Традиция мужского пения села Большебыково Красногвардейского района Белгородской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
До XVII века междуречье правых притоков Дона Потудани и Тихой Сосны, где расположено село Большебыково, было мало заселено, так как эта территория подвергалась частым набегам крымских и ногайских татар. После строительства оборонительной линии — Белгородской черты — и городов-крепостей в период с 1637 по 1652 год эти земли постепенно стали заселяться воинами, которые несли сторожевую службу, и их потомками. Так в середине 1650-х годов бывшие служилые люди из города-крепости Верхососенск основали село Быково (название Большебыково село получило значительно позже, уже при Советской власти, так как при очередном районировании оказалось два села Быково в одном уезде). До 1954 года село входило в зону административного управления Воронежа (уезда, губернии, провинции, области), а затем перешло в Белгородскую область.

Большебыковская песенная традиция, как и повсюду на юге России, испытала явное влияние мужского начала, поскольку и складывалась она первоначально в среде воинов-мужчин. Собственно строевых и солдатских песен сохранилось немного — «Во городе, во Рязани барабаны били» «Из-за гор-горы едут мазуры», «Из-за леса копия мечей». Все они маршеобразны, четырехдольны, с энергичными квартовыми интонациями, пунктирным ритмом. Безусловно, их появление никак нельзя отнести к XVII веку, это образцы достаточно позднего стиля.

Мужское начало ощутимо проявляется в других жанрах, которые были актуальны в момент формирования традиции и в которых она и выкристаллизовалась в единый стиль. Это протяжные и хороводные песни. Сегодня эти песни известны преимущественно в женском или смешанном исполнении, но складывались они именно в мужской среде. Так, протяжные песни сохраняют подчеркнутую четырехдольность в хоровых подхватах (сольные запевы более сложны, индивидуализированы). В исполнительской манере сохранилась как подражание мужскому пению преувеличенно сильная подача голоса при звукоизвлечении, насыщенное вибрато в звуковедении. При этом стоит отметить, что женские голоса в сугубо женском репертуаре — в песнях календарной приуроченности и свадебных песнях — звучат совершенно по-другому.

В селе Большебыково сложилась яркая песенная традиция, которая сохранялась и поддерживалась в больших семьях, а с их распадом в 50-е годы XX века функцию хранителя песенного наследия взял на себя фольклорный ансамбль при клубе. В творческой жизни коллектива участвовали и мужчины, которые пели как вместе с женщинами, так и отдельно — мужским составом. Лидером и запевалой был Михаил Акимович Щербинин (1930–1993) — тракторист, пахарь, одаренный от природы ярким голосом и его природной постановкой, великолепным слухом и прекрасной музыкальной памятью, а еще и артистической харизмой, добрым нравом, оптимизмом, страстной любовью к старинным песням. Другие постоянные участники мужского ансамбля –Митрофан Яковлевич Щербинин (1931 г. р.), Василий Иванович Толмачев (1930 г. р.), Павел Дмитриевич Япринцев (1931 г. р.), Григорий Николаевич Юдин (1939 г. р.).

Клубный ансамбль имел оглушительный успех на любом концерте, выступал ли он полным, смешанным составом или отдельно мужской группой, выходил ли на сцену один М.А. Щербинин и пел сольно. География выступлений коллектива невероятно обширна: его хорошо знали и в России — в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Архангельске, Воронеже, Белгороде, и за рубежом — в Польше, Югославии, Германии. Аудиозаписи ансамбля опубликованы на пяти виниловых пластинках и CD, на четырех из которых представлены песни в мужском исполнении: «Поют народные исполнители села Большебыково и Шелаево Белгородской области» (1977), «Горы Прибайкальские» (1981), «Музыка южной России» (1989), «Tam Letal Pavlin» («Там летал павлин», 1991).

Стержнем, камертоном мужского ансамбля был голос Михаила Акимовича Щербинина. В 1985 году ему было присвоено почетное звание Заслуженный работник культуры РСФСР. В том же году Центральной студией документальных фильмов о Щербинине был снят документальный фильм «Песни Пахаря» (режиссер П.В. Русанов, автор сценария — белгородский журналист Н.Ф. Ряполов). Ансамбль был представлен зрителям еще в четырех документальных фильмах, рассказывающих о традиционной культуре и быте сел воронежско-белгородского пограничья: «Песни над Тихой Сосной» (режиссер П.В. Русанов, консультант В.М. Щуров. 1981); «Скучное время, пройди поскорей» (режиссер А.С. Киселев, автор сценария Н.Ф. Ряполов. 1988); «Вселиственный венок» (режиссер и автор сценария Н.Ф. Ряполов. 1991); «Мать сыра земля» (режиссер и автор сценария Н.Ф. Ряполов. 2003). После ухода из коллектива М.А. Щербинина мужской ансамбль еще продолжал выступать, но звучал уже не столь ярко и уверенно. В настоящее же время поющих мужчин в селе не осталось.

Репертуар мужского ансамбля составили преимущественно лирические протяжные песни, в первую очередь те, которые поются от лица мужчин: «Мы пойдем с тобой, Машутка, во зеленый сад гулять», «Где она живет, моя разлюбезная», «Вспомни, вспомни, сударушка, свою прежнюю любовь», а также песни, в которых главным героем является мужчина — «Можно ли, можно младцу в роще разгуляться», «Ваня черный, чернобровый». Важное место в репертуаре занимают песни о гибели молодца на чужбине: «Прибайкальские горы», «На степи там стоял куст ракитовый».

Протяжные песни села Большебыково имеют широкораспевную форму и составляют более трети общего репертуарного списка записанных фольклористами песен. Отличительные особенности таких песен: большие слоговые распевы, вокализированные вставки, словообрывы и допевания, многократные повторы слов и фраз. Например: «Ой да ты да взойди, ясное солнышка, е-е-ана ихаха, е-ой да, ты же да взойди е-я-о, е-е-ой да, ой да ты же да взойди… ва… ох, ва мой зе… зелёный садок».

Практически любые протяжные песни мужской коллектив мог исполнить самостоятельно, без женщин, поскольку этому способствует тип соотношения голосов в песнях местной традиции. Многоголосная фактура большебыковских песен, как и в соседних селах, представляет собой функциональное двухголосие, в котором мелодия находится в нижней голосовой партии и представлена гетерофонным пучком всех исполнительских версий, кроме верхнего голоса — подголоска. Подголосок располагается выше основной партии, строится на терцовой подводке или опевании квинтового тона лада. Особенность большебыковских протяжных песен — именно в подголоске, который здесь более мелодизирован по сравнению с распевами в других селах традиции воронежско-белгородского пограничья, где подголоски менее подвижные, практически висящие на одном звуке (квинтовом тоне) или вьющиеся вокруг него.

В селе Большебыково традиционно мужчины поют в верхнем регистре своего диапазона, а женщины — в низком и среднем регистрах, поэтому женские и мужские голоса взаимозаменяемы. Разница для слушателя заключается только в тембровой окраске и силе голосов: мужчины в высоком регистре звучат более напряженно, исполнение требует большей энергии и опоры в дыхании, зато у них получается более полетный и насыщенный звук. Таким образом, если в коллективе среди мужчин есть высокий голос, способный петь подголосок, то песня может быть исполнена и без женщин.

Плясовые песни (здесь их называют карагодные) — «У нас по мосту, мосточку», «В нас по улице, улице сильная метелица» и др. — отдельно мужским ансамблем не исполнялись, а всегда только совместно с женщинами. Карагодные песни требуют большого числа участников — это обеспечивает уверенное непрерывное звучание, необходимое для пляски пересек, так как нередко активность пения во время пляски естественным образом снижается. Пересеком здесь называют разный, как бы пересекающийся ритм, который исполнители выбивают каблуками. Поэтические тексты карагодных песен, как никакие другие, насыщены персонажами и образами воинского быта: «солдатушки», «ахвицеры полкавые», «усе ундера», «город земляной» (землянки), «барабаны» и т. п.

Завершал свое выступление мужской ансамбль обычно шуточной песней «Шавендер-навердер», по форме приближающейся к плясовым, но не предполагающей пляску. Это, пожалуй, единственная непротяжная песня в их собственном репертуаре.

В сентябре 2005 года в селе был установлен бронзовый бюст Михаилу Акимовичу Щербинину в знак благодарности за его служение делу сохранения песенной культуры села (автор — белгородский скульптор Анатолий Шишков).

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Протяжная песня «Где она живет, моя разлюбезная» в исполнении мужского вокального ансамбля с. Большебыково Красногвардейского р-на Белгородской обл.
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна