Традиционные технологии каменщиков Селивановского района Владимирской области
На могиле неизвестного в Спас-Железино сохранившийся каменный крест отличается довольно крупным размером. В другом памятнике, на кладбище в селе Тучково, крест гораздо меньшего размера, но отличается большим мастерством в обработке самого материала. Данный памятник хорошо сохранился в целом и может служить образцом надгробий такого типа. Поставлен он был на могиле одного из почетных граждан этого села, владельца местной писчебумажной фабрики, надворного советника Григория Ивановича Способина, скончавшегося в апреле 1886 года, о чем сообщает надпись на постаменте.
Самый ранний памятник из известняка, выполненный местными мастерами, датируется, скорее всего, концом XVIII или самым началом XIX века. Он находится на кладбище в урочище Спас-Железино и, видимо, поставлен на могиле человека довольно высокого ранга. На то, что памятник относится именно к раннему времени, указывает пирамидальная форма самого известнякового надгробия с рельефным крестом у вершины и богатое барочное скульптурное оформление в виде гирлянд и картуша, в котором некогда находилась икона. Доска с надписью снята и утрачена, поэтому восстановить имя и положение умершего теперь нет возможности. Вероятно, эта плита, довольно крупная по своему размеру, воспроизводила и герб семейства, а не только имя и сан покойного.
Редкой разновидностью каменных надгробий является памятник из неполированного серого гранита в форме саркофага, который находится на одном из центральных участков того же кладбища в селе Тучково, у храма Владимирской Божьей Матери. Надпись на памятнике в целом плохо читается, ясно только, что на одной из его продольных сторон начертано имя умершего — Иван Васильевич Матвеев (скончался в 1858 году), а на другой — имя его умершей супруги, Наталии Алексеевны Матвеевой (скончалась в 1853 году). Саркофаг имеет строгую геометрически правильную форму и выполнен довольно тщательно, особенно его четко профилированная крышка.
В других районах Владимирской губернии каменные саркофаги на ранних захоронениях, относящихся к концу XVIII — началу XIX века, встречаются довольно часто (например, на кладбищах Судогодского и Гороховецкого районов), но они в основном изготовлены из известняка. Вряд ли селивановский памятник был заказным и привезенным откуда-то в готовом виде. Скорее всего, обрабатывали камень и делали на нем надписи местные мастера.
Прежде почетных граждан, старейших жителей села или священнослужителей хоронили на кладбище рядом с храмом. Еще и теперь в селивановских селах можно найти такие особые могилы, хотя действующее кладбище нередко находится в другом месте. Рядом со Спасским храмом (1777) в селе Никулино сохранилась, например, могила одного из представителей семьи графов Воронцовых, владевших этими землями еще с XVIII века. Последний из рода Воронцовых, почетный гражданин Степан Васильевич Воронцов, умерший за год до Октябрьской революции, в 1916 году, покоится здесь под строгим гранитным надгробием. Изначально оно, видимо, завершалось чугунным или кованым крестом, который ныне утрачен. Не сохранилась и икона, укрепленная над надписью «Господи, да будет воля Твоя». Она размещалась под аркой романского типа на мощных выступающих колонках, характерной частью памятников начала XX века. На обеих боковых сторонах памятника, в верхней части каменного блока остались овальные углубления с отверстиями для крепления рельефных медальонов и надпись «Мир праху твоему». Имя умершего и дата смерти начертаны на основании, в нижней части надгробия.
Прежде каменный памятник умершему могла позволить себе не всякая, а довольно зажиточная семья. В наше время такую возможность имеют многие. Строгой традиции в оформлении надгробий не существует, поэтому вариантов решения оказывается множество. Широко распространены стелы из черного полированного лабрадорита с гравированными фотографиями умерших и дополнительными изображениями, чаще всего культового характера. Набор последних примерно одинаков: крест и храм, крест и плакучая береза, крест и цветы. На оборотной стороне плиты нередко помещаются изображение Богородицы или лик Христа. В прежние времена это не поощрялось, однако теперь свободно разрешается. При этом чувство меры у заказчиков зачатую отсутствует.
Современные каменотесы, работая по заказу, не только создают новые надгробные плиты, но и переделывают старые, то есть изготавливают памятники вторичного использования. Следуя требованиям заказчиков, мастера иногда выполняют работы, противоречащие и здравому смыслу, и хорошему вкусу. Их невольно привлекает высокое качество материалов, из которых изготовлены надгробия на безымянных могилах. Однако такие переделки чаще всего дают малоинтересные результаты: нарушается стилистика прежнего памятника, нет необходимого ощущения специфики материала. Поэтому старые белокаменные или мраморные плиты могут покрываться так называемой «серебрянкой» или масляной краской.