Изготовление обрядовой куклы кукушки в селе Шелаево Валуйского района Белгородской области
На Звесеньё (Вознесение) девочки/девушки собирались в саду, приносили с собой сорванную на болоте траву, а также чашу с водой. К ним приходили и мальчики. В саду девочки плели кукушку и кукона. Сначала делали головку и туловище. Для этого брали стебель куги длиной с мизинец и другой стебель длиной около 50 см, который петлей туго обвивали вокруг маленького. Эта часть называлась головкой. Остальная часть длинного стебля являлась основанием для туловища и ножек. Туловище формировали следующим образом: брали еще один стебель и оборачивали им основной длинный стебель, перекрещивая спереди и соединяя концы с «ножками», повторяя эти действия до тех пор, пока туловище не достигало нужного размера. На «ножках» стебли туго перевязывали и ровно обрезали. В результате получалась кукла треугольной формы, сплетенная «косичкой», с ножками, размером 40–50 см. На головку «кукушке» могли повязать платочек, а «кукона» украшали ленточками.
Количество изготавливаемых для проведения обряда «кукушек» в селе зависело от количества улиц. Как правило, коллектив участников обряда складывался из детей, проживавших по одной улице. После того, как куклы были готовы, их кстили (крестили) — погружали в чашу с водой — «как в церкви». Затем обоих кукол усаживали на ветку дерева, а сами начинали кумиться: мальчик с девочкой обменивались платочками. На Троицу кукушку и кукона снимали с ветки и закапывали в землю под деревом. Кстить кукушку и кумиться девушки ходили ежегодно вплоть до замужества.
Надевание платка кукушке называли повиванием по аналогии с этапом свадебного обряда, в ходе которого невесте меняли девичьи прическу и головной убор на женские. В южнорусской традиции это кульминационный момент свадьбы, в котором принимает участие вся община. Кроме того, «крещение кукушки» и кумление участников обряда сопровождалось свадебными величальными песнями «Мальчик-кудрявчик ты мой», «Из-под каменя, каменя».
Кукушка в славянском фольклоре — особая птица, с ярко выраженной женской символикой. Большинство исследователей сходятся во мнении, что образ кукушки воплощает души умерших, не изживших свой век (см. Афанасьев А.А., Зеленин Д. К.). А связь кумления с кукушкой, у которой нарушены или утрачены родственные права, просматривается в стремлении восполнить их ритуальным способом [Гура, 687].
Период кукования кукушки «от Егория до Петра» (с 6 мая по 12 июля) в народных представлениях соответствует поздневесеннему периоду. Таким образом, окончание пения кукушки осмысляется как окончание весны. В этом контексте «похороны кукушки» символизируют окончанию весеннего сезона.
В настоящее время изготавливать «кукушку» могут лишь старожилы села, в молодости участвовавшие в обряде «крещения и похорон кукушки».