Традиционные технологии в кузнечном ремесле Селивановского района Владимирской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: русский, говор — среднерусский
Кузнецы в Селивановском районе, как и во многих других владимирских селах, всегда были в большом почете. Они играли большую роль в сельском быту, без них в крестьянском хозяйстве было не обойтись. Они изготавливали сельскохозяйственный инвентарь, используемый во время косьбы, сева и уборки, необходимую утварь для содержания скота и коней, которые были так важны в земледельческом хозяйстве. Кузнецы делали и различные инструменты, необходимые для традиционных ремесел. Наконец, они создавали и работы художественного характера, участвовали в оформлении строившихся сельских храмов, общественных и больших хозяйственных построек.
Интересно и совершенно по своему исполнению все то, что создали местные кузнецы, например, при украшении нового храма Владимирской Божией Матери в селе Тучково. Он был построен в 70-е годы XIX века на месте деревянной церкви XVII века. Желание создать постройку более масштабную и богатую, но сохраняющую при этом связь с местной владимиро-суздальской архитектурной традицией, определило выбор не только строительного образца, но и определенных эталонов декоративно-прикладного искусства. Наверное, неслучайно предметы церковной утвари, решетки на окнах этого храма, кованые напольные плиты при входе в него сделаны в духе памятников XVII века. Особенно красивы в тучковском храме кованые подсвечники и паникадила, отличающиеся совершенством кузнечного мастерства.
О том, что в кузнечном деле селивановские мастера преуспевали, работая в разных направлениях, свидетельствуют и памятники, которые создавались для здешних кладбищ. Прежде всего, это, конечно, кованые кресты, завершавшие собой каменные надгробия, а также фигурные могильные решетки. К сожалению, и те и другие почти не сохранились, поскольку их целенаправленно уничтожали. Однако и то, что дошло до нашего времени в единичных образцах и во фрагментах, удивляют своим мастерством.
Сохранилась, к примеру, оригинальная по замыслу и художественному исполнению кованая ограда на одной из могил кладбища в деревне Курково, которую вполне можно считать характерным образцом решетки конца XIX — начала XX века, выполненной в стиле модерн.
Крест — неотъемлемая часть любого надгробного памятника во все периоды русской истории, вплоть до начала XX века. Он является одновременно и символом Страстей Христовых, напоминающим о той жертве, которая была принесена во искупление грехов человеческих, и вместе с тем символом его Воскрешения и Вечной жизни, которая ждет человека в Царствии Божьем. Крест на могиле умершего мог быть и отдельно стоящим (из дерева, камня или металла), и начертанным на плите погребальной стелы или каменного голбца, напоминающего придорожные кресты и часовни с иконой Спасителя, Богородицы или Николая Угодника.
Фрагменты сохранившихся старых чугунных крестов на местных кладбищах немногочисленны. Высоким художественным качеством отличается, например, обломок чугунного креста, стоящий на низком чугунном постаменте на одной из заброшенных могил в селе Тучково. Когда-то, видимо на рубеже XIX и XX веков, это был равносторонний крест на чьей-то известной могиле. Его поверхность причудливо покрыта сложным плетением из крупных растительных элементов, выполненных в очень высоком рельефе.
Еще один интересный памятник на кладбище в селе Тучково имеет скульптурное завершение — литое чугунное изображение плакальщицы, скорбящей женской фигуры в длинных складчатых одеждах. Она помещена на высоком постаменте и сопровождается эпитафией, начертанной с левой его стороны. На этом же могильном участке есть еще одно надгробие. Это постамент из розового гранита в виде тумбы, на котором был укреплен, по-видимому, высокий чугунный крест. Имена умерших ни на одном из памятников, относящихся к концу XIX — началу XX века, к сожалению, не сохранились.
Большие трудности, которые кузнечное ремесло испытывало в первой половине XX века, объяснялись главным образом тем, что оно сохраняло лишь функциональную сферу применения. Возрождение кузнечного дела началось только в 1970–80-е годы, когда стали проводиться первые эксперименты по восстановлению старых ремесел и по возвращению разных видов обработки металлов и забытых технологий. Этот процесс продолжается в разных местах и в наше время.
Наверное, нельзя утверждать, что селивановские мастера, работающие с металлом, добились очень ярких результатов. Однако интерес к их произведениям и используемым ими технологиям возвращается.
Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна