Святочные гадания в Селивановском районе Владимирской области
Гадания имеют четкую временную приуроченность и всегда связаны со Святками, одним из наиболее значимых периодов народного календаря, который характеризуется высокой концентрацией обрядов, магических действий, обычаев, поверий, примет. Особое значение святочной обрядности определялось верой в то, что все события этого периода оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека. Поскольку гадание это ритуал, направленный на установление контакта с потусторонними силами с целью получения знаний о будущей жизни человека, то Святки, будучи в определенной степени периодом безвременья, когда границы между тем и этим светом размыты, наиболее подходящее время для гаданий о судьбе. Необходимо отметить, что в данной традиции гадали на протяжении всех Святок, хотя временем наиболее точных и опасных гаданий считали вечер Рождества, старый Новый год (14 января) и Крещенский сочельник.
Основными участницами святочных гаданий были незамужние девушки, которые составляли группу рощи, то есть считались достигшими брачного возраста. Иногда, в гаданиях участвовали представительницы младшей группы девушек — подрощи, — но к наиболее опасным гаданиям их не допускали. Так, они не могли гадать с зеркалом или принимать участие в тактильных гаданиях.
Гадания считались опасным делом, и поэтому участники ритуала должны были соблюдать целый ряд нормативов, призванных защитить их от воздействия потусторонних сил и обеспечить наибольшую точность результата. Девушкам запрещалась гадать в одиночестве, количество участниц обрядового действия должно было быть нечетным. Во время гадания участницы распускали волосы, снимали с себя пояса и кресты. Гадать нужно было только после захода солнца. Девушки должны были точно знать способы защиты от представителей «иного» мира, уметь зачураться и т. п. Считалось, что нарушительницы правил рисковали не только тем, что результат гаданий мог оказаться ложным, но своим здоровьем и жизнью, так как нечистая сила могла нанести им серьезный вред: лишить голоса, зрения, слуха, испортить внешность (поставив несходящий синяк на лице, спутав волосы и т. п.), напугать, доведя до болезни или даже смерти.
Наиболее массовыми и подробно разработанными в Селивановском районе являются матримониальные гадания. При гаданиях о женитьбе прежде всего хотели узнать имя будущего мужа, его характер и материальное положение.
В основе многообразных способов гадания лежат представления о том, что при соблюдении определенных условий, человек может получить знаки, которые укажут на его будущую судьбу. В роли таких знаков может выступать нечто увиденное или услышанное, определенное тактильное ощущение, четное или нечетное число объектов, поведение животных и т. д. Типичный ритуал гадания состоит из подготовки к ворожбе, самого гадания и толкования полученных знаков.
Гадания «на выслушивание». Особой популярностью пользовались в Селивановском районе гадания по звукам. На данной территории зафиксировано несколько типов гаданий на выслушивание. Так, гадающие выходили на перекресток и слушали, с какой стороны раздадутся какие-либо звуки, что указывало на дом, в который девушка выйдет замуж или направление, где находится будущий жених.
К гаданиям, основанным на слуховом восприятии, относятся и те, в которых гадающие подслушивали чужие слова под окнами домов и истолковывали их по отношению к себе: например, если в доме говорили о деньгах, то жених будет богатым; если о работе — работящим и т. п.
В тоже время весьма распространенными были гадания не по случайным звукам, а по тем, что спровоцированы самими гадающими. Они аукали, чтобы услышать эхо, или задавали вопрос, чтобы получить на него ответ, и т. д.
Гадания «на высматривание». К разновидности таких гаданий можно отнести вещие сны, для обеспечения ли «колодчик открыть, воды испить». Но чаще считалось достаточным просто положить «в головах» ту или иную вещь, что должно было позволить гадающей увидеть во сне жениха.
Особую группу гаданий на высматривание составляли гадания с домашним мусором. Девушки собирали его в лоток или фартук и выходили с ним на крыльцо, дорогу или перекресток. Там они ждали, кто встретится первым, мужчина или женщина: встреча с мужчиной предвещала скорое замужество, с женщиной — продолжение девичества. Кроме того, имя мужчины должно было указать на имя будущего жениха. Аналогичное действие совершали и с огарком свечи, который также выносили из дома в кармане фартука или за пазухой. С ним вставали посередине улицы и ждали первого встречного.
На данной территории зафиксированы и гадания на высматривание жениха в кольцо, в традиционной культуре символизировавшее замужество. Девушки клали кольцо в воду, зажигали свечи и, накрывшись платком, смотрели внутрь кольца, полагая, что там покажется суженый. Иногда аналогичное действие совершали над водой, в которой также ожидали появления образа жениха. Записаны на данной территории и гадания с зеркалом, в которое девушки смотрелись так же, как в воду или кольца.
Еще одной разновидностью гаданий на высматривание можно считать гадания с бумагой. Девушки сминали ее в плотный комок, а затем поджигали его. После того как переставал гореть огонь, гадающие внимательно смотрели на очертания тени, которую отбрасывала на стену сгоревшая бумага. Силуэт церкви, цветов и проч. свидетельствовал о скором замужестве. Иногда это же гадание использовали для гадания о судьбе, и тогда знаки замужества и девичества осмыслялись соответственно как символы жизни и смерти.
Для селивановской традиции характерны гадания с яйцом, воском или легкоплавкими металлами (оловом и свинцом). Так, яйцо разбивали в стакан с водой и оставляли на ночь, а утром стараличь определить, на что похож желток. Необходимо отметить, что именно в данном типе гаданий замужество противопоставляется не девичеству, а смерти. Именно поэтому наряду с церковью, которая была символом скорой свадьбы, в данных гаданиях появляется могила, символизирующая смерть. Олово, свинец и воск во время гадания растапливали и быстро выливали в холодную воду. Застывшая форма подвергалась тщательному осмотру: церковь или кольцо предвещали скорую свадьбу, а могила — смерть.
Гадания на определения направления. Очень часто во время гаданий девушки пытались с помощью различных предметов определить, откуда приедут сваты. Некоторые из таких гаданий основаны на бросании предметов, прежде всего обуви. В данном случае значение придавалось расположению брошенного предмета. В какую сторону указывал носок валенка, в той и находился дом будущего мужа. Другой разновидностью были гадания со свечой, нагревание которой приводило к ее деформации и наклону. Считалось, что наклоненная свеча указывает на дом жениха. Зафиксированы также гадания с квашней, которую надевали на голову и, не видя пути, пытались выйти из дома, хлева или со двора на улицу. Иногда, участницам гадания вместо квашни просто завязывали глаза.
Тактильные гадания. Большинство информантов уже не участвовало в так называемых тактильных гаданиях, когда осязательное ощущение становилось знаком будущей богатой или бедной жизни. Обычно данные гадания связаны с тем, что девушка оголяет какой-либо участок тела, что должно совершаться на перекрестке, в бане или овине. Участница гадания обращается с просьбой к некому мифологическому персонажу, которого в данной традиции иногда называют Шáни-Мáни, дотронуться до нее мохнатой рукой. Считалось, что такое прикосновение является знаком богатой жизни в замужестве. В Селивановском районе это гадание имеет черты непристойности, поскольку обнаженной чаще всего оказывалась не рука или нога девушки, а ее попа. Очевидно, что важной в данном случае является не часть тела, а ее нагота, которая рассматривается как признак нарушения естественного состояния. Обнажая какую-либо часть тела, в повседневной жизни закрытую одеждой, человек устанавливал контакт с потусторонним миром.
Именно с этим гаданием наиболее тесно связана мистификация результатов гадания. Поскольку данный тип гаданий предполагает активный контакт с потусторонним миром, ухажеры девушек могли выступить в роли его представителей и с удовольствием взять на себя их функции, дотрагиваясь до гадающих. Иногда так поступали и взрослые члены деревенской общины, но чаще они занимались мистификацией при гаданиях на выслушивание, нелепо отвечая на вопросы или имитируя различные звуки.
Гадания «чет-нечет». В этих гаданиях существенным оказывалось четное или нечетное количество захваченных наугад предметов. Наиболее часто в качестве таких предметов выступали дрова или колья забора. Так, гадая, девушка выходила во двор и захватывала из поленницы столько поленьев, сколько могла унести. Придя домой, она их пересчитывала: четное количество поленьев предвещало скорое замужество, нечетное — затянувшееся девичество. Подобным же образом происходило гадание, при котором участница ритуала охватывала руками колья забора и считала их количество. Чаще всего также учитывалась их парность / непарность, но иногда использовали формулу «вдовец / молодец», полагая, что данное гадание указывает не на факт возможного замужества, а на качества потенциального жениха, поскольку для девушки муж-вдовец считался крайне неудачной партией.
В эту же группу входит гадание с соломинками. Девушка должна была вытащить из скирды (омета) соломинки. Если она вытаскивала две соломинки, это предвещало замужество, одну — девичество. Сломанная соломинка являлась знаком скорого вдовства гадающей.
Гадания с птицей. Особой разновидностью являются гадания, связанные с домашней птицей. К примеру, по тому, кого в темноте схватила гадающая девушка, определяли, выйдет ли она замуж. Пойманная курица была знаком скорой свадьбы, петух символизировал девичество. Иногда, напротив, нужно было поймать именно петуха, а в некоторых случаях пойманный петух предвещал то, что муж гадающей станет вдовцом (или будет вдовцом). По поведению пойманной птицы могли судить о сроках замужества, характере будущего мужа. Так, если птица быстро клевала кольцо на подставленном ей подносе, то свадьба должна состояться в ближайшее время. Кроме того, перед птицей могли расположить несколько предметов, а по тому, какой из них петух клюнет первым, определяли характер и склонности будущего жениха (пьяница, драчун, гуляка, модник и т. д.).
Гадания с книгой. В Селивановском районе зафиксировано гадание по книгам, которое восходит к древнему способу гадания по письменному тексту. Его суть в толковании случайно найденного предложения применительно к заданному вопросу. Книга раскрывалась наугад, а иногда для этой цели использовали иглу или ножницы, которые втыкались в разрез книги. Некоторые информанты отмечали, что для верного гадания в данном случае нужно использовать Псалтырь, но большинство указывало на произвольный выбор книги, по которой получали ответ на вопрос о будущей судьбе.
Зафиксированы сведения о гадании на картах и спиритических сеансах. Вероятно, к этой же группе нужно отнести гадания с написанными на бумажках именами потенциальных мужей. Эти бумажки приклеивались на стенки таза с водой, а раскрученный волчок-кораблик упирался носом в одну из них.
Святочные гадания были широко распространены на всей территории Селивановского района. Вера в точность результатов была столь велика, что в традиции широко бытуют рассказы о сбывшихся гаданиях. Былички подобного рода зафиксированы от людей самого разного возраста. Обычно это рассказы о гаданиях, содержащие и подтверждение того, что результат магического ритуала оказался верным, а предсказанное событие сбылось.
Традиция святочных гаданий в Селивановском районе была необыкновенно богатой и разнообразной, сохранились они и в настоящее время. Гадания активно используются в качестве молодежных развлечений во время зимних праздников. Это прежде всего гадания с зеркалом, «чет-нечет», на высматривание суженного во сне и на определение направления. Другие типы святочных гаданий сохранились только в памяти исполнителей, причем о многих они узнали из рассказов своих старших родственников.