Лирические песни Себежского и Невельского районов Псковской области
Лирические песни были зафиксированы повсеместно на территории южных районов Псковской области (Себежском, Невельском и других) и составляют одну из существенных частей традиционного песенного репертуара. Музыкально-типологические характеристики песен позволяют отнести их к раннему историко-стилевому слою фольклора.
В традициях Себежского и Невельского районов лирические песни имеют две основные формы бытования: песни, приуроченные к праздничным и обрядовым застольям (на толоках, крестинах, в праздники), и песни, связанные с исполнением на открытом пространстве (в поле, на горе) в период полевых работ. «Весенние», «летние», «толочные» песни звучали в основном по пути домой с поля (с сенокоса, жатвы) или из леса («с ягод»), а также в поле во время работы или отдыха.
Поэтическое содержание лирических песен довольно обширно. Основная тематика связана с выражением личных переживаний, жалоб, горя.
Местным своеобразием обладают сюжеты: «Як ишёл казак с бору» («молодец проклинает долю»), «Отец сына со двора согнал» («сёстры провожают брата»), «Не шум шумит, не зелёная дубровка» («жена провожает мужа»), «У мамки жила, курей не чула» (своя / чужая сторона, жалобы).
Ряд сюжетов был зафиксирован и в Себежском, и Невельском районах. Это лирические песни: «Соловей мой, соловей», «Не по морюшку лебёдушка плывёт», «Петух поет — я домой нейду», а также песни с балладными сюжетами: «Коло лесу солнце ходит» («брат в гостях у сестры»), «Под дубом-дубом ячмень молочу» («молодец пускает кудри по реке»), «При калине, при малине да два брата говорили» («нелюбая жена на корабле»), «Хорошему деревцу Бог листья не дал» («дочка-пташка»), «Берёза моя кудрявая» («муж-пьяница»).
На данной территории встречаются также сюжеты лирических песен, имеющие более широкое распространение в других традициях: «Цвели в поле цветочки», «Пойду с горя в чисто поле».
Главная ценность напевов заключена в выразительности мелодии и ритма, делающей интонирование песенного текста особенно выпуклым. Выдающиеся певицы исполняют песни насыщенным, объёмным звуком, украшая пение многочисленными микрораспевами и мелизмами.
В ряде песен прослеживается музыкально-стилевое родство с традиционными обрядовыми песнями: отчетливо проявляется трихордовая основа лада; строфа строится по принципу простого повтора музыкальной и текстовой фразы. Сходные условия бытования лирических песен летнего периода и обрядовых жанров отразились не только в закономерностях музыкального языка, общих для обрядовых и лирических песен, но и в характеристиках их звучания. Например, песня «Мальчик чёрный» (д. Дашково) была традиционно приурочена к Иванову дню, и в её звучании прослеживаются особенности, свойственные иванским обрядовым песням: специфический тембр, протяжённые заключительные тоны.
Современное состояние: не выявлено.