В южнорусском регионе в комплекс традиционной одежды замужних женщин входят рубаха, понёва, завеска (фартук от талии), подпояска, головной убор (сорока или шлычка). Главный отличительный компонент южнорусского комплекса — понёва.  

Понёва — род домотканой шерстяной юбки из нескольких полотнищ в клетку или полоску, распашной (то есть незашитой) или глухой. Понёва — очень древний вид поясной одежды. Археологические раскопки в славянских курганах Х — ХIII веков в Московской, Калужской, Смоленской областях обнаружили фрагменты древних понёвных тканей. По декоративно-художественному оформлению понёвы разных местностей значительно различаются между собой, но есть и общие черты: понёва состоит из нескольких прямоугольных кусков черной ткани в клетку, составленную цветными нитями. 

В каждой локальной традиции складывались свои виды декорирования понёв. Особенно ярким узнаваемым декором отличаются понёвы на территории воронежско-белгородского пограничья (фото 01). Они распространены в русских селах Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов и прилегающих селах Новоосколького района Белгородской области, а также Острогожского, частично — Репьевского и Каменского районов Воронежской области. Следует отметить, что внутри этой достаточно большой территории в некоторых селах в качестве основной женской поясной одежды бытует полосатая юбка.

Понёвы воронежско-белгородского пограничья относятся к типу глухой поневы (сшитой в виде юбки).  

Для изготовления поневы использовали домотканое полотно из овечьей шерсти — волосени (так называли чёсаную, а не стриженую шерсть), ткали способом полотняного переплетения. Как правило, на понёву уходило три полотнища шириной 44-49 см (очень редко — 4 полотнища), вытканные в клетку размером 4,5 — 5,5 см и с цветными полосами для последующего ручного вышивания (фото 03). Места соединения полотнищ декорировались вышивкой ковровым настилом снизу доверху и назывались свозкой. Самая богатая вышивка делалась на задней части (фото 01, 02, 05). Спереди (слева) полотнища соединялись прошвой — более мягким полотном без клетки такой же ширины, как и основные полотнища (фото 04). На талии понёва собиралась в сборку и завязывалась крученым или плетеным шнурком, который называли гáшником.

Для вышивки закупали шерстяные цветные нити фабричного производства — шлёнку — мягкую шерсть из овцы особой шлёнской породы, завезенной в Россию еще Петром I.  Для декорирования будничных понёв использовали жичку — отбеленную шерсть домашнего крашения (фото 06).

По размеру клетки, по цвету полос и полотнищ можно определить: из какого села эта понёва, к какому семейному роду она относится. Праздничный статус поневы определяется вышивкой, при этом имеют значение орнамент, способ наложения нитей, цветовая гамма. По характеру декорирования выделяются следующие местные разновидности понев:

· «бирюченская», распространенная на территории Алексеевского района Белгородской области — бывшего Бирюченского уезда Воронежской области (фото 01, 04, 05);

· «верхососенская», которая изготавливалась в селах западной части Красногвардейского района Белгородской области, вокруг села Верхососна (фото 02);

· «коротоякская», характерная для территории вокруг села Коротояк Острогожского района Воронежской области, в пределах бывшего Коротоякского уезда (фото 10).

Бирюченская понёва. Главный ее признак — наборная вышивка ковровым настилом по подолу и полотнищам яркими, преимущественно красными нитями. Техника вышивания — набор, поэтому вышитые понёвы называют в народе наборными.

Существуют местные названия разных видов понёв, различающихся по технике наложения нитей (фото 07):

· колодовая — в ней нити вышивки накладываются плотно с длиной стежка примерно в 1 см, с наклоном под углом в 45 градусов то вправо, то влево (при этом образуются чередующиеся ряды); такая понёва считается наиболее богатой, праздничной;

· сосною — представляет собой как бы укрупненный колодовый рисунок; ширина полосы с одним наклоном — до 5 см (фото 09);

· косина — нити на широких полосах вышивки всегда наклонены только в одну сторону;

· рябка — с неплотными рядами вышивки, сквозь которые видны просветы черной основы понёвной ткани; такая техника использовалась для повседневных понёв.

По композиции коврового настила на полотнищах понёвы сверху донизу вышивка в разных селах различается по так называемым пальчикам — поперечным вставкам темно-синего, зеленого, желтого цветов:

· в один пальчик — чаще всего встречается в селах Афанасьевка, Камызино, Веретенниково, Ураково, Новоуколово, Камызино;

· в три пальчика — в селах Иловка, Подсереднее, реже в селах Глуховка, Нижняя Покровка (фото 05);

· вся на бели (пальчиками только из белых нитей) — наибольшее количество зафиксировано в селах Большебыково, Большое, Боровое, Хмелевое, Верхняя Покровка.

Место соединения двух полотнищ сзади называется свозкой, при декорировании здесь образуются цветные вертикальные полосы, которые в народе тоже получили название пальчики, по их числу определяется степень праздничности понёвы: свозка в один пальчик или в два пальчика указывает на повседневную или расхожую поневу, в 3-5 пальчиков — на различную степень праздничности. Между пальчиками нередко вышивалась зигзагообразная линия — зубчики, поэтому иногда свозку называли не по количеству пальчиков, а по числу зубчиков. Например, свозку можно назвать в четыре пальчика или в три зубчика (фото 06, 09).

Главным признаком обрядовой функции понёвы является вышивка по подолу, её народное название — подшивка, а у специалистов по традиционной одежде она нередко называется окладом. Народные названия подшивки:

· подшивка в два круга — для годовых праздников и свадьбы (фото 05);

· подшивка в один круг — для праздничных и воскресных понёв;

· в четыре глаза — для праздничных понёв (фото 06, 09);

· в глазок — для будничных понёв;

· в столбик — для воскресных и будничных понёв;

· половина столбика — для воскресных и будничных понёв, 

· без подшивки или с очень узкой вышивкой (в 5 ниток, в 10 ниток, в 15 ниток) — для повседневных понёв.

Орнаменты подшивки символизируют магическое заклинание, обращенное к земле, поскольку используют наиболее древние орнаменты, имеющие индоевропейское происхождение. Это меандр, ромб — фигуры, для которых существует одно общее название: глазок.

Самые праздничные понёвы декорировались древнейшим индоевропейским орнаментом — меандром. Многие ученые в частности, археолог и историк академик Б. Рыбаков, утверждают, что этот знак появился в 5-4 тысячелетии до нашей эры и перешел к земледельческим народам от их предшественников скотоводов и охотников со значением блага, изобилия, плодовитости. Орнамент в виде поставленного на угол квадрата, рассеченного на 4 части — это идеограмма вспаханного или засеянного поля (фото 06, 09), местное название — в четыре глаза.  Можно предположить, что эти знаки являются символами плодородия. Не случайно местные жители говорят, что понёвы с глазками должна надевать на себя новобрачная на свадьбе.

Довольно часто на понёвах встречается другой символ плодородия — вертикальный зигзаг, имитирующий движение дождевой воды. Такие орнаменты называются столбик (для монохромной вышивки) или цветной столбик (если вышивка полихромная).

Тип бирюченской поневы с набором был распространен в селах Белгородской области: Афанасьевка, Иловка, Подсереднее, Глуховка, Березки, Хлевище Алексеевского района;  Прудки, Сорокино, Нижняя и Верхняя Покровка, Большебыково, Большое, казацкое, Стрелецкое, Малобыково Красногвардейского района; Ураково, Веретенниково, Камызино, Хмелевое, Сетище, Расховец, Польниково, Готовье, Круглое, Красное, Новоуколово Красненского района, Боровое Новооскольского района, а также в селах Воронежской области: Русская Тростянка,  Шубное Острогожского района,  Татарино Каменского района. Экспедиционные записи свидетельствуют о том, что понёва с набором существовала и в селе Россошь Репьевского района, но была вытеснена юбкой уже в начале ХХ века. Понёва в селе Россошь использовалась в ХХ веке только в качестве обрядовой одежды для ряженых в дедов (умерших предков) на Троицком народном гулянии.

Верхососенская понёва отличалась техникой наложения нитей: в ковровом настиле по полотнищам образовывались петельки (фото 02). Это основной (но не единственный) тип женской поясной одежды в селах Верхососна, Гредякино, Раздорное, Завальское, Остроухово, Подгорское Красногвардейского района Белгородской области.

Коротоякская понёва отличается тем, что она имеет крупные складки, а вертикальные полосы вышивки ковровым настилом значительно более узкие и располагаются по складкам (фото 10). Этот вид декорирования понёвы распространен на восточной периферии воронежско-белгородского пограничья в селах Острогожского района.

С ранних лет девочки готовили себе в качестве приданого рубахи и понёвы, которых у каждой должно было быть к свадьбе не менее двенадцати. Как правило, праздничные понёвы берегли и не успевали износить за жизнь, поэтому они передавались по наследству. К сожалению, в ХХ веке в некоторых семьях понёвы распарывали, убирали прошву и использовали в качестве покрывала, подстилки, коврика на стену.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна