Лирические песни русских старожилов северных районов Удмуртской Республики
Наряду с песенно-хореографическими жанрами, духовными стихами, песнями святочных гаданий, неотъемлемую часть культурных традиций русских старожилов составляют лирические песни.
Выделяются следующие очаги активного бытования лирических песен:
— верхнее течение реки Камы (с. Кулига, д. Степанёнки, д. Левиногарь, д. Мысы, п. Кез Кезского района, д. Горевская, с. Сергино, с. Карсовай Балезинского района);
— бассейн реки Чепцы (д. Захватай, д. Бараны, д. Багыр, с. Красногорское Красногорского района, д. Башмаково, д. Бачкеево Игринского района, д. Смольники, д. Комары Дебёсского района).
Главной закономерностью является соотношение данных очагов распространения лирики с местами компактного проживания старообрядцев-беспоповцев. Факты записей лирических песен на исследуемой территории представляют большую ценность, поскольку данный жанр практически отсутствует в публикациях. В экспедиционных материалах 2003–2012 гг. фонд лирических песен в количественном отношении несколько уступает записям хороводных песен, между тем в содержательном плане в их числе присутствуют редчайшие образцы молодецкой лирики, песни о «девьей воле» и женской доле.
Народные термины, обозначающие лирические песни в северных районах Удмуртии, связаны с различными сторонами художественной формы. Самыми характерными являются следующие обозначения: «сидя́шая», «протяжная», «длинная».
Важной интегрирующей особенностью всех традиций северной части Удмуртской Республики является достаточно свободное бытование лирических песен в системе годового круга, позволяющее исполнять их не только в рамках календарных ритуалов, но и во время трудовых обычаев, традиционных застолий в дни семейных и престольных праздников.
Исходя из статистических данных, можно говорить о закрепленности в местной традиции исполнения песен за двумя определёнными локусами: избой и улицей.
Звучание в закрытом пространстве связанно, прежде всего, с крестьянской избой, где главным образом, песни исполнялись за столом во время празднично-обрядового застолья, проходившего в дни семейно-бытовых, престольных праздников, на помочах, во время провода рекрута, что точно объясняет их местное название, как «сидяшые» («Из-за лесика, лесочка», «Сторона, наша сторонушка», «Не доколь жо вам, ребята» и др.).
Некоторые комментарии свидетельствуют о возможности исполнения песен на открытом пространстве — улице. Летний период, Троица, а также шествие крестьян на сенокос или с сенокоса домой, часы отдыха между работой оказывались маркированы звучанием лирических песен. «На сенокос идут — поют и с сенокоса поют. На все голоса ешо'!» (Балезинский район. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 7048-36). Среди таких песен: «Ой, поля, вы поля», «Долина наша, долинушка», «Во дали-то, дали», «У ворот было, ворот» и др.
На исследуемой территории бытуют разнообразные лирические песни, относящиеся к следующим жанровым группам:
лирические песни женской певческой традиции,
лирические песни мужской певческой традиции,
лирические песни, сложившиеся в практике смешанных ансамблей.
Лирические песни женской певческой традиции исполняются в следующих типовых ситуациях: пение во время совместных рукодельных работ на супрядках (посиделках); пение за столом на Масленицу; пение на улице во время сенокосных работ, во время отдыха; пение на улице во время шествия вдоль деревни на Троицкие «игрища». Для данной жанровой группы характерно преобладание женского исполнительства. Ведущими сюжетными темами лирических песен женской традиции являются: «девица — молодец», женская доля. Характерные для «девьей» лирики мотивы («разлука девушки с милым», «милый разлюбил», «милого забирают во солдаты») отражают типичные состояния девушки и актуальные для нее жизненные переживания. Сюжеты о женской доле основаны на поэтическом мотиве «несчастливое замужество».
Лирические песни мужской певческой традиции («молодецкие» песни) зафиксированы в Кезском и Балезинском районах Удмуртии. Они образуют самостоятельную группу в жанровой системе русских старожилов по совокупности признаков, связанных с особенностями бытования, образно-поэтическим строем и музыкальным стилем. Ареал их распространения не является случайностью. Большое значение в формировании местных традиций сыграл Сибирский тракт, проходивший по землям северных районов Удмуртии уже с XVII века. Активизация различных групп мужского населения (беглые крестьяне, служилые люди, члены промысловых артелей) могла повлиять на закрепление в традиции песен молодецкого цикла.
Молодецкие песни чаще исполнялись «во пирушке за столом», «на гости́тбах». По воспоминаниям местных старожилов, «пели там, где стол соберут». Наиболее яркие воспоминания жителей, связанные с исполнением молодецких песен, касаются общинного трудового обычая — «помочей», который распространялся на различные виды домашних, полевых работ: уборку избы, посадку овощей, заготовку дров и веников на зиму и т. д. Количество помощников регламентировалось степенью трудоёмкости осуществляемой работы, обычно приходили как мужчины, так и женщины. Хозяева дома непременно угощали работников помочей, устраивали застолье, во время которого звучали такие песни, как «Ох, роспеча́льноё моё серде́чко», «Не доколь жо вам, ребята, чужо пиво пить», «Из-за лесику, лесочка», «Есть-то над ричушкой над Чепцою», «На вечёрной я был, мальчишка, на сегодня стал солдат». Интересно, что эти же песни могли звучать и накануне отправления новобранца («не́крута») на службу в армию.
Характерная черта группы молодецких песен наблюдается в сфере исполнительства. Экспедиционные записи фиксируют, что особая роль в ансамбле отводилась мужчинам, они нередко запевали песни.
Бытование на исследуемой территории рекрутских песен, сохранившийся в традиции классический сюжет «печальное сердце», фиксация одного из редких образцов лиро-эпической песни «Не доколь жо вам, ребята, чужо пиво пить», свидетельствуют о глубине материала и его связях с севернорусскими традициями.
Особенности мужской лирической традиции проявляются в преобладании закономерностей повествовательного типа интонирования, что способствует выразительному «произнесению» поэтического слова. Повествовательная природа наблюдается на уровне общей ладовой организации напевов.
Лирические песни, сложившиеся в практике смешанных ансамблей зафиксированы в основном в районах Верхокамья (Кезский, Балезинский районы). Яркими примерами данной группы песен становятся лирические песни «Сторона, сторонушка», «Ох, ноченьки тёмные», «Кого нету, того жаль». В исполнении песен этой жанровой группы в равной степени участвовали как женщины, так и мужчины различного возраста: пели «девушки и парни» / «женщины», «бабы и мужики» / «старики» и старухи». Одна и та же песня звучала многократно на протяжении календарного года в различных ситуациях крестьянской жизни. Народные исполнители о приуроченности таких песен чаще всего говорят: «пели в любое время».
В настоящее время лирические песни не утратили своей актуальности и составляют важную часть празднично-обрядовой жизни старообрядческого населения края. До сих пор они могут быть зафиксированы в живом бытовании (например, исполняются во время праздничного застолья). Данный факт является значительным, так как свидетельствует о том, что старообрядческая культура повлияла не только на мировоззрение и жизненный уклад местного населения, но и на сохранность песенного наследия северных районов Удмуртии.