Праздник Вознесения в селе Владычное Пошехонского района Ярославской области
В селе Владычное Пошехонского района Ярославской области с праздником Вознесения Господня некогда был связан обширный круг обрядовых действий и мифологических представлений, частично сохранившихся и в наши дни.
Православная Церковь празднует Вознесение в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Воскресения Иисуса Христа. Как и Пасха, Вознесение относится к кругу передвижных праздников, не имеющих определенной даты в календаре. Это один из больших (двунадесятых) православных праздников. Согласно церковному преданию, на 40-й день после воскресения Иисус Христос вывел учеников из Иерусалима на гору Елеонскую, подняв руки, благословил их, а затем стал отделяться от земли и на их глазах подниматься в небо. Иисус Христос «вознесся в небо», окончательно завершив свое служение Спасителя — Мессии на земле.
Этот день в Пошехонье, как и во многих других регионах России, служил границей между пасхальным (ранневесенним) и троицким (поздневесенним) периодами народного календаря. В этот день в последний раз произносили пасхальное приветствие «Христос воскресе!» и пели пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых».
Церковные традиции нашли своеобразное отражение в народной традиционной культуре, в обрядовых действиях этого дня.
В этот день совершались различные действия, целью которых было «помочь Христу на небо подняться». В селе Владычном пекли особое обрядовое печенье — лесенки. Большую их часть употребляли в пищу, а одну лесенку ставили на окно, «чтоб Христос на небо взошел». Иногда лесенками кормили скот, чтобы лучше рос и не болел, а также ставили в поле, чтобы лучше росли зерновые культуры.
На Вознесение совершались обходы полей, на которых к этому дню подрастали хлеба: женщины и девушки «в поле с песнями ходили». Мужчин в поле не брали, причем подчеркивается, что женщины старались уйти в поле незаметно. По деревне они шли либо в молчании, без пения, так как считали, что песнями могут привлечь мужчин, стариков и детей, которым не полагалось ходить в этот день в поле. Считалось, что появление на поле мужчины приведет к плохому урожаю, а дети и старики, пришедшие на поле, станут причиной полной гибели урожая.
Согласно правилам, установленным традицией, в обходе полей могли участвовать только женщины и девушки фертильного (детородного) возраста, так как обрядовые действия этого дня имели продуцирующую силу. Группа обходила засеянные поля, а затем где-нибудь рядом устраивалась складчина, совместная трапеза всех участников обхода. Основным блюдом была яичница. Перед выходом в поле несколько участниц обряда с иконой Вознесения Господня обходили дома и собирали «на яишню». Яичницу делали из яиц, сала и молока. Ее жарили на костре в глубокой сковороде или миске. По консистенции она скорее напоминала омлет.
Женщины обходили поле и лишь затем приступали к еде. Считалось, что каждая участница этой трапезы должна съесть по ложке яишни. Иногда совершался обход кромки поля с яичницей, что должно было защитить поле от колдунов. Оставшиеся куски яичницы кидали в рожь через голову. Считалось, что чем выше женщины будут кидать еду, тем лучше и выше уродится рожь. Верили, что данное действие способствует дружному росту зерновых и наиболее удачной для жатвы высоте колосьев.
Способствовало росту ржи и кидание в поле ложек, которыми ели яишню. Съев свой кусок обрядового блюда, каждая девушка должна была кинуть свою ложку как можно выше, «чтобы рожь была высока».
Для этой же цели в поле приносили обрядовое печенье — лесенки — и втыкали их в посевы. Верили, что когда Иисус Христос будет подниматься по лесенке на небо, то он потянет за собой рожь и та вырастит высокой и густой. Пожилые женщины помнят, что раньше в поле брали нескольких девочек, у которых были густые волосы. В поле девочек тянули за косы, чтобы рожь была густая и с тяжелыми, полными зерна, колосьями.
Обязательным элементом обрядового хождения «в поля» было катание или кувыркание по земле. Девушки и женщины, съев яичницу и разбросав куски по полю, начинали кататься по озимым всходам, приговаривая «Расти рожь к овину». Сведения об этом обычае в Пошехонье в начале ХХ века записал А.В. Балов, отметив, что девушки в Вознесение катаются потраве, приговаривая: «Расти трава — к лесу, // А рожь — к овину». А. Преображенский в соседнем Моложском уезде записал другой вариант этого приговора: «Рожь к овину, а метла (трава) к лесу».
В поле во время кидания в рожь ложек совершались также гадания о будущем урожае. Участницы обряда пытались найти в посевах свою ложку. Если ложка была видна, то полагали, что рожь будет редкой, а будущий урожай — плохим. Если же ложку не было видно в «зеленях», то это считалось верным признаком богатого урожая.
Так же девушки во Владычном гадали о женихах, на этот раз ложка становилась знаком их будущей судьбы: если ложна находилась, то верили, что девушка скоро выйдет замуж, а если нет, то останется в девках. Существовало и противоположное толкование: ненайденная ложка предвещает скорое замужество. Гадая с ложками, определяли и направление, откуда приедут сваты. Бросив ложку, ее искали, а затем смотрели, в какую сторону указывает черенок. Верили, что именно там живет суженый.
Помимо аграрного характера праздник Вознесения в Пошехонье несет в себе черты поминального дня, в который было принято ходить на могилы и поминать родственников яичницей, а иногда и блинами Часть еды оставляли на могилах, чтобы «птички божьи родителев помянули».
Некоторые рассказчицы вспомнили, что в детстве они видели, как их родственники гадали о своей посмертной судьбе с помощью лесенок. Для этого их бросали с крыльца дома или церкви рано утром. Лесенки делают обязательно с семью перекладинками, которые символизируют семь небес Апокалипсиса. Считалось, что отколовшаяся ступенька лесенки указывает на то, на каком небе окажется гадающий после смерти.
С праздником Вознесения в Пошехонье был связан ряд суеверных представлений и запретов. Так, накануне Вознесения с вечера мели дворы, выметая весь сор, чтоб чисто было. Это было связано с тем, что Христос «последний день по земле ходит».
Согласно поверьям, родившиеся в этот день имеют счастливую судьбу и их всю жизнь сопровождает удача. Про умершего в этот день говорили, что он обязательно попадет в рай, так как на Вознесенье умирают только безгрешные люди.
В этот день полагалось подавать милостыню нищим, потому что в облике нищего по земле ходит Христос.
Во Владычном существовал целый ряд запретов, приуроченных к этому дню. Так, на Вознесение, до обеда, пока служба в церкви идет, нельзя работать. Полагали, что работа во время обедни является тяжелым грехом, за который Бог тяжко накажет. В этот день не пекли хлеб, потому что это могло привести не только к тому, что хлеб сгорит или, напротив, не пропечется, но и вызвать пожар. Особенно осторожными должны быть беременные женщины. Все, что беременная сделает в Вознесенье, окажется напрасным, не даст результатов, а ребенок, чья мать работает в Вознесенье родится больным.
Таким образом, бóльшая часть суеверных представлений и обрядовых действий, связанных в Пошехонье с праздником Вознесения, направлена на обеспечение будущего урожая ржи. Помимо этого, прослеживаются и иные глубинные смыслы совершаемых действий, свидетельствующие об отношении к этому дню как к «опасной» точке народного календаря, когда граница между «этим» и «иным» мирами становится проницаемой, и люди могут узнать некоторые события своей будущей земной и посмертной жизни.