Творческое наследие берестянщика Александра Владимировича Шутихина из города Котлас Архангельской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский

Огромное место в жизни русского человека занимает береста. Она сопровождает человека на протяжении всей его жизни — от рождения и до последних дней. Из бересты делали погремушки-шаркунки, люльки, лапти, шляпы. Из нее плели различную берестяную утварь: корзины, туеса, дорожные солонки, футляры для точила, поплавки для рыбной ловли, лодки-берестянки, коробочки для женских украшений. Часто всё это украшалось резьбой, росписью или теснением. Пластами бересты прокладывали потолочные матицы и нижние венцы сруба, чтобы уберечь избу от сырости и гниения, да тепла в доме добавить.

Занимались берестяным ремеслом по большей части зимой и весной, в свободное от сельскохозяйственных забот время. Самым распространенным предметом берестяного промысла в Архангельской области были туеса. Это заимствование из языка коми и происходит от слова той, что значит береста.

Архангельская область славиться своими мастерами. До настоящего времени во многих деревнях региона работают мастера, соблюдающие старинные традиции и работающие в рамках традиционных технологий. Появился и целый ряд подлинно выдающихся мастеров, заслуживших на выставках-конкурсах различного ранга подлинное признание профессионального сообщества. Одним из них является народный мастер России Александр Владимирович Шутихин. Он родился в 1961 году в городе Котласе. Там же закончил школу, отслужил в армии, работал строителем, штукатуром, сантехником и т. д. В 1991 году, он начал работать с берестой. Александр вместе со своей женой Мариной Хохлиной, которая занимается мезенской росписью, стал изготавливать сувениры на продажу, но потом решил, что пора серьезнее заняться самообучением. Сначала он изучал старые работы в музеях, затем учиться у старых мастеров, таких как Н.В. Шутихин из деревни Бушманиха Кировской области, К.А. Беляков из города Красноборска Архангельской области, А.М. Вершинин со станции Пинюг Кировской области, Б.И. Попов из города Котласа и т. д.

Первую мастерскую он создал в деревне Бушманиха, где был дом его деда. Местность, в которой находится эта деревня, до 1918 года относилась к Вологодской губернии, потом, до 1927 года была приписана к Северо-Двинской губернии и вплоть до 1941 года входила в Архангельскую область, а с 1941 и по настоящее время входит в состав Кировской области. Именно сюда более 400 лет назад приехали предки Шутихина.

Александр оборудовал в доме деда мастерскую в и более тридцати лет занимается берестяным ремеслом. Шутихин вывел для себя три правила: работать по традиции; любить материал; жить там, где он есть. Затем он начал работать ближе к дому и создал проект «Мастерская Александра Шутихина “Северная береста” в деревне Студениха Котласского района».

В способах заготовки бересты, обработки материала Александр использует традиционные приёмы. Ему свойственны профессионализм и понимание народных традиций.

Для изготовления берестяных изделий мастер использует традиционные инструменты: сочалка, нож-косяк, ножницы, щемильцы, кочедыг. Сочалка — это корень или ветка дерева, заточенная под двумя углами. Используется она для снятия бересты. Ножи-косяки представляют собой стальное полотно с разным углом скоса. Резать бересту таким ножом можно как носком, так и пяткой инструмента. В настоящее время мастера используют обычные ножницы, а раньше делали специальные кованные, с большими кольцами-ручками. Кочедыг — это плоское шило с крючкообразным изгибом.

Рабочее место представляет собой низенькую скамейку, стол с инструментами и емкость с водой. При такой посадке мастер может прижимать заготовку и к колену, и к краю стола, а также держать ее между коленями, оставляя больше свободы и маневренности рукам.

В Архангельской области существовало несколько способов изготовления берестяных изделий. Самые примитивные и самые древние вещи делались из пластовой бересты. С березы снимается цельный пласт бересты, складывается с помощью надрезов по углам и прошивается корнем или тонкой полоской бересты. Изготовленные таким способом плоские коробочки назывались полотухами.  Их мастер мог сделать прямо в лесу или поле и сразу же пустить в дело: положить в неё собранные ягоды, зачерпнуть воды из реки и т. д.

Другой способ изготовления предметов из бересты — это собственно плетение. В зависимости от изделия мастер готовил берестяные ленты шириной от 5 мм до 6–7 см и прямым или косым плетением выплетал самые различные предметы. Размер плетеных изделий был самым разным — от солонок, размером с куриное яйцо до больших сундуков. Корзинки, лукошки, пестери (большие заплечные сумки) выплетались в больших количествах. Плели из бересты и обувь — различные лапти, ступни, башмаки. В оттепель спасали берестяные галоши, надетые на катанки (валенки).

Однако для изготовления туесов использовался еще один способ. Именно его и применяет Александр Шутихин.

Раньше в каждом крестьянском доме были туеса. В разных местах они назывались по-разному: баклага, порочка, бурак или бурачок. Это удобная, простая в обиходе утварь. Если стеклянную или металлическую посуду надо было покупать, то туес с разной степенью мастерства мог сделать каждый. Были они разных размеров и имели разное назначение. Туес, как правило, герметичен. В него можно налить воды или молока, и не бояться, что всё вытечет. По своему строению он напоминает термос и состоит из двух частей, двух цилиндров разного размера, вставленных один в другой. Соединяются они деревянными дном и крышкой. Внутренний цилиндр называется сколотень, а наружный — рубашка. Между ними образуется воздушная прослойка, которая помогает регулировать температуру. Не случайно крестьяне, уходя в поле, брали с собой берестяные туески — в любую жару питьё в них всегда оставалось холодным. Туеса использовали и под сыпучие продукты. В них хранили съестные припасы, солили грибы и квасили капусту, ягоды, соления, мёд.

Мастеров по изготовлению туесов называли бурачниками, а промысел бурачным. Сейчас чаще используется другое, более понятное название — берестянщик.

Процесс изготовления туесов многоэтапен.

Сначала идет заготовка бересты. Важно правильно выбрать время и место. Умение заготовить материал — большое искусство. Самую хорошую бересту Шутихин заготавливает во время, когда молодые березовые листочки набрали силу. Старые мастера говорили о том, что знаком для начала заготовления бересты является цветение шиповника. Обычно это начало или середина июня (в зависимости от погоды). Заготовка идет две-три недели, в течение которых береста еще мягкая, похожа на кожу и имеет свойство растягиваться.

Мастер заготавливает целые кольца из бересты, которые называются сколотнями. Заготовка сколотней очень трудоемкий процесс. Он сложнее, чем заготовка бересты пластами или лентами. Нужно отыскать в лесу ровное, прямое, без сучков дерево, которое срубается. Затем береза распиливается на чурбачки, после чего делается разметка кольцевыми разрезами ножа. Первый сколотень снимается чулком от вершины, он самый маленький. Чтобы он легче снялся, между слоем бересты и стволом дерева вставляется прут или металлический стержень. Именно им и отделяют бересту от ствола. Мастер проводит стержнем по всей окружности ствола. Затем сколотень подкручивающими движениями снимается со ствола и из него достаётся слой темной коры. Сразу после этого полученная заготовка изнутри протирается сухой тряпкой — необходимо удалить остатки березового сока, который при высыхании оставляет темные пятна на бересте. После того, как все сколотни сняты, их вставляют один в другой, нанизывают на веревку и выносят из леса. Заготовленная береста может храниться в защищенном от осадков месте очень долго, со временем меняя золотистый цвет на более темный. Вложенные друг в друга заготовки ставят или подвешивают. Хороший мастер снимает с одного дерева по 20-30 сколотней. Именно из них делают туеса, которые служат в хозяйстве не менее 20 лет.

Для изготовления туеса нужны сколотень и пластина бересты. Сколотень идет на внутреннюю часть туеса, а из пластины делается наружная часть — рубашка. Сколотень должен быть без дефектов, с выровненными ножом верхней и нижней кромками. Рубашка по высоте должна быть короче сколотня на 3 см с каждой стороны. А ее объем должен быть больше объема внутренней части, поэтому бересту с нахлестом.

Существует два способа соединения рубашки в цилиндр. В первом случае на одной стороне рубашки делаются пробойником отверстия, пластина бересты примеряется к сколотню, а затем отверстия делаются с другой стороны и рубашка прошивается корнем. Другой вариант соединения рубашки в цилиндр — это сведение в замок, который имеет форму стрелы или волны. Помимо технической задачи — соединение наружной рубашки под объем сколотня — замок играет и декоративную роль (служит украшением туеса). Чтобы соединить два слоя бересты сколотень и обернутую вокруг него рубашку, выступающие края сколотня со стороны донышка и крышки распаривали горячей водой. Мягкую, распаренную бересту со сколотня отгибали на рубашку, прокладывая внутри ивовый прутик или ветку.

Донышко и крышка делались из липовой, дубовой или сосновой дощечки. Для донышка из сухой доски вырезали круг, диаметром на 2-3 мм больше диаметра заготовки туеса, потому что оно должно плотно войти в сколотень. Затем заготовку опять опускали в горячую воду на несколько секунд и руками растягивали край под донышко. После чего мастер быстро вставлял его, пока береста была податлива. По мере высыхания береста плотно обожимала деревянное дно. Крышка, также как и донышко, делается из доски. Сначала на заготовке крышки нужно было разметить ручку. Стамеской делались сквозные отверстия. На внутренней стороне — по шире, на внешней — по уже. Ручка вырезалась из пластовой бересты. Полоска складывалась и вставлялась в отверстие. С внутренней стороны крышки в прорезь вставляется кусочек бересты, который служит расклинком для ручки. Изготовление крышки — операция достаточно трудоёмкая.

Туеса у Шутихина могут быть украшены росписью или тиснением. Роспись делается по готовому туеску, а тиснение наносится на ещё не сшитую рубашку. Для тиснения необходимы специальные штампы, так называемые чеканы. В старину их делали из твердых пород деревьев мастера сами для себя. Они вырезали различные рисунки: звездочки, ромбы, квадраты, волнистые линии. Позже стали пользоваться металлическими чеканами. Тиснение — операция ответственная, потому что нанесенный отпечаток исправить нельзя. Предварительно на бересте ничего не рисуется, и мастер набивает сюжет различными чеканами импровизационно. Чекан ставится на бересту, и при ударении по нему молотком на бересте отпечатывается рисунок.

Мастер применяет довольно интересную тонировку своих изделий, используя прозрачный краситель, который придаёт бересте красноватый или зеленоватый оттенок. Этот оттенок не заслоняет естественной фактуры материала, но подчёркивает тиснение. В углублениях цвет красителя темнее. Подобная тонировка хорошо сочетается с естественным цветом бересты, который Шутихин оставляет на поясках. Некоторые из работ Александра Владимировича покрыты мезенской росписью, которую делает жена мастера Марина Хохлина.

А.В. Шутихин участник многих художественных многочисленных выставок и ярмарок в Котласе, Архангельске, Лузе, Волгограде, Лальске, Шенкурске, Вельске, Великом Устюге, Москве, Таганроге, Красноборске, Салехарде, Вологде и других городах. Его работы есть в коллекциях Государственного Русского музея, Архангельского областного краеведческого музея, Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», Соловецкого государственного музея — заповедника, Вологодского государственного музея-заповедника, Кировского музея изобразительных искусств им. Васнецовых и многих других. А.В. Шутихин имеет и свою этнографическую коллекцию берестяных изделий, которую собрал во время своих экспедиций по Русскому Северу.

У А.В. Шутихина активная жизненная позиция.  Он автор проекта «Берестяной промысел юга Северо-Двинского региона. Возрождение, сохранение и развитие» (1997–1999 годы), ведущий автор Интернет-проекта «Северная береста. История берестяных ремёсел», автор выставочного проекта «Береста на века» в Государственном Дарвиновском музее (15 декабря 2016 — 12 марта 2017 год). Он участник ряда проектов, связанных с изготовлением берестяных лодок, таких как «Берещаный каюк», «Первобытное мореплавание: реконструкция маршрутов и средств передвижения в западной части Белого моря в эпохи камня, раннего метала и Средневековья», «Реконструкция средневекового пути «Кенский волок» и водно-волокового судна — «берестяной каюк» и т. д.

Единственная проблема мастера, это отсутствие у него учеников, хотя он проводит мастер-классы для всех желающих. Он был руководителем творческой лаборатории мастеров по традиционной обработке бересты в г. Сыктывкаре, ведущим семинара по традиционной обработке бересты в Доме ремёсел г. Петрозаводска, участником международного проекта «Сила творчества» и др.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна