Лирические песни в традиции русских старожилов села Красный Зилим Архангельского района Республики Башкортостан

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Лирические песни села Красный Зилим — одно из ярких явлений фольклорного наследия русских старожилов Башкирии и знаковый элемент «краснозилимского» культурного комплекса. Здесь в условиях постоянного иноязычного окружения до настоящего времени сохраняется система музыкального фольклора в его образном и стилевом своеобразии, которое определяет качество исконно русских этнических традиций. Лирические песни занимают центральное место в песенном репертуаре. Примечательно, что по имеющимся на сегодняшний день экспедиционным материалам, краснозилимская традиция — единственная на территории Башкортостана, в которой лирические песни раннего историко-стилевого слоя представлены в большом разнообразии сюжетов и в сложных, многоголосно распетых, протяжных формах. В селе Красный Зилим, а также в соседних деревнях, в ходе экспедиций удалось записать лирические песни в прекрасном ансамблевом исполнении.

Становление песенной традиции села Красный Зилим обусловлено целым рядом объективных причин, связанных с освоением русскими башкирских земель. Возникновение первых русских поселений на территории нынешнего Архангельского района было связано с основанием во второй половине XVIII столетия И.В. Твердышевым и И.С. Мясниковым Архангельского (Аскинского, Скимского) медеплавильного завода при реке Аскино. Строительство завода и развитие производства вызвали приток рабочей силы: началось переселение крепостных крестьян, часть из которых были куплены заводчиками в 1753 году в Тамбовской, Пензенской, Симбирской и Нижегородской губерниях. Село Красный Зилим расположено в юго-западной части района. Время его возникновения, по-видимому, совпадает с основанием завода. На основе анализа музыкально-этнографических материалов, соотнесённых с диалектологическими и историко-географическими данными, Красный Зилим в культурной системе Архангельского района выделяется как центр локальной песенной традиции, условно именуемой нами краснозилимской (юго-западной). В границы этой традиции входят также близлежащие населённые пункты: Васильевка, Лукинский, Магаш, Орловка, Андреевка и Картошёвка, которые большей частью были образованы из «краснозилимских» хуторов в первой четверти XX века. До настоящего времени в этих местах сохранились многообразные и активно функционирующие формы народной традиционной культуры. Выполненные в последние годы экспедиционные записи отличает яркое ансамблевое исполнение различных жанров фольклора: рождественского и пасхального тропарей, приуроченных к Святкам частушек «по-игрИщному», свадебных обрядовых, плясовых песен. Особое значение имеют лирические песни, они являются жанровой доминантой и определяющим признаком краснозилимской традиции.

Ещё до недавних пор пение лирических песен было неотъемлемой частью деревенской жизни, способом общения и самовыражения. Они сопровождали календарные, престольные праздники, свадебные и другие гуляния. Одна из песен, по словам певиц, строго приурочена к календарному празднику — Масленице («Угорела, головушка заболела»), хотя поэтический текст не имеет непосредственной связи с содержанием масленичного обряда. Также протяжные песни исполняли в пути и при совместной работе.

Пели их и женщины, и мужчины. Традиционный деревенский уклад жизни, который более-менее сохранялся до последнего времени, обусловил процесс передачи значительной части репертуара и исполнительской манеры. В сознании современных сельских певиц протяжные песни раннего историко-стилевого слоя выделяются из всего репертуарного разнообразия. Исполнители называют их «старинными», «прежними», «долгими», «тяжёлыми». Это обусловлено протяжённостью поэтических текстов лирических песен, которые отличаются большой развёрнутостью и подробной, детализированной проработкой поэтических мотивов, и сложностью музыкальной формы, требующей особой сосредоточенности, высокого певческого мастерства.

На основе анализа поэтики лирических песен ряд из них можно отнести к группе собственно молодецкой лирики: «Эх, мне не спится, парню, не лежится» («…Не знаю, где Дунюшка живёт»), «Соловушек маленький, голосочек больно важненький» («…Не буди молодчика бравого»), «Как под кустичком, под ракитовым» (исторический сюжет с отголосками событий взятия Казани). Выделяются песни с рекрутскими и солдатскими сюжетами: «Тут и пала, пролегала путь-дорожка», «Не кукуй, моя кукушка, не кукуй, моя рябая», «Скучно, грустно на чужой сторонушке», «Эх, стлала ль, стлала девчоночка постелюшку». Самостоятельную группу в составе молодецкой лирики образуют формы протяжных песен с балладными сюжетами: «Зимушка-зима» (сюжет «Жена мужа извела»), «Не чаяло солнышко на местечко сесть» (сюжет «Мать избывает сына»), «Красно солнышко закаталося всё за тёмные леса» (сюжет «Вдова и неузнанный муж»).

Самостоятельную группу образуют лирические песни с сюжетами, восходящими к женской певческой традиции. Среди них: «Угорела, головушка заболела» («…Любить дружка воли нету»), «Эх, вы подуйте-ка, ветры-ветерочки со стронушки» («…Не велят молодчика любить»), «Эх, никому я не скажу про свою досадушку» («…Мил смеётся надо мной), «Из-за лесу, лесу тёмного» («…Собиралась дочка к матери»). Ряд поэтических текстов раскрывает тему «разлуки с милым»: «Ой, да ты, дорожка, дороженька моя столбова», «Эх, отлетает мой соколик», «Ходила девонюшка по борочку», «Кого ж нету, того жаль»; и тему «гибели молодца»: «Скучно-то ведь, мамонька», «Ты подуй-ка, подуй, мать-погодушка». Встречаются в этой группе и песни с балладными сюжетами: «Эх, распрокляты разлесные комары», «Раскудрявая рябинушка, что ты рано расцвела?».

Особенности композиционного строения напевов лирических песен краснозилимской традиции обнаруживают общность с лирическими песнями Западной Сибири, что является важным свидетельством их принадлежности старожильческому слою. Из определяющих закономерностей отметим выделенный зачин декламационного характера, пропеваемый в свободном ритме; подчёркнутые цезуры на границах мелодических построений внутри строфы; наличие отдельных тонов ненормативной протяжённости, нарушающей мерность ритмической пульсации; устойчивые интонационные формы каданса. Эти композиционные приёмы реализуются в единстве с музыкально-стилевыми особенностями: для напевов характерны сложные ладовые структуры, широкий певческий диапазон, выразительность мелодической линии, насыщенность фактуры и особенности многоголосия. Исполнение лирических песен в селе Красный Зилим характеризуется признаками, близкими особенностям мужской манеры пения. Среди них — низкая тесситура, неспешность исполнения, интонационная динамичность, своеобразные «придыхания», «маркирование» тонов, колористическое выделение верхнего голоса. Стилистика мужского исполнительства в местной традиции оказалась воспринята искусными певицами, и бережно ими хранится.

Сохранность песенной культуры села во многом является результатом деятельности существующего здесь на протяжении шестидесяти лет певческого коллектива, в наши дни широко известного как «Народный фольклорный ансамбль «Русские узоры» имени А.М. Пискуновой». История этого ансамбля началась в 1951 году, когда в селе Красный Зилим был организован самодеятельный хоровой коллектив под руководством Василия Яковлевича Кожевникова. В то время хор был смешанным и насчитывал 40 человек мужчин и женщин разных возрастов и профессий. Репертуар коллектива был основан исключительно на песнях родного села, в нём сосредоточилось всё лучшее, самобытное из того, что передавалось песенницами из поколения в поколение. К концу 1970-х годов коллектив стал известен как «Русские узоры». Его исполнительское мастерство неоднократно получало высокую оценку на зональных и республиканских смотрах самодеятельности, и ансамбль был удостоен звания «Народного». В это время руководителем коллектива становится местная жительница, крестьянка — Анастасия Михайловна Пискуновна. Она проявила себя как прекрасный организатор, которому любая трудность по плечу, за что её неизменно ценили и уважали участники ансамбля. Анастасия Михайловна руководила ансамблем около тридцати лет, и теперь коллектив носит её имя.

В ходе экспедиций 2007–2010 годов Санкт-Петербургской консерватории большинство записей было выполнено от ансамбля в составе шести певиц: Пелагеи Васильевны Астраханцевой (1935 г. р.), Валентины Андреевны Губачёвой (1938 г. р.), Антониды Яковлевны Кожевниковой (1943 г. р.), Анны Павловны Паниной (1939 г. р.), Пелагеи Григорьевны Швецовой (1934 г. р.), Анны Ивановны Астраханцевой (1937 г. р.). Ансамблю принадлежит большая роль в сохранении местного репертуара и исполнительского стиля. Активная концертная деятельность коллектива благоприятствует жизнестойкости песенной традиции: вновь и вновь певицы воссоздают самобытные образцы «зилимской» лирики, что позволяет им не утратить мастерство и слаженность исполнения.

Репертуаром протяжных песен и традицией их исполнения владеют и другие, не входящие в состав ансамбля, жители села Красный Зилим, а также близлежащих деревень Лукинский и Магаш. Участниками экспедиций были произведены записи образцов лирических песен от жителей этих деревень в хорошем ансамблевом исполнении. В экспедициях 2000-х годов записи были произведены от женщин преимущественно 1930-х годов рождения. В их памяти живы образы ушедших певиц-искусниц, и с особенным чувством они вспоминают исполнителей-мужчин, чьё певческое мастерство и богатство тембра справедливо слывёт недостижимым. Записать лирическую песню раннего историко-стилевого слоя в мужском исполнении было специальной задачей экспедиции 2008 года. Удалось произвести одну такую запись: фрагмент лирической песни из традиционного краснозилимского репертуара «Из-за лесу, лесу тёмного» от Александра Кузьмича Антипина, 1932 года рождения.

Вспоминая о певческом мастерстве старшего поколения, «зилимане» отмечают бόльшую мелодическую детализированность в напевах. Сопоставление записей разных лет (1979, 1998 и 2008, 2010 годов) даёт основание сформулировать общий принцип происходящих изменений: исполнение песен, записанных в 1998 и 2008, 2010 годах, отличает заметная тенденция к «укрупнению», схематизации напева — теряются мелкие слоговые распевы, мелизматика, замедляется темп исполнения. Это особенно проявляется в мелодической линии верхнего голоса.

Кроме мелодических, произошли изменения, касающиеся функций голосов в ансамбле. В 1979 году запись была произведена от трёх местных жительниц 1904, 1910 и 1915 годов рождения. В этих образцах хорошо слышны тембры голосов каждой из трёх певиц: две исполнительницы ведут нижнюю функциональную линию с гетерофонным расслоением, одна — верхнюю. При прослушивании создаётся впечатление искусного плетения, где обе линии самостоятельны и равнозначны. В записях 1998, 2008 и 2010 годов участвовало большее количество певиц (разные составы ансамбля «Русские узоры»). Нижняя линия, которую ведут все певицы, кроме «вытягáльщика» — солирующего верхнего голоса, заметно «утяжеляется», в ней в большей степени проявляется гетерофония. Нижний голос приобретает статус ведущего, который создаёт плотную массивную опору для верхнего голоса, функционально воспринимающегося как напряжённый и тембрально яркий подголосок.

Изменения в исполнительской манере связаны и с тем, что в последнее десятилетие ансамбль приобрёл статус сценического коллектива. Он имеет стабильный состав участников, где каждый выполняет строго определённую функцию. Этим обусловлено и взаимное расположение певиц во время исполнения. Анна Ивановна Астраханцева — руководитель ансамбля — поясняет: «Поля — вытягáльщик, она — в середине. Я и Тоня запеваем, мы — рядом, чтобы вытягáльщик далеко не отрывался, а остальные подхватывают».

Несмотря на происходящие со временем изменения, важным является сохранение в репертуаре коллектива, а также и в памяти жителей Красного Зилима и его окрестностей лирических песен старожильческого пласта, отличающихся особой тембровой окраской и своеобразием фактуры. Сложные формы протяжных песен требуют особой сосредоточенности, высокого певческого мастерства. Эти песни словно приподняты над бытом, возведены в ранг особого эстетического феномена. Об этом свидетельствует отношение к ним и самих исполнителей, и всех жителей краснозилимских сёл.

1.По словам А.З. Асфандиярова, автора исследования «История сёл и деревень Башкортостана», в купчей башкир Курпеч-Табынской волости за 1755 год перечисляются ориентиры границ земли, приобретённые заводчиками Твердышевым и Мясниковым. В этой купчей при речке Зилим упоминается одноимённая деревня. В середине XIX века деревню стали называть Русский Зилим. Современное наименование — Красный Зилим — деревня (ныне село) получила в 1929 году (Асфандияров А.З. История сёл и деревень Башкортостана. Кн. 2–3. Изд. 2. Справочная книга. Уфа: Китап, 1998. С. 109).

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Лирическая песня «Зимушка-зима» в исполнении П. Г. Швецовой, В. А. Губачёвой, П. В. Астраханцевой, А. И. Астраханцевой и А. Я. Кожевниковой из с. Красный Зилим Архангельского р-на Респ. Башкортостан
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна