Песенная традиция села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области
Село Русская Тростянка было основано у реки Тростянка во второй половине XVII века и заселялось государственными крестьянами-однодворцами из городов-крепостей, поставленных в первой половине столетия на оборонительной линии — так называемой Белгородской черте. Как считают сами местные жители, их песни, обычаи и костюмы более всего схожи с традициями соседнего села Готовьé (ныне — Красненского района Белгородской области).
Песенная традиция села была обследована в 1989–2003 гг. фольклорными экспедициями Воронежской государственной академии искусств, Воронежского областного центра народного творчества, Республиканского центра русского фольклора. Было записано свыше 100 песен, однако многие песни уже не удалось записать, поскольку исполнительская традиция стала стремительно угасать.
В жанровую музыкально-фольклорную систему села входят календарные, свадебные, протяжные, хороводные, игровые песни, позднетрадиционная лирика, страдания и частушки.
Календарный цикл представлен собственно обрядовыми песнями и календарно-приуроченными хороводными и протяжными лирическими песнями. На святки при обходе дворов пели под Рождество колядки, а под старый Новый год — авсени. Масленичные песни связаны с корением не женившихся парней («Что же вы, ребятушки, не женитеся», «Уж ты, Сенюшка-Симеонушка»), обычаем одаривания (додаривания) родителями молодоженов на масленицу («В нас по улице, в нас по широкой»), и традиционным масленичным угощением зятя тещей («Теща для зятя пирог испекла»). Среди весенних выделяется песня-обряд «Уж мы в поле ездили», которую исполняли перед выходом в поле на весенние работы. Во время пения участники жестами имитировали пахоту, боронование, сев, прополку, уборку, толчение зерна в ступе, приготовление каши.
Особое место в традиционной культуре занимал обычай на Троицу водить тáнки. Так называлось медленное шествие взявшихся под руки женщин и девушек по улицам села с пением специальных песен: «Я по городу хожу», «Аленький лазоревый цветок», «Девка траву жала».
Еще одна особенность песенной традиции села Русская Тростянка — наличие особых весновых песен, исполняющихся от Красной Горки до Троицы. Такими песнями, маркирующими сезон, являются протяжные «За лесиком, лесиком соловей с кукушкой солётывались», «У нас у лесе хорошо летом было».
Быстрые песни под пляску, как и повсюду на юге России, здесь называют карагодными. В воронежско-белгородском пограничье они сопровождают пляску пересек, однако в Русской Тростянке данный термин не известен. Вместе с тем элементы этой пляски можно было наблюдать в начале 90-х годов во время исполнения песен «У нас по мосту, мосточку», «Донюшка-любушка», «Заря моя, зорюшка». Особенно распространены в селе формы плясовых песен c медленной первой частью, в которой распеваются только начальные слова стиха, и быстрой второй, соответствующей всему стиху: «Во горнице, /во горнице, /во горнице, во светлице, /во горнице, во светлице».
В селе было записано 42 свадебные песни. Среди них — обрядовые песни, прикрепленные к определенным моментам свадебного сценария: при выпечке свадебного каравая поют «Каравай у печь пошел», «Кузьма-Демьяна, ладо моё», перед благословением невесты — «Не павиное перо серед терема пало», перед отъездом жениха на венчание — «Сергей-то Викторович, сбирайся на охоту», «Горох мой, горошек», перед отъездом невесты из родного дома — «Метите двор всё метелкою», «Со двора Марьюшка съезжала», во время обряда повивания невесты (смены девичьего головного убора на женский) — «Повили хохлушечку — Ивану игрушечку».
Были записаны и свадебные голошения невесты, обращенные к пришедшим на девичник девушкам: «И спасибо тебе, посол» (плач исполнялся на фоне песни девушек «Воля, воля девушки у родного батюшки») или «Спасибо вам, подруженьки за эту песенку». Невеста голосила также утром свадебного дня, обращаясь к родителям: «Прости, батюшка, прости, благослови…».
Прощальные песни исполнялись девушками от лица невесты на девичнике (или как его здесь ещё называют — вечеринах), а также утром свадебного дня. В их напевах ощущается влияние протяжной песни: они отличаются медленным темпом, большой распетостью текста. К прощальным песням относятся «Устану ранешенько», «Сборный, сборный день — суббота», «За Днепром, за рекою», «Река моя, речушка» и сиротская «Сосна моя, сосенка». Во время исполнения прощальных песен невеста, как правило, голосила.
Величальные песни звучали в течение всей свадьбы, в довенечный период — на сговоре, пропое, свóдах, утром свадебного дня ими обыгрывали невесту и жениха: « У ворот березушка стояла», «Ой, чей-то конь по улице играя», «Ой, из поля, из чистого рой летит». На свадебном пиру песенницы стояли вдоль стен и исполняли величальные песни для каждого гостя за вознаграждение: «Виноград на горе растет», «Ходит голубь по столу», «Как по погребу боченочек катается» (для супружеских пар), « У утушки, у серенькой короткие ножки» (хозяйке), «Ходя Иван по двору» (богатому мужчине). По форме и музыкальной стилистике величальные песни близки хороводным (карагодным).
Корильные песни предназначались только свадебным чинам со стороны жениха и исполнялись обычно во время выкупа невесты. По словам народных исполнителей, ими обыгрывали свашку и дружка: «Приехала свашунька невежливая», «Не нашего казак полку».
Многие протяжные песни в селе на момент записи уже, к сожалению, не исполнялись, хотя коллективная память о них еще сохранялась. Были записаны протяжные песни сравнительно позднего стилевого пласта: «Отчего, соловейка, смутен-невесел», «Жавроненок в темном лесе», «На речке Самарушке», «По небу часты звездочки» и др.
Значительное место в репертуаре местных жителей занимают частушки и страдания. Их могли исполнять как сольно под гармонь или балалайку («Матаня», «Семеновна», «Барыня»), так и хором без инструментального сопровождения («Начинаю петь страданья», «Пува, пува»).
Инструментальные наигрыши записать не удалось, поскольку в селе не осталось исполнителей-инструменталистов. Однако известно, что здесь играли на пишшаках и калюках — духовых инструментах, сделанных из тростниковых растений, а также гармони и балалайке, изготовлявшихся мастерами.
В селе существует фольклорный ансамбль «Крестьянка», которым с 1990 года руководила Анна Корнеевна Малыхина (1928–2013). Ансамбль хорошо владеет традиционной исполнительской манерой и особыми певческими приемами — «киксами», «сбросами» (специфическими короткими выбросами голоса в другой, обычно — высокий регистр). Однако последними знатоками старинных свадебных и таночных песен были уже ушедшие из жизни песенницы: А.Т. Бражникова (1909 г. р.), П.С. Россохина (1917 г. р.), Ф.М. Бражникова (1918 г. р.) и др. В настоящее время ансамблем руководит Дешевых Анна Степановна (1936 г. р.).