Псковская «ярманка» и ее музыкально-хореографическое оформление
Традиция проведения больших уличных гуляний (ярмарок, ярманок) сохранялась в Псковской области примерно до середины XX века. Ярманки устраивали в крупные годовые, престольные, обетные (заветные) праздники. Во всех деревнях прихода престольные праздники проходили последовательно один или два раза в год согласно церковному календарю (в каждой деревне назначался свой праздник), а в крупных селах ярмарки могли устраивать каждое воскресенье или несколько раз в году. Если праздновали один день, то утром служили молебен, а после обеда было гулянье. Но обычно празднество длилось 2–3 дня и включало несколько этапов:
1) молебен и крестные ходы — обходы дворов, полей, деревни с иконами;
2) приезд гостей, праздничные трапезы;
3) я́рманку — уличное гулянье с припевками и плясками, выбором невест, соперничеством парней и драками.
Псковские я́рманки могли проходить в съезжие годовые, престольные и заветные (обетные) праздники. «Заветным» считался день, в который когда-то случился пожар или другое бедствие, и для того чтобы это событие не повторилось в будущем, деревенские жители заве́тились — давали обет ежегодно в этот день обходить деревню с иконой, взятой в церкви. Обходы с иконами дворов, полей или всей деревни могли проходить также в престольные праздники. Эта традиция сохранялась до 1930-х гг., а с закрытием церквей, часовен и запретом церковных служб, молебнов, крестных ходов в большинстве приходов она была утрачена. «Всё это было до 30-х годов. На годовые праздники (на Богомоленье — первое воскресенье после Троицы) — в церкви в Дубкове была служба, после службы батюшка святил рожь, поля, заходил в каждый дом, было водосвятие. С Дубкова шёл крестный ход в Плеса, из деревни в деревню ходили с иконой. Из другой церкви шли навстречу, встречали. До обеда была служба, а после обеда ходили на гуляния, на ярмарки» (д. Марьино Новоржевского района). Во время переноса иконы (говорили — «икона ходит») дети, а также больные, чтобы излечиться, «прола́зили» под иконой, целовали лики святых. Бывали случаи исцелений. В доме готовились к встрече иконы, пол устилали соломой, священник служил молебен, а после его угощали (Пушкиногорский, Новоржевский районы).
В праздничные дни не работали, гуляли, ходили по гостям, пировали: до обеда принимали гостей (20–30 человек, только родственников) в домах, после обеда шли на ярмарку (Пушкиногорский район, д. Галичино); с вечера ходили в гости друг к другу, угощались, мужики сидели, разговаривали, если «есть музыка — поиграют, песню споют» (Опочецкий район, д. Козырёво); «бывало, придут старики, соберутся, вот играют на гуслях <…> Он играет — это как забава была» (Красногородский район, д. Курцево). К приезду гостей на праздничные столы собирали угощение: варили пиво, гнали самогон, пекли пироги, делали холодец (к празднику резали барана), готовили каши (ячменную, овсяную, гороховую); могли все вместе есть из одной чашки (Новоржевский район, д. Марьино). В Пушкиногорском районе упоминают также супы, щи, каши, рыбу, толчёное жито. Из молотых можжевеловых ягод варили вересовое пиво (Пушкиногорский, Бежаницкий, Локнянский районы). Столы могли собирать и в складчину (Новоржевский, Новосокольнический, Великолукский районы).
На праздничное гулянье — ярмарку — было принято надевать нарядную одежду. В Новоржевском районе женщины одевались в коленкоровую кофту, сарафан, шапку — пово́й, расшитый спереди серебряными или золотыми нитями, на повой накидывали большой плат, завязывая его за спиной. Девушки могли идти на гулянье босиком или в лаптях, а туфли несли с собой. Вспоминают женские праздничные рубахи из набо́йки и кума́чные красные рубахи, наставленные синим, голубым набойником (рубашки точевные — тканые белые — надевали на жатву), у девушек побогаче были шерстяные сарафаны (Новоржевский район, деревни Васьково, Адорье, Вишлёво). Парни ходили по праздникам в костюмах тройках, мужчины могли надевать праздничные холщевые портки́, крашенные в полоску — белую, красную, зелёную (Новоржевский район, деревни Соболицы, Ладино). Покупали широкие опояски (около 20 см) с рисунком в крупную полоску. Ими мужики опоясывались зимой на ярмарку поверх шубы (Пушкиногорский район, д. Крюки).
Если часть праздничной обрядности, связанная с традициями крестных ходов и молебнов, прервалась в период 1930-х годов, то деревенские праздничные гуляния и ярмарки активно бытовали еще в послевоенное время. Они начинались после обеда (примерно с двенадцати часов) и были чрезвычайно многолюдными: «[Ярмарка 28 августа] это было уже после войны, и то сколько было народу! А до войны даже было ише́ и больше»; «Бывало народу — идуть, хоть по головам кати́сь! Это ж со всех краёв собира́лисе»; «не пиряйдёшь [улицу] — народ. Обо́зом и обо́зом. Запря́жены лошади. Это по тракту было не пройти. И с гармо́ням. И в гармонь играют, и песни поют» (Красногородский район, деревни Муталевка, Морозово, Минино). «Это вот, ярмарка — народу-та была ужас! Как палатно́ си́тцевае дви́жетца — друг к другу иду́т навстре́чу. <…> Вот идут друг к другу и эта называ́етца — на ярмарке гулянье, ма́ссавае гуля́нье» (Пушкиногорский район, д. Блажи).
Гулянье по улице представляло собой определенным образом организованное шествие: ходили рядами, «как партия на партию — это гуляли те, молодые, — молодёжь гуляла. А ты́и идуть отту́ль, с гармо́ней партия. С гармоней иду́ть, игра́ють, пля́шуть, песни пою́ть. А е́ты атсю́ль иду́ть. Вот и идуть — партия в партию» (Красногородский район, д. Синьково). Гуляли «в два ряда́» навстречу друг другу, парни и девушки по три-четыре человека в ряд — ходили «плетнём», «как стяно́й», «гужо́м», кругами.
На ярмарки приезжали на лошадях из других деревень, издалека — за пятьдесят километров. Девушки могли познакомиться «с дальними парнями». Парни выбирали девушек для гуляния парой по я́рманке, присматривали невест. Складывались определенные взаимоотношения молодежи, существовали нормы и правила этикета. Парни, подходя к девушкам, спрашивали разрешения познакомиться: «Девчонки, можно с вами пройти?» (Новоржевский район, д. Ладино). По рассказам народных исполнителей, «девочки так гуляли, не как сейчас»: «Раньше сойдёшь на гулянку, один парень хо́ча подойти, походишь с одним. Э́това, если не ндра́вится парень, подруге подтолкнёшь… Э́това отведут, второй подойдет. Этот получше, с этим побольше походишь. Ат э́това отойдёшь — третий подходит. Никто не ревновал <…> Гуляли хи́тро» (Красногородский район, д. Минино). «Ходили па́рам. Две последних ярманки я по семь штук [парней] перебра́ла: «Не хочу я анны́м ходить!» <…> С двум гуляла с па́рнем. Дралися между собой. Но мне было сме́ло, у меня три брата было — как дубы, и два двоюродных было, так я не боялась» (Красногородский район, д. Габоны).
Из-за соперничества между парнями на ярмарочных гуляньях часто происходили драки. Дрались из-за девушек или просто с «чужаками», могли драться «край на край» (деревня на деревню). Во время шествия, перед дракой парни начинали ломаться (плясать, вызывая соперников на бой) с пением припевок («хулиганских», «на задо́р»): «Парни «петуша́тся» друг перед другом целый день. В гармошку играют. Как заиграли «Горба́това» — тогда драка» (Опочецкий район, д. Саутки).
На ярмарках, в уличных гуляниях активна была не только молодежь, но все возрастные группы населения — от детей до стариков: «Торопятся бабы в гуля́шший день скорее на прогон (перекресток). Вот старики сидя́ вот такие — в карты играють. Кто-то в гармонь там или в скры́пку игра́я. Кто-то <…> песни паё — сидить». Молодые парни играли в рюхи, колесо пускали, маленькие — гоняли камешек (костату́шку) (Красногородский район, д. Минино). Во время ярмарок старики сидели на улице и наблюдали за молодёжью.
В д. Пожеревицы вспоминают, что на ярмарках торгующие ставили балаганчики, дети покупали свистульки в виде птичек (Дедовичский район, д. Пожеревицы), по сторонам дороги продавали горшки, бочки, чашки (Новоржевский район, д. Дмитровка). Повсеместно на ярмарках торговали сладостями, конфетами, баранками, пряниками, яблоками, орехами, семечками, лыком, посудой.
Есть упоминания о хождении нищих: в праздники старых уважали, бедные старушки с торбами ходили, побирались, могли ходить и маленькие дети (Новоржевский район, д. Залог).
Центральным компонентом ярмарки было гулянье-шествие по главной деревенской улице, которое сопровождалось игрой на музыкальных инструментах (гармони, балалайке, скрипке), исполнением частушек, плясок. «Гуляют по улице — с краю до краю, молодежь, парочками, втрёх, вчетырёх, девушки и парни. Играют на гармошке, поют, пляшут. «Синерецкого», «Горбатого» сыграют, потом плясовую — выводят девок плясать — круг» (Опочецкий район, д. Козырёво). «Раньше вот заводят песни, и женщины, девки подпевали, дявчонки подпевали [под «Горбатова»]. Так это было принято. Было как-будто на сяле́ весяло́. Уваженье было́ среди молодёжи и среди стариков. Вот это «Горбатова» заиграют, вот люди попоют, повеселятся, им как будто по ра́ньшему времени как будто было это хорошо. Вот на гуслях, на гита́ры, на балалайке кто мог хорошо разы́грывать её» (Красногородский район, д. Синьково). Когда парни ходили — пели «Скобаря», «Колоту́шку», «с пляской ишли́» (Красногородский район, д. Блясино). Под припевки и парням и девушкам могли играть «Долго́ва», «Скобаря», «Новоржевского», «Бологовку», «Под песни» (с местными наименованиями, например, «Порховская под песни»), «Синере́цкого» и другие наигрыши.
Характерным явлением для псковской инструментально-хореографической традиции была игра «под драку», пение припевок «на задо́р» и особая форма мужской пляски — ломанье. «Идут, гармонист — пасереди́не, адни́ — па краям, другие уперёд идуть, придрáбливають, припрыгивають, всё хадунóм ходит» (Пустошкинский район, д. Лешно). Инструментальные наигрыши, исполняемые «под драку», должны были «раззадо́рить» парней, поднять их боевой дух: ««Горба́того» — это игра заводна́я, как заиграют — пыль столбом! — с песнями лома́ются» (Опочецкий район, д. Лущилы). Ломанье обычно сопровождалось наигрышами «Длинно́ва», «Горбатова», «Скобаря», «Рассади́ловка», «Новоржевского», «Соба́ковщина», «Под драку».
Другой частью инструментально-хореографического фольклора, органично вплетенного в канву псковской ярманки, оказываются пляски, представленные большим многообразием видов и форм. В плясках могли участвовать разные группы населения, не только молодёжь. По рассказам жителей деревень, старушки по праздникам ходили в гости, а после застолья шли плясать под гармонь (Пушкиногорский район, д. Барашково).
Можно выделить следующие основные разновидности плясок, исполнявшихся на гуляньях и сопровождавшихся плясовыми наигрышами: парная пляска (две девушки, парень и девушка) с дробью и частушками под «Русского», «Сербиянку», «Цыганочку» и другие наигрыши; мужская пляска («плясали с выходкой», «дробили», вприсядку) под «Русского», «Камаринского»). Во время остановок на специально отведённых для этого местах могли исполнять старинную женскую пляску кружкá (бочкóм, «Трепакá» и другие — по одному, вдвоем, коллективно), многофигурные пляски («Лянóва», «Лобанкá», «Звёздочка», «На-пéрвого», «Лявóниха»/«Крутеля», «Кадрéль», «У ворот», «Лентяя́», «Метелица» и другие), бытовые парные танцы («Вальс», «Краковяк», «Ту-степ» и проч.), пляски-игры («Суп варить», «Бéса»/«Чёртика», «Гусакá»/«Гуся»/ «Петушка»).
Отдельные элементы традиции празднования престольных (годовых) праздников сохраняются до настоящего времени. Большое влияние на организацию и атмосферу гуляний и праздников оказывает деятельность культурно-просветительских учреждений и средств массовой информации. Современные ярмарки и уличные гулянья зачастую наполняются новым содержанием, в большинстве своем не имеющим ничего общего с народными традициями. Но отдельные элементы, входившие в состав ярманки, сохраняются в домашнем быту, в кругу семьи (праздничные застолья, исполнительство на музыкальных инструментах, пляски). Большинство псковских инструментальных традиций, имеющих древнерусские истоки (игра на гуслях, скрипке, тальянке), в настоящее время утрачены.
Песенно-инструментально-хореографическая культура Псковщины была зафиксирована фольклорными экспедициями Санкт-Петербургской государственной консерватории от многих прекрасных народных исполнителей и ансамблей. Имеющиеся в архивах фольклорно-этнографические материалы требуют изучения, включения в учебную, просветительскую, концертную деятельность. Они должны быть доступны широкому кругу заинтересованных лиц.