие – севернорусское
Территория современной Удмуртской Республики — заповедный край, где сохранились до настоящего времени корневые основы русской традиционной культуры. С историко-этнографической стороны северные районы Удмуртии образуют особый ареал, так как значительное воздействие на мировоззрение и жизненный уклад русского населения оказала старообрядческая культура. В ходе экспедиционного исследования традиций русских старожилов Удмуртии выявлены разнообразные формы песенно-хореографического фольклора, приуроченные к основным периодам календарно-земледельческого круга и связанные с различными видами хореографического движения, — это хороводы-шествия, линейные, орнаментальные и игровые хороводы. Разнообразие напевов, многоплановость сюжетов, специфика исполнительского стиля свидетельствуют о самобытности фольклорного наследия русских старожилов Удмуртии и о взаимосвязях с культурными традициями Урала и Русского Севера.

В северных районах Удмуртской Республики до наших дней сохранились богатые и разнообразные традиции песенно-хореографического фольклора. В общем объеме экспедиционных записей, сделанных в северных районах Удмуртии (Красногорский, Игринский, Дебёсский, Кезский, Балезинский), хороводные песни занимают большую часть.

Время исполнения хороводных песен в традиции старожилов северных районов Удмуртии регламентировано рамками определенных периодов календарно-земледельческого круга.

В зимний период (с Рождества до Крещения) молодежь собиралась на посиделки/вечёрки/«игрушки», где исполнялись вечёрочные хороводы. На вечёрках выстраивались определенные нормы взаимоотношений, принятые в крестьянской общине. На «игрушку» приходила не только молодежь, но и старшее поколение. В их присутствии парни выбирали девушек и водили хороводы, играли в «поцелуйные» игры.

Наиболее распространенные «вечёрошные» хороводы: «От пенёчка до пенёчка», «Не со вечера рябину дождиком мочило», «Скоморох ходил по улице», «Я пашу-то, попашу», «Ходит царь да по городу», «Долина ты, долина» и т. д. Первой песней на вечёрке была «Долина ты, долина», она исполнялась парнями и девушками вместе: парни приглашали девушек; пары, держась за руки, ходили вдоль избы и расходились, образовывая два круга. Игровая песня «По-за городу царь ходит» связана с выбором пары: молодежь, взявшись за руки, ходила по кругу; молодой неженатый парень («царь») ходил за кругом и приглядывал себе девушку («царевну»). Разыгрывание действия в хороводе происходило, следуя логике развития поэтического текста.

Хороводы летнего периода в северных районах Удмуртии называют «уго́рошными», «летними», «и́грищными» или «круговыми». Начинали их водить с Троицы (реже с «Николы/Миколы летнего» или Вознесения) и заканчивали в Петров день. Исполнялись летние хороводные песни на открытом пространстве. Это могло быть специально оговоренное место, не выходящее за рамки обжитой территории — на площади в центре деревни, около дома, на «рóсстани» (перекрёсток двух или нескольких дорог); или за границей освоенного пространства — на «обрóшине», «угóре» (на возвышенности), лугу, около ржаного поля, кладбища. Значение летних хороводов в структуре местной традиции усиливается в связи с отсутствием жанров календарно-обрядового фольклора [1].

С «Николы (Миколы) летнего» начинали гулять «и́гришом» только в некоторых населенных пунктах Балезинского, Кезского районов. Местные старожилы вспоминают этот день как долгожданный, поскольку до Николина дня петь летние хороводы строго запрещалось, а в некоторых районах, например, Красногорском, Дебёсском, у старообрядцев-филипповцев существовало даже поверье, что нельзя петь летние песни до наступления Троицы, иначе «волки одолеют» (Красногорский район, д. Курья. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 7021-12).

На Вознесение звучание летних хороводов не прекращалось: «Уже весь вечер как напоёмся, бывало всю ночь гуляли úгришом, на Микóлу начинали, потом в Вознесение продолжали» (Балезинский район, с. Сергино. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 7044-03, 04).

Канун Троицы (Троицкая суббота) был днем поминовения умерших. Утром ходили на кладбище, поминали родственников, после чего могли водить хороводы около кладбища.

В день Троицы «отпевали березку» в церкви, дома ставили к иконам веточки березы, втыкали их в каждый угол, березками полностью застилали обеденный стол.

Празднование Троицы представляло собой развернутое действо, продолжавшееся неделю до Заговенья. Для жителей северных районов Удмуртии Троица была «великим праздником», так как на него собирались жители разной веры (­староверы и православные), представители разных национальностей (русские и удмурты). Ниже приведено описание троицкого гулянья, ярко передающее атмосферу происходящего действа и его значимость для местных жителей: «Вот здесь, вот от того дома, до этого дома, вот всё это в круг стоят бабы нарядные, мужики! Гости приезжали из деревни Прóхорово, играли, песни пели. Со всех деревень в нашу деревню ездили. Со всех округов собúрывались, бывало — народу, молодёжь, гости старые и молодые! Хороводы-то баскúе были!» (Красногорский район, д. Багыр. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 7017-08).

Размах троицких гуляний, включенность в них практически всего населения, позволяют охарактеризовать троицкую обрядность как кульминацию календарно-обрядового цикла русских старожилов Севера Удмуртии.

В Заговенье, именуемое в местной традиции как «и́грищное Заговенье», до обеда и вечером водили хороводы «большим кругом», «заговлялись» яйцами: варили их и обменивались друг с другом.

На Иванов день продолжали петь «летние угóрошные хороводы»: «все ешó и в Иванов день прям гудели. Столько кругов, и там, и тут!» (Красногорский район, д. Багыр. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 7017-34).

«Петровки» завершали большой период (от Троицы до Петрова дня), связанный с исполнением «летних» хороводов. «Это мы, как положено, в Петровки последний день крýгом играли» (Красногорский район, д. Багыр. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 7017-07).

«Петровки» славились большими базарами, которые устраивались как в своих деревнях, так и в деревнях соседней Кировской области. На базарах всегда можно было услышать игру на музыкальных инструментах (гармони, балалайке): «Где базары, там и играли, собирáлисё. Приéдёшь, дак там кругов пять, шесть!» (Красногорский район, д. Большой Селег. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 7030-27).

В традиции русских старожилов Удмуртии хороводные песни связаны со следующими видами хореографического движения: хороводы-шествия, орнаментальные, линейные и игровые хороводы.

В обрядово-праздничной жизни русских старожилов особое значение имеет такая форма хореографического движения, как хороводы-шествия (процессии), для которых смыслонесущим элементом является векторная направленность (целенаправленное и прямолинейное передвижение в пространстве). В Красногорском районе бытует летний хоровод «Поиграемте, девушки, с-по логу шаром», именно с него начиналось троицкое гулянье. С пением этой песни шли вдоль улицы и поднимались на «угóр».

Орнаментальные хороводы основаны на выразительности линии хореографического рисунка, имеющего устойчивую семантику. По графике движения они отражают особенности различных форм геометрического орнамента: круг («водить кругами»), меандр, спираль, «змейкой» и др. Орнаментальное движение характерно как для летних, так и для вечёрочных хороводов. Разнообразные виды орнаментального движения (от простого круга до сложных хореографических форм) выявляют продуцирующую силу, обереговую функцию хороводов.

По смысловой направленности и характеру движения в хореографической традиции северных районов Республики также бытуют линейные хороводы, для которых свойственно движение рядами («ходим рядами», «ряд на ряд ходили»). С данным типом движения известны вечёрочные («Мы ведь просу сеяли, сеяли») и летние хороводы («Как с-по логу»).

К игровым хороводам относятся образцы с выделенными персонажами в поэтическом тексте и игровом действии (разыгрывание сюжета при помощи средств хореографии); а также «поцелуйные» игровые хороводы, связанные с выбором пары.

Поэтическое содержание хороводных песен связано с ключевыми представлениями о системе мироустройства, традиционными нормативами, затрагивающими жизненно-важные смыслы (взаимоотношения человека и мира природы; человек в системе социума; брак как главное творческое начало жизни).

1) Сюжеты, связанные с брачной тематикой (темы молодецкого, девичьего гулянья); в поэтических текстах раскрывается также тема семейных отношений («жена-муж», «молодуха в семье мужа»), говорится о горькой доле женщины, отданной не за милого, «не за ровню».

2) Сюжеты, реализующие темы гостевания, праздника, подчеркивающие празднично-обрядовое содержание хороводных песен. Тема праздничных гуляний в поэтических текстах «летних» хороводов проявляется через мотив «игры», указывающий на процессуальный характер действия («играть» песни — водить хороводы). Обнаруживается согласованность вербального компонента с выразительным языком хореографии («шествие» всех участников хоровода к месту троицкого гулянья):

«Поиграемте, девушки, с-по логу шаром,

Ещé с-по логу шаром, вдоль по улице метём».

(Красногорский район, с. Красногорское. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 7033-17).

3) Сюжеты, отражающие темы мироустройства, «творения» мира.

Мотив «прядения-ткачества» восходит к древнейшим представлениям о сотворении мира. Он составляет смысловую основу хороводных песен «Как во городе в Алексеевском» (плетут и развивают «плетень») и «Вейся, сповейся, золотая трубонька» (завивают и расплетают «трубоньку»), записи которых в настоящее время являются большой редкостью. Зона распространения данных сюжетов: Красногорский, Игринский, Дебёсский районы.

Плетут «плетень»:

«Как ва гóраде в Алексеевском,

Жила Марьюшка, жила Пáвлавна,

Палатнó ткала, палатёнышко,

Па краям, па краям, па краям, па краям,

Круги зóлаты, круги зóлаты,

А середь палотна, а середь палотна,

Чёрны сóбали, чёрны сóбали.

Ише́ вейся плетнём, завивайся плетнём,

Плетнём зáвитьнём, шёлком заплетнём»

(Красногорский район, д. Захватай. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 7025-12).

Завивают «трубоньку»:
«Вейся, спове́йся, залатáя трýбонька,

Около стóлбичка дубóвенкава, ой

Около колéчика сирéбренава, ой

Как бы вели́ся, как бы плели́ся,

Князе, бояре, князе, государе правослáвнава цэря́».

(Дебёсский район, д. Смольники. Архив ФЭЦ СПбГК. ОЦФ. № 282-А007-001-06).

Важной чертой напевов вечёрочных хороводов является декламационный характер соотношения слова и напева. В этих песнях практически отсутствуют слогораспевы, долготно выделенные тоны. С функционально-семантической точки зрения напевы вечёрочных хороводов опираются на круг повествовательных интонаций, в них преобладает поступенное мелодическое движение («Долина ты, долина», «Из Сибири до Казани», «От пенёчка до пенёчка» и др).

Примечательно, что летние хороводные песни народные исполнители называют «долгими», «длинными», подчёркивая особенности музыкальной формы и характер исполнения. По рассказам старожилов, эти песни нужно «растяга́ть», «их тенуть долго надо, всё медленнее» (Красногорский район, д. Бараны. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 7029-27), «надо ведь растя́жно больно петь, дыхание тут такое» (Игринский район, д. Менил. Архив ФЭЦ СПбГК. ОЦФ. № 286-А014-07). Характерные черты напевов летних хороводов проявляются в мелодическом богатстве, наличии внутрислоговых распевов, словообрывов или выделенных долготой тонов, совпадающих с акцентными зонами стиха. Особую выразительность приобретает характер интонирования в распевах, что связано с манерой исполнения «на ростяг» и такими выразительными приемами, как активные сбросы и взятия дыхания. Наиболее показательными в этом отношении являются летние хороводные песни «Я не думала сегодня угореть», «Построй, выстрой, тятенька», «Невеличка птичка-ласточка» и другие имеющие, по сути, «протяжную» форму.

Большинство песенных образцов записано в ансамблевой форме исполнения. На памяти местных жителей в вождении хороводов и исполнении хороводных песен участвовали и женщины, и мужчины. В экспедиции были сделаны записи хороводов, как от женских певческих ансамблей, так и от смешанных коллективов.

Наиболее яркие в исполнительском отношении записи были сделаны от коллективов из д. Смольники Дебёсского района, с. Красногорское, д. Бараны, Захватай Красногорского района, д. Менил, Бачкеево, Башмаково Игринского района, с. Сергино, с. Карсовай Балезинского района, д. Левиногарь, Мысы Кезского района.

Экспедиционные записи отражают хорошую сохранность местной традиции. Как показали полевые исследования, до недавнего времени (70-е гг. XX века) основные жанры фольклора функционировали в традиции по всем её законам. В экспедиционной практике последних лет мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда жители деревень в возрасте 40–60 лет, прекрасно владели традиционным репертуаром и манерой пения.

Важно, что собранные фольклорные материалы служат основой образовательной программы для учащихся фольклорного отделения Детской школы искусств п. Новый по разным дисциплинам: фольклорный ансамбль, народная хореография, музыкальный инструмент, прикладное народное творчество [2].

В 1998 году на базе МОУ ДОД «ДШИ п. Новый» был организован Детский фольклорный ансамбль «Колядки» (руководители Кирилюк И.А., Кирилюк А.П.). Репертуар фольклорного ансамбля включает в себя песни, записанные от русских старожилов в фольклорных экспедициях на территории Удмуртской Республики.

Последние годы активно проводятся курсы повышения квалификации преподавателей дополнительного образования (г. Ижевск «Центр повышения квалификации работников культуры Удмуртской Республики»), направленные на приобщение и воспитание детей на основах традиционной культуры родного края.

[1] Исключением являются песни зимнего календаря (песни святочных гаданий «Илею», колядки), зафиксированные на территории Красногорского и Балезинского районов.

[2] Составитель образовательной программы: преподаватель высшей квалификационной категории фольклорного отделения «ДШИ п. Новый» Кирилюк Ирина Александровна.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Документы
Схемы вождения хороводов: «Горенка, горенка новая», «Девки игришком играли»
Скачать
Аудио
01 Летняя круговая песня «У ворот девки играли» в исполнении жительниц с. Карсовай Балезинского р-на Удмуртской Респ.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна