Святочный обход дворов с пением «виноградий» в западных районах Псковской области
Широко распространенный в России обряд святочного обхода дворов с пением поздравительных песен-благопожеланий на западе Псковской области имеет свой опознавательный признак — песни с припевом «виноградье красно-зелёное».
Их ареал имеет форму полосы, тянущейся по течению реки Великой и охватывающей Красногородский, Опочецкий, Пыталовский, Печорский районы Псковской области. Единичные образцы виноградий записаны в Островском, Псковском, Стругокрасненском и Порховском районах.
В данной местности зафиксированы разные сроки совершения обряда. Есть сведения о том, что в канун Рождества ходили христославщики с пением рождественского тропаря. А на следующий вечер приходили колядовщики с пением виноградья. В других же случаях жители утверждают обратное — колядовать ходили именно в канун Рождества, что согласуется с текстом песни «Пришла Коляда накануне Рождества», а христославили в первый день праздника.
Обход дворов осуществлялся поздним вечером, ночью.
В данной местности известны следующие названия обряда: Коляда, петь Коляду, кликать Коляду, колядовать. Колядовать — повсеместно распространенный термин, обозначающий сам процесс обхода дворов с благопожеланиями хозяевам и сбором угощений вне зависимости от того, какие песни при этом поются — виноградья или колядки. В некоторых случаях поздравляющие ограничиваются небольшими словесными формулами, встречающимися в окончании песен. Понятие коляда в понимании местных жителей многоаспектно — это и канун Рождества, и обычай обхода дворов, и поздравительная песня, исполняемая в это время. На вопрос, кто такая коляда, жительницы д. Кудрово (Печорский район) ответили, что не знают, «в кого она такая выдумана; она не божественна, ни к Богу, ни к чёрту гожа». Обращает на себя внимание, что женщины явно имели в виду некое существо, мифологический персонаж, следы представлений о котором сохраняются до сих пор.
В обходе дворов участвовали разные группы населения: дети, парни и девушки, пожилые люди. В голодное послевоенное время ходили нищие. В этих случаях обрядовый смысл угощения заменялся бытовым — подаянием. Участие людей старшего возраста можно объяснить и тем обстоятельством, что они следовали сложившимся обычаям и хорошо знали песни, сопровождающие ритуал. Колядовщики могли приходить в обычной одежде, но могли и рядиться. Период, когда допускалось ряженье, — две недели святок от Рождества до Крещения. Среди наиболее распространенных персонажей ряженья называют следующих:
— антропоморфные: «дедок», «поп», «матушка», «беременная баба», «баба с дубиной», «врач»;
— чужаки: «солдат», «цыгане», «цыганка с ребёнком», нечисть — «черти», «беси»;
— зооморфные: «журавль» и другие.
Для обозначения понятия «рядиться» обычно употребляют следующие термины: ходить обделавши/обладивши, цыганить, волынить, комедить. Ходили в вывороченных шубах, перемазанные сажей, свёклой, с закрытыми лицами (чтобы нельзя было узнать), приклеивали усы, бороду, переодевались в одежду противоположного пола. Рядились в рваную, истрепанную одежду, либо, наоборот, в старинные нарядные сарафаны, вышитые рубахи.
Колядующих, как утверждают местные жители, уважали, почитали, ожидали их, хозяйки заранее готовились, собирая корзинки с угощением.
Колядовщики пели под окном, но прежде спрашивали разрешения петь у хозяев. Исполнение песен сопровождалось приплясываньем. Пели громко — так, что было слышно даже в другом конце деревни или в соседней деревне. Повсеместно песню оценивали как «сильно красивую». В поэтическом тексте песни колядующие именуются «колядовщики», «люди добрые», «красны девушки», «добры молодцы», «пироговщички», «колядовщички-виноградщички».
Одаривали колядовщиков в соответствии с местными традициями обрядового угощения, а часто — кто чем мог. Важно, что сохранялся обычай одаривания хлебом (пирогами, зерном в решете — ячменем, рожью, горохом). Подавали также выпивку, деньги, кусок мяса. Детей могли одарить хлебом, пирогами, конфетами, монетками. Просьба одарить колядовщиков содержится в самой песне, которая обычно заключалась словами: «Хозяин, не скупись, поскорее подарись или с печи пирогом, или с клети решетом». Вместе с требованием угощения в конце песни содержатся добрые пожелания:
Создай вам Бог полный двор животов!
Избушку ребят, хлевушку телят!
(д. Сухлово, Палкинский р-н).
А кто нас наделит — тому сто коров доить!
А кто нас не наделит — козу ялову доить!
И тому век не жениться!
(д. Мишнево, Опочецкий р-н).
Кто нас не подарит — на огне сгорит!
(д. Кучелеево, Красногородский р-н).
В Пыталовском районе записано свидетельство о том, что после получения угощения колядовщики пели хозяевам «Многая лета».
Обычно хозяева выносили угощение на улицу, но могли и пригласить колядующих в дом, особенно если был сильный мороз. Угощая обходчиков, хозяин мог играть на гуслях или другом музыкальном инструменте (балалайке, гармонике) плясовые наигрыши («Кружкá», «Камаринского», «Барыня»), а гости пели частушки и плясали.
Пройдя по своей деревне, колядовщики отправлялись в соседние деревни, ходили (либо ездили) всю ночь, а затем устраивали совместную трапезу, во время которой угощались собранными припасами.
Поздравительные песни с припевом «виноградье красно-зелёное» исполняются практически на один напев (с вариантами). Он представляет собой двухчастную структуру, содержащую запев декламационного типа (с содержательной частью словесного текста) и распетый припев на слова «виноградье красно-зелёное». Некоторые варианты из Печорского и Палкинского районов (деревни Голубово, Косыгино — см. Приложение) отличаются насыщенным хоровым звучанием.
Сюжет песни известен в литературе под названием «Терем хозяина» и включает в себя описание богатого двора, который стоит на «золотых столбах», окружённый «серебряным тыном». Хозяин сравнивается со «светлым месяцем», хозяйка с «красным солнышком», дети — с «частыми звёздочками». В ряде образцов есть продолжение сюжета, описывающее «поездку хозяина» в «нов-город» (или «за синя моря»), из которой он привозит своим домочадцам дорогие подарки.
Понятие «виноградье красно-зелёное» исполнители объяснить не могут. Как считают исследователи, «виноград», «сад-виноград» — символ благополучия, процветания, счастья.
В экспедициях 1980-х годов сделано много записей, представляющих в хорошей сохранности как напев в его многоголосном звучании, так и текст песни. Большинство образцов зафиксировано в Печорском и Палкинском районах. В экспедициях 1990 и 1992 годов в эти районы удалось записать только упоминания о бытовании песни и единичные фрагментарные образцы. Обряд обхода дворов совершается и сейчас, но его фольклорная составляющая ограничивается краткими словесными формулами с требованием угощения и угрозами скупым хозяевам. Как поясняют местные жители, «теперь ходят ради смеху», исключительно ради выпивки и получения угощения. Смысл обряда и его традиционные формы утрачены. Они сохраняются только в виде архивных и публикуемых записей, а также в концертной деятельности коллективов, воссоздающих (с разной степенью приближения к источнику) народные традиции Псковщины.