Музыкально-хореографическая форма «Тимоня» в традиции курско-белгородского пограничья
Большинство сел южных районов Курской области возникли в XVII веке, когда на курские земли прибыли «служилые» люди из центральных и западных земель Московского государства для строительства и обороны линии защитных сооружений — Белгородской засечной черты, которая преградила крымским татарам путь к русским землям. Перейдя впоследствии в сословие государственных крестьян-однодворцев, «служилые» люди стали предками нынешнего населения русских сел, входивших ранее в Суджанский и Обоянский уезды Курской губернии.
Здесь сформировалась локальная песенная традиция, яркой чертой которой является обилие карагодных (хороводных) песен, плясовых инструментальных наигрышей, развитая система хореографических жанров. Карагоды — массовая пляска по кругу — были формой праздничного гуляния, объединяющей всех членов сельской общины. В традиции курско-белгородского пограничья карагоды водили не только под пение песен, но и под местные инструментальные наигрыши плясового характера. Среди них особую популярность получил наигрыш «Тимоня».
Наигрыш и пляска «Тимоня» бытует в русских селах бывшего Суджанского уезда Курской губернии (ныне Суджанский, Беловский, Большесолдатский районы Курской области), где распространена традиция ансамблевой игры на духовых и струнных инструментах. Эту же территорию выделяет комплекс женской одежды, состоящий из черного косоклинного гофрированного сарафана из волосени (шерстяной ткани домашней выделки), рубахи с рукавом от ворота, широкими рукавами и отложным воротником-козырем, завески (фартука) от груди, многочисленных поясов из шелка. Особая нарядность, пышность, многоцветие этого костюма обусловлены именно его предназначением для пляски в карагоде.
«Тимоня» является неотъемлемой частью любых праздничных гуляний: исполняется и на гульбах в избе, когда отмечаются семейные события, и в календарные праздники на улице при большом стечении народа, то есть в сельских карагодах. Карагодом в курской традиции называют не только музыкально-хореографическое действо, но и собрание людей. Запрет на карагоды и игру на музыкальных инструментах соблюдается здесь лишь в период Великого поста.
В многолюдном карагоде «Тимоню» пляшут по кругу против часовой стрелки. Музыканты обычно стоят лицом друг к другу в центре круга пляшущих. Зрители — пожилые люди и дети — наблюдают за пляской в карагоде и активно ее обсуждают. При исполнении в помещении движение по кругу невозможно, поэтому «Тимоня» превращается в массовую пляску на месте. В пространстве могут перемещаться лишь отдельные танцоры.
В курской традиции в «Тимоне» используется та же плясовая лексика, что и в любой другой карагодной пляске под песню или наигрыш. Движения женщин отличаются сдержанностью, корпус они держат прямо и неподвижно, ноги слегка согнуты в коленях. Шаги — простой или с прибивом (в две ноги) — мелкие, почти незаметные. Руки подняты на высоту плеч, ладони полуоткрыты. Движения рук от локтя или только кистей рук мягкие. Женщины в карагоде в такт музыке могут водить обеими руками то вправо, то влево, держа их перед собой, либо плавно менять их положение: опускать с одновременным неглубоким наклоном, делать взмахи перед корпусом крест-накрест.
Для мужчин характерны активная плясовая лексика: размашистые и резкие движения рук, подпрыгивания, кружения вокруг своей оси и партнерши, дроби ногами (так называемая пляска в три ноги). Очень высоко ценится в традиции импровизаторское мастерство мужчин-плясунов. Лучших из них называют скоморохами и считают, что «тот не скоморох, кто 12 разных колен не знает». Обычно мужчина идет по кругу спиной, лицом к партнерше, общаясь с ней во время танца. Он может обойти вокруг партнерши или отвернуться от нее, выйти из круга и вернуться в него. По существу, курская пляска воспроизводит модель ухаживания, где мужчина ведет себя активно и наступательно, а женщина сдержанно и скромно принимает ухаживания.
Для мужской пляски характерны многократные активные подскоки, в то время как в женской используются лишь одиночные подскоки, нередко синхронизированные с мужскими. Именно поэтому карагодную пляску чаще всего определяют термином скакать, а пляшущих называют скакунами и скакухами.
Все плясовые движения осуществляются в строгой координации с ритмом наигрыша. Считается неприличным выходить в карагод, если не попадаешь в такт музыке, «не подлаживаешь». Ритм плясового шага в две ноги и в три ноги присутствует и в пении припевок, сопровождающих пляску, и в инструментальном наигрыше. Сбившись в словах, танцующий мог сбиться и с плясового шага.
Наигрыш «Тимоня» состоит из двух сходных, но завершающихся на разных ступенях лада музыкальных построений — колен. Четкая периодичность ритмической структуры — с тремя акцентами в каждом колене — организует пляшущих, управляет ритмом пропевания коротких, состоящих из двух стихов частушек, которые в курской традиции называют прикáзками или прибáсками. Частушки могут быть не связаны между собой по смыслу. Их содержание — задорные поддразнивания, шутки или восхваления:
Ой, Тимоня, Тимонюшка,
Кучерявая головушка!
Катерина в шелковой шубке,
У Катерины алые губки.
Иногда приказки строятся как диалог:
Под ёлкою спала –
Шишка в рот упала.
— Что же ты глядела,
Как она летела?
или:
Дивчина, дивчина, куды йдёшь?
Расскажи всю правдочку, где живёшь?
— Чи у меня разума не стала,
Чтоб я тебе правдочку казала?
Припевки исполняются звонко и четко, почти выкрикиваются, скандируются, дополняясь возгласами «и-и-их!», «иш-шо, иш-шо», «а-ну-ну» и т. п., сопровождаются хлопками в ладони и отчетливо выбиваемым ногами ритмом.
Наигрыш «Тимоня» обычно исполняется ансамблем разнородных инструментов, который называют музыка. Раньше в него входили кугиклы (флейта Пана), дудки, пыжатки (продольные флейты), рожок (жалейка) скрипки, балалайки. С начала ХХ века в составе ансамбля появились мандолина и гармонь. Перед началом игры все инструменты настраивались (подлаживались) под дудки и кугиклы, строй которых нельзя изменить.
При исполнении наигрыша ансамблем существует строгое распределение ролей между инструментами. Рожок, как самый громкий и мелодически подвижный из инструментов, ведет мелодическую линию, его гармонической поддержкой служат аккорды балалаек и скрипки (мелодия на скрипке исполнялась только на первой струне). Полифонический оттенок фактуре придавали партии кугикл, на которых играли только женщины. Кугикальниц в ансамбле должно быть не менее трех. Одна из них играет — исполняет мелодию на пяти дудочках и добавляет к ней голосовые призвуки — ихи и фифканья. Другие придувают, используя два или три ствола и запаздывая по отношению к играющей на полдоли. В результате получается сложный контрапункт мелодических линий. Слабый звук кугикл почти незаметен в общем звучании ансамбля, особенно в шумном праздничном карагоде. Слышно только фифканье, добавляющее особую краску музыке. Поэтому женщины часто воспроизводят фифканье и в отсутствие кугикл. Соотношение партий инструментов в ансамбле настолько закреплено в традиции, что их типичные мелодические ходы были у всех на слуху. Талантливые певцы искусно имитировали их голосом и в отсутствие инструментов могли воспроизвести всю инструментальную фактуру наигрыша — сыграть на губах.
«Тимоню» можно считать основным карагодным наигрышем, остальные — «Чеботуха», «Жарко пахать» «Под мельничкою», «Батюшка» и др. — гораздо менее популярны. Часто «Тимоня» является единственным наигрышем, который помнят и могут воспроизвести носители традиции. В их сознании его звучание прочно ассоциируется с весельем, праздником и пляской, поэтому под звуки «Тимони» даже у пожилых людей ноги «сами пускаются в пляс».
В условиях современного праздничного досуга в Суджанском, Большесолдатском, Беловском районах «Тимоня» часто воспроизводится ансамблями аутентичных исполнителей на сценических площадках или во время организованных учреждениями культуры праздников. Пляшущих мужчин в таких коллективах осталось мало, но исполнители считают их участие в пляске обязательным, поэтому некоторые из женщин наряжались в мужскую одежду.
В настоящее время пляска «Тимоня» — единственная из традиционных музыкально-хореографических форм — не утеряла своей привлекательности, актуальности и востребованности у молодого поколения. В праздничных карагодах и молодежь, и люди среднего возраста с удовольствием включаются в карагод под звучание «Тимони».