Песенная традиция обских чатов

Этнос: Сибирские татарыКонфессия: МусульманеЯзык: сибирскотатарский, диалект томский
Песенная традиция занимает в культуре обских чатов центральное место. Песни исполняются всеми традиционными исполнителями в различных ситуациях за исключением мусульманских праздников, богослужений и похоронного обряда. Выделяются исполнители, знающие большое количество песенных текстов и использующие разные напевы.
Песенная традиция обозначается термином ер/җер (песня) или кие/кий (мотив) и включает восемь жанров: ер, озын ер (долгая песня), кыска ер (короткая песня), аул ер (деревенская песня), урам ер (уличная песня), ярышу ер (спорная песня), наза ер (игровая песня), песни с закрепленным названием «Кара урман».

Песенная традиция в культуре обских чатов активно функционирует, о чем свидетельствуют экспедиционные аудиозаписи, большую часть которых составляют именно песни. Они поются всеми носителями традиции, включая детей и стариков. При этом выделяются особо известные исполнители (фото 01–08), имеющие хороший голос, знающие большое количество песен, обладающие искусством поэтической импровизации и использующие разные напевы.

Без песен не обходится ни одно праздничное застолье, свадебное торжество, посиделки, встреча дорогих гостей. Песни могут петься и для себя во время выполнения домашней или хозяйственной работы (уборки дома, приготовления еды, шитья одежды, высаживания рассады и т. д.). Однако во время богослужения, мусульманских праздников и похоронных обрядов петь песни запрещено.

На гуляниях песни могут исполняться как сольно, так и ансамблем, состоящим из нескольких исполнителей, чаще всего членов одной семьи. При этом песни могут сопровождаться игрой на гармони уйна гармон/гармон кие.

Для обозначения песенной традиции в целом применяются термины ер/җер (песня) или кий/кие (мотив). В ней противопоставляются долгие песни озын ер и короткие песни кыска ер. Для других песен используются названия, уточняющие место их исполнения аул ер(деревенская песня) и урам ер(уличная песня). Кроме того, выделяются песни с закрепленными названиями «Кара урман» («Черный лес»), которые обязательно начинаются словами «Кара урман», в то время как последующие поэтические строки могут варьироваться. Зафиксированы песни, которые были когда-то частью игры или обряда. Среди них наза ер, названная так исполнителями из-за припевных слов «наза, наза», и ярышу/карши ер («спорная» или диалогическая песня).

О бытовании песен наза ер известно, что совсем недавно они пелись во время игры с одноименным названием, похожей на русский «Ручеек». Об этой игре помнят только в с. Юрт-Орах, «в нее обычно играла молодежь в вечернее время на горе весной, когда уже шел лед по реке». Сегодня наза ер (Аудио 06) исполняется вне игрового действия.

Песни ярышу/карши ер, по сведениям, полученным от исполнителей, раньше включались в свадебный обряд, а в настоящее время поются только на посиделках и застольях. Эти песни исполняются в дуэтной соревновательной форме, где участники по очереди поют о своем сопернике (подруге, возлюбленном или возлюбленной).

Все песенные поэтические тексты являются лирическими по содержанию: связаны с любовными переживаниями, воспоминаниями о молодости, размышлениями о прожитой жизни, состоянием души и т. д. Для воплощения этого круга тем практически во всех жанрах используется короткий стих, а в «Кара урман» — длинный.

Озын ер (размышления о состоянии души)

Сандугачнын балалары,

Эллюдэ-дэ-бэллюда.

Анадын туганнан бирле,

Яшь йорэгем эрнудэ.

Анадын туганнан бирле,

Яшь йорэгем эрнудэ.

Соловья птенцы,

Эллюдэ-да-бэллюдэ, [качаются].

С тех пор, как от матери родилась,

Молодое сердце поет.

С тех пор, как от матери родилась,

Молодое сердце поет.

Аул ер (любовная лирика)

Биек тауларның башинда,

Гармонья уйнаталар.

Тан алдын дан икэ былбыл,

Син булып уйнаталар.  

Тан алдын дан икэ былбыл,

Син булып уйнаталар.

На вершине лесистой горы,

Гармонь играет.

Перед рассветом два соловья,

Как ты, [меня] будят.

Перед рассветом два соловья,

Как ты, [меня] будят.

Наза ер (любовная лирика, Аудио 06)

Исемнəре Габдулхай.             

Тешең — энҗе, йөзең — көзге,

Күзең — йолдыз кашыңай.         

Наза, наза,                           

Розалина-малина.               

Оча-куна, бата-чума,         

Барыр идем яныңа.

Имя твое Габтулхай.

Твои зубы — жемчуг, твое лицо — зеркало,

Глаза — звезды.

Наза, наза,

Розалина-малина.

Взлетит и сядет, нырнет-выплывет,

Побежала бы я к нему. Имя твое Габтулхай.

Твои зубы — жемчуг, твое лицо — зеркало,

Глаза — звезды.

Наза, наза,

Розалина-малина.

Взлетит и сядет, нырнет-выплывет,

Побежала бы я к нему.

«Кара урман» (размышления о жизни, Аудио 05)

Карадан гына урман, караңгы төн.

Яхшы атлар кирəк үтəргə.

Заманалар авыр, еллар ябык

Дус-иш кирəк гумер итəргə.

Черный лес, темная ночь,

Хорошая лошадь нужна, чтобы пройти [это].

Тяжелые времена, худые годы,

Друзья нужны, жизнь прожить.

 

Кроме перечисленного выше круга поэтических образов, содержание песен ярышу/карши ер может быть еще хвалебным, шуточным и ироничным:

Карар инде, карар инде,

Күзләрен дə алмас инде.

Никадәре караса да –

Миңа була алмас инде.

Посмотрит уж, посмотрит уж,

Глаза не оторвет уж,

Сколько бы ни смотрел –

Мне не достанется уж.

«Сине сөям» — син әйтәсең,

Илдə матур мин генә.

Сиксән сигезне табармын,

Йөз дә тулмас бер генә.

«Тебя люблю» — ты говоришь,

В краю красивая я только.

Восемьдесят восемь найду,

До ста не наберется — одна только.

 

Для раскрытия поэтического образа исполнители могут использовать до десятка строф в одной песне, но преобладающими являются однострофные композиции.

При пропевании слоговой объем поэтических строк может увеличиваться почти вдвое за счет огласовок и добавочных слогов (Аудио 10) или же оставаться неизменным (Аудио 01, нотация приведена в [8]).

Мелодику песен отличает изысканность и изощренность линии, артикуляционная насыщенность, развитая орнаментика и одновременно удивительная естественность. Песням, развертывающимся в большом звуковом диапазоне (порой достигающем двух октав), свойственна особая протяженность, ритмическое богатство распевов, широта дыхания и эмоциональная напряженность (Аудио 03, 08). А песням с меньшим звуковым объемом (до октавы) присуща мелодическая простота, обусловленная ритмическим однообразием и редкостью распевов, а также игривая манера исполнения (Аудио 07).

Все мелодическое богатство песенного фонда чатов представлено в значительном количестве различных типовых напевов, которых в культуре насчитывается свыше сорока. На каждый такой типовой напев может исполняться множество поэтических текстов, различных по содержанию и жанровой принадлежности. Знатоки традиционного песенного фольклора используют от одного до шести типовых напевов, на которые распевают большое количество разножанровых текстов. Так, на один напев могут быть исполнены кыска ер и озын ер, аул ер и урам ер и т. д. Собственные, не используемые в других жанрах напевы имеют только «Кара урман».

Основой большинства чатских напевов являются пятиступенные бесполутоновые лады в объеме сексты–септимы, которые фиксируются в песнях всех жанров.

Напевы отличаются друг от друга разным количеством внутрислоговых распевов. Так, самые богатые распевами мелодии принадлежат озын ер (Аудио 09), а редкие распевы зафиксированы в напевах наза ер. В большинстве жанров распевы возможны в любом месте строки (Аудио 02, 04).

В целом песенная традиция обских чатов в жанровом отношении, а также в устройстве ее мелодий, лада, ритма, поэтического стиха весьма неоднородна. Но благодаря специальному исследованию этой традиции [6; 7] удалось раскрыть тайну внутрикультурного различения жанров. С помощью комплекса нескольких признаков, связанных с категорией темпа и их статистических значений, были обнаружены тонкие градации каждого из жанров, а также установлен неслучайный характер терминологического выделения отдельных групп песен.

В настоящее время песенная традиция в культуре чатов играет самую важную роль. Ее живое бытование служит одним из главных факторов сохранения музыкального фольклора в условиях культурного кризиса, повсеместно наблюдающегося сегодня.

Экспедиционные исследования показали, что некоторые жанры (а именно озын ер, «Кара урман»), часто требующие от исполнителей наличия красивого голоса с широким диапазоном, способности петь богатые распевами мелодии, все реже встречаются в репертуаре людей среднего поколения.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 «Кыска ер» в исполнении М.С. Зайнулиной из с. Юрт-Акбалык Колыванского р-на Новосибирской обл.
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна