Певческое искусство некрасовской казачки Марии Матвеевны Чижиковой из поселка Кумская Долина Левокумского района Ставропольского края
Переполненная радостной энергией, улыбчивая, Мария Матвеевна всегда легка на подъем, полна яркими впечатлениями от различных граней песенного фольклора, когда та или иная песня исполняется ею совместно с другими некрасовцами. Среди них Мария Матвеевна отдает предпочтение в первую очередь А.И. Рамзаёвой с ее неразлучной подругой М.К. Елесютиковой, С.И. Милушкину, а ранее и его жене Ирине Алексеевне.
От ансамблей с участием М.М. Чижиковой, реже — в ее сольном исполнении в течение 1982–1988 годов записано около 120 некрасовских песен. В репертуаре Марии Матвеевны казачьи былины, баллады, духовные стихи, свадебные и похоронно-поминальные голошения, песни свадебные, хороводные (корагодные и крыловые), исторические, лирические протяжные, так называемые шутные песни и припевки и проч.
М.М. Чижикову отличают блистательные голосовые данные. Ее голос изумительно звонкий и яркий, звук очень сочный. Когда Мария Матвеевна поет, все ее тело слегка вибрирует, резонируя каждой клеточкой. У нее исключительно разработаны грудные и головные резонаторы. Особо следует подчеркнуть значение лицевых резонаторов, что используются ею с такой степенью эффективности и совершенства, которую не встретить более ни у одной некрасовской певицы. Ее голосовой диапазон, не считая высоких головных призвуков, немного меньше двух октав.
Характерные для пения казаков-некрасовцев вокальные особенности представлены у М.М. Чижиковой совершенно по-своему. Звук в ее пении очень концентрированный и формируется близко к зубам, что наряду с активным использованием лицевых резонаторов обеспечивает искристость и яркость голоса Марии Матвеевны.
Ей свойственна маркированная, твердая певческая атака, а возникающие при этом форшлаги, не просто жесткие и острые, но иногда резкие, колющие и разящие, зачастую пронзают звуковые массивы всего ансамбля. Сверхактивная энергия таких импульсов в процессе исполнения очевидна при их непосредственном сравнении с дальнейшим плавным перетеканием голоса во внутрислоговых распевах. Подчеркнутое маркато на слогах и вставных йотированных гласных приводит к тому, что все они представляют собой отдельные звуковые комплексы-гранулы, свойственные именно ее пению.
Выразительную самостоятельную роль в пении Марии Матвеевны имеют головные призвуки. Подчеркнуто сильные, мощные, блестящие, они составляют колоритную надстройку в звуковом пространстве, дополнительный верхний ярус над мелодией. Пение М.М. Чижовой можно условно определить как двухъярусное, с фактически одновременным включением разных вокальных регистров.
Органично представлена в ее пении ажурная мелодическая орнаментика. При большой подвижности голоса М.М. Чижиковой орнаментальный рисунок ее мелодий довольно экономен, но оснащен мелкими, узорчатыми деталями.
Певица чуть завышает тоны у верхней границы звукового пространства. Для ее мелодического рисунка характерны смелые скачковые ходы вниз — стремительные, упругие броски голоса с возвратом к прежней точке, отсутствующие в мелодике других певиц. Благодаря М.М. Чижиковой мелодический рисунок напевов, особенно малообъемных, становится более разнообразным, тем самым в совместном исполнении выявляются заложенные в песнях потенциальные свойства мелодики.
В целом манера пения Марии Матвеевны напористая, решительная, более того, ее с учетом особых вокальных приемов можно отчасти определить как мужскую. У Чижиковой чеканная артикуляция, поэтому в составе ансамблей певице нередко отводится ведущая роль, правда, как правило, лишь по поручению А.И. Рамзаёвой, признанного руководителя местных певческих собраний.
В традиционных ансамблях самого разного состава и количества участников голос М.М. Чижиковой всегда обладает темброобразующим значением. В ее пении доминирует основная певческая позиция, распространяющаяся на значительный диапазон, порой превышающий октаву. Привязка звукообразования к центральной певческой позиции, в известной мере растяжимой и универсальной, составляет примечательную особенность ее пения. Эта ключевая вокальная позиция отчасти даже вытесняет из сферы постоянного использования другие позиции, которые для других певиц были бы предпочтительными и более выигрышными при движении голоса к границам звукового диапазона. Однако в силу яркой определенности основной певческой позиции М.М. Чижиковой участникам совместного пения легко настроить свои голоса, ориентируясь именно на нее. Кто бы из некрасовцев ни исполнял песни с Марией Матвеевной, каждый чувствует себя удобно, любому нравится петь с ней.
Однако, когда с Марией Матвеевной рядом находятся наиболее сильные певицы — С.Т. Ялуплина, А.Т. Чернышева, Е.К. Гулина, — в ее вокальной технике проступают уязвимые моменты. Нередко при большом напоре воздуха она, не прикрывая звук, чрезмерно концентрирует его, берет в тиски и сдавливает голос на верхних тонах с целью позиционного выравнивания всего звукового пространства. Верхние звуки в этом случае приобретают металлический отлив, голосовой аппарат порой рискованно перенапрягается.
Вопреки часто встречающемуся мнению о тембровой однородности некрасовского ансамбля на самом деле эффект единства певческих голосов здесь основывается на смешении ярко индивидуальных тембров. У кого-то из женщин голос несколько писклявый с носовыми призвуками (к примеру, у М.А. Бабаёвой), у другой, как у А.Т. Чернышёвой, — низкий, резкий и хрипучий, третий кажется матовым (у А.И. Рамзаёвой), четвертый — глуховатым или, наоборот, пронзительным. Певцы-мужчины привносят в ансамбль густые, богатые обертонами тембры. Вместе с тем все время не хватает завершающего штриха, звучание ярких певческих голосов остается разрозненным. И только с подключением звенящего, полетного и в то же время сочного голоса М.М. Чижиковой, объединяющего неоднородные голосовые тембры, возникает общий эффект красочности, объемности и целостности звучания.
Столь нарядного перелива красок нет в отдельно взятых голосах ансамбля. Лишь с участием Марии Матвеевны пение ансамбля достигает совершенно другого звукового состояния, появляется новое качество звучания, которое не содержится ни у каждого из участников певческой группы, ни в совокупности их голосов. Так происходит знаменательное превращение разобщенных голосов в единое целое.
Чрезвычайно редкие, единичные выступления М.М. Чижиковой в составе ансамбля казаков-некрасовцев на больших концертах перед публикой относятся ко второй половине 1980-х годов. Певческий дар в годы расцвета ее сил так и остался неразгаданным ценителями и любителями фольклорных традиций из крупнейших центров нашей страны. Ее искрометное, лучезарное, наполненное ликованием пение еще ждет своего признания.