Обряд колядования в южных районах Псковской области
Обряд колядования в южных районах Псковской области (Себежском, Невельском, Великолукском, Куньинском, Усвятском) с пением поздравительных песен-благопожеланий совершался в канун или в первый день Рождества. Следует отметить связи этой традиции с традициями соседней Белоруссии, тем более, что часть населения в Невельском и особенно в Себежском районе имеет белорусские корни, что выражается в особенностях языка.
В южных районах Псковской области распространены две разновидности обхода дворов — с пением рождественского тропаря (чаще всего в таких обходах участвовали дети, ходили «со звездой») и обход дворов с пением колядок, что является специфическим свойством данных традиций. В большинстве случаев колядовать ходили, начиная с рождественского вечера (часов в шесть-девять) и в течение всей ночи.
Слово «коляда» имеет в понимании местных жителей разные значения: это канун праздника (колядой здесь называют три кануна — рождественский, новогодний и крещенский); коляда — песня (с припевом «Коляда, Коляда! , Коляда-Моледа!»), которую поют во время рождественского обхода; в тексте песни Коляда — это мифологический персонаж (Коляда «ходит по дворам, собирает дары»). В песне Коляду от имени хозяйки каждого двора одаривают атрибутами женской одежды — наряжают ее. Хозяйки, к дворам которых подходят колядовщики, «дают» Коляде платок, рубашку, чулочки, «штанёнки», угощают её куском сала, мясом, «кишкой» (колбасой). Некоторые тексты содержат порицание скупых, жадных хозяек, которые ничего не дают Коляде.
Сюжеты с одариванием Коляды имеют наибольшее распространение. Магическое значение припева — это окликание мифологического персонажа, которого необходимо задобрить разными подарками, угощением. В другом варианте сюжета сама Коляда приходит «с решетом блинов, мехом пирогов». Записаны свидетельства о том, что местные жители представляют себе Коляду в образе женского персонажа.
В Себежском районе распространены варианты песенного сюжета «Терем хозяина» с описанием богатого хозяйского двора с тесовыми / «медяными» подворотнями, «защепочками-рыбьими щёчечками», с садом, в котором поют соловьи. Продолжением является сюжет «Поездка хозяина» — хозяин отправляется за покупками-дарами для своей семьи. В песне из деревни Горелово Себежского района содержится фрагмент сюжета, близкого к сказочному: хозяин роняет золотой перстень в воду, хозяйка нанимает рыболовщиков, те вылавливают «трёх окунцов», которым «цены-меры нету».
Сказочный сюжет «волк-помощник» присутствует в шуточной колядке-диалоге: «Что у тебя, волче, хвост косматый? — Я у пана был, покои мёл…».
Заканчиваются колядки обычным требованием дать угощение: «кишка с печи, колбаса с клети, бутылка с божницы, пирог с полицы».
На данной территории бытует несколько напевов колядок.
Колядовать ходили, в основном, женщины. В ритуале обхода дворов могли участвовать ряженые. Колядовщиков одаривали хлебом, пирогами, колбасой («кишкой»), салом, мясом. Хозяйки готовились к приходу колядовщиков, пекли пироги, делали домашние колбасы. Собрав угощение, участники обхода устраивали складчину.