Певческое искусство некрасовской казачки Марии Матвеевны Чижиковой из поселка Кумская Долина Левокумского района Ставропольского края

Этнос: Казаки-некрасовцыКонфессия: Православие, старообрядчествоЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Казачка-некрасовка Мария Матвеевна Чижикова родилась в 1936 году в Турции, в поселке Коджагёль Балыкесирской провинции. Как и у многих односельчан-некрасовцев, ее жизненный путь делится на две части: первая половина жизни прошла в Турции, вторая связана с Россией. В 1962 году вместе с тысячью некрасовцев она прибыла в Буденовский (ныне — Левокумский) район Ставропольского края, где с мужем Петром Аверьяновичем и детьми поселилась в поселке Кумская Долина (совхоз Бургун-Маджарский) и практически безвыездно здесь и проживает.

Переполненная радостной энергией, улыбчивая, Мария Матвеевна всегда легка на подъем, полна яркими впечатлениями от различных граней песенного фольклора, когда та или иная песня исполняется ею совместно с другими некрасовцами. Среди них Мария Матвеевна отдает предпочтение в первую очередь А.И. Рамзаёвой с ее неразлучной подругой М.К. Елесютиковой, С.И. Милушкину, а ранее и его жене Ирине Алексеевне.

От ансамблей с участием М.М. Чижиковой, реже — в ее сольном исполнении в течение 1982–1988 годов записано около 120 некрасовских песен. В репертуаре Марии Матвеевны казачьи былины, баллады, духовные стихи, свадебные и похоронно-поминальные голошения, песни свадебные, хороводные (корагодные и крыловые), исторические, лирические протяжные, так называемые шутные песни и припевки и проч.

М.М. Чижикову отличают блистательные голосовые данные. Ее голос изумительно звонкий и яркий, звук очень сочный. Когда Мария Матвеевна поет, все ее тело слегка вибрирует, резонируя каждой клеточкой. У нее исключительно разработаны грудные и головные резонаторы. Особо следует подчеркнуть значение лицевых резонаторов, что используются ею с такой степенью эффективности и совершенства, которую не встретить более ни у одной некрасовской певицы. Ее голосовой диапазон, не считая высоких головных призвуков, немного меньше двух октав.

Характерные для пения казаков-некрасовцев вокальные особенности представлены у М.М. Чижиковой совершенно по-своему. Звук в ее пении очень концентрированный и формируется близко к зубам, что наряду с активным использованием лицевых резонаторов обеспечивает искристость и яркость голоса Марии Матвеевны.

Ей свойственна маркированная, твердая певческая атака, а возникающие при этом форшлаги, не просто жесткие и острые, но иногда резкие, колющие и разящие, зачастую пронзают звуковые массивы всего ансамбля. Сверхактивная энергия таких импульсов в процессе исполнения очевидна при их непосредственном сравнении с дальнейшим плавным перетеканием голоса во внутрислоговых распевах. Подчеркнутое маркато на слогах и вставных йотированных гласных приводит к тому, что все они представляют собой отдельные звуковые комплексы-гранулы, свойственные именно ее пению.

Выразительную самостоятельную роль в пении Марии Матвеевны имеют головные призвуки. Подчеркнуто сильные, мощные, блестящие, они составляют колоритную надстройку в звуковом пространстве, дополнительный верхний ярус над мелодией. Пение М.М. Чижовой можно условно определить как двухъярусное, с фактически одновременным включением разных вокальных регистров.

Органично представлена в ее пении ажурная мелодическая орнаментика. При большой подвижности голоса М.М. Чижиковой орнаментальный рисунок ее мелодий довольно экономен, но оснащен мелкими, узорчатыми деталями.

Певица чуть завышает тоны у верхней границы звукового пространства. Для ее мелодического рисунка характерны смелые скачковые ходы вниз — стремительные, упругие броски голоса с возвратом к прежней точке, отсутствующие в мелодике других певиц. Благодаря М.М. Чижиковой мелодический рисунок напевов, особенно малообъемных, становится более разнообразным, тем самым в совместном исполнении выявляются заложенные в песнях потенциальные свойства мелодики.

В целом манера пения Марии Матвеевны напористая, решительная, более того, ее с учетом особых вокальных приемов можно отчасти определить как мужскую. У Чижиковой чеканная артикуляция, поэтому в составе ансамблей певице нередко отводится ведущая роль, правда, как правило, лишь по поручению А.И. Рамзаёвой, признанного руководителя местных певческих собраний.

В традиционных ансамблях самого разного состава и количества участников голос М.М. Чижиковой всегда обладает темброобразующим значением. В ее пении доминирует основная певческая позиция, распространяющаяся на значительный диапазон, порой превышающий октаву. Привязка звукообразования к центральной певческой позиции, в известной мере растяжимой и универсальной, составляет примечательную особенность ее пения. Эта ключевая вокальная позиция отчасти даже вытесняет из сферы постоянного использования другие позиции, которые для других певиц были бы предпочтительными и более выигрышными при движении голоса к границам звукового диапазона. Однако в силу яркой определенности основной певческой позиции М.М. Чижиковой участникам совместного пения легко настроить свои голоса, ориентируясь именно на нее. Кто бы из некрасовцев ни исполнял песни с Марией Матвеевной, каждый чувствует себя удобно, любому нравится петь с ней.

Однако, когда с Марией Матвеевной рядом находятся наиболее сильные певицы — С.Т. Ялуплина, А.Т. Чернышева, Е.К. Гулина, — в ее вокальной технике проступают уязвимые моменты. Нередко при большом напоре воздуха она, не прикрывая звук, чрезмерно концентрирует его, берет в тиски и сдавливает голос на верхних тонах с целью позиционного выравнивания всего звукового пространства. Верхние звуки в этом случае приобретают металлический отлив, голосовой аппарат порой рискованно перенапрягается.

Вопреки часто встречающемуся мнению о тембровой однородности некрасовского ансамбля на самом деле эффект единства певческих голосов здесь основывается на смешении ярко индивидуальных тембров. У кого-то из женщин голос несколько писклявый с носовыми призвуками (к примеру, у М.А. Бабаёвой), у другой, как у А.Т. Чернышёвой, — низкий, резкий и хрипучий, третий кажется матовым (у А.И. Рамзаёвой), четвертый — глуховатым или, наоборот, пронзительным. Певцы-мужчины привносят в ансамбль густые, богатые обертонами тембры. Вместе с тем все время не хватает завершающего штриха, звучание ярких певческих голосов остается разрозненным. И только с подключением звенящего, полетного и в то же время сочного голоса М.М. Чижиковой, объединяющего неоднородные голосовые тембры, возникает общий эффект красочности, объемности и целостности звучания.

Столь нарядного перелива красок нет в отдельно взятых голосах ансамбля. Лишь с участием Марии Матвеевны пение ансамбля достигает совершенно другого звукового состояния, появляется новое качество звучания, которое не содержится ни у каждого из участников певческой группы, ни в совокупности их голосов. Так происходит знаменательное превращение разобщенных голосов в единое целое.

Чрезвычайно редкие, единичные выступления М.М. Чижиковой в составе ансамбля казаков-некрасовцев на больших концертах перед публикой относятся ко второй половине 1980-х годов. Певческий дар в годы расцвета ее сил так и остался неразгаданным ценителями и любителями фольклорных традиций из крупнейших центров нашей страны. Ее искрометное, лучезарное, наполненное ликованием пение еще ждет своего признания.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Свадебное голошение невестиной сестры «Э сястрица моя» в исполнении М.М. Чижиковой из п. Кумская Долина Левокумского р-на Ставропольского края.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна