Искусство мастеров-резчиков Платоновых из деревни Надеждино Селивановского района Владимирской области
Резьба в интерьере дома Платоновых и его наружном оформлении дополняется рельефным украшением забора усадьбы, на котором со стороны улицы укреплены крупные фигуры львов. Они были созданы Платоновым-старшим в технике корабельной резьбы и символизируют защитников, стражей этого дома. Даже при первом взгляде на эти эффектные изображения, выделенные еще и красной раскраской, без труда угадываются их истоки. Это и часто встречающиеся изображения львов в знаменитых гороховецких фризах, и еще более древние фигуры львов в белокаменной резьбе владимиро-суздальских соборов. Удивительно, что эти образы не только актуальны до сих пор, но и традиционны по своему воплощению.
В усадьбе Платоновых интересна даже хозяйственная постройка, созданная отцом вместе с сыном, но оформленная в основном Платоновым-старшим. По своему типу она характерна для этих мест. Современные хозяйственные постройки, как правило, двухэтажные деревянные на каменном фундаменте. Обычно они включают гараж или баню, помещенные на первом этаже, и жилые комнаты с мастерской — на втором. Общий вид таких построек напоминает дом, иногда с террасой или открытым крыльцом. В данном случае представлен именно такой вариант. Хозяйственная постройка богато оформлена Платоновыми пропильной резьбой. Она использована в обрамлении двух больших сдвоенных окон во втором этаже, в узорчатых подзорах по краю кровли и между этажами, в оформлении открытой террасы тонкими колонками-балясинами. Завершает двухскатную кровлю этой постройки, вместо обычного конька, крупная фигура совы. Она выполнена в высоком рельефе и напоминает львов на ограде усадьбы Платоновых. Индивидуальный почерк Платонова-отца, что очевидно, проявляется в пристрастии к крупным скульптурным формам.
С.В. Платонов увлекается другим видом резьбы — глухой рельефной, так называемой корабельной резьбой, навыки которой он получил от отца и в художественном училище во Владимире. Этот вид резьбы, как известно, был широко распространен в Гороховецком и Муромском районах, в последнем преимущественно как раз при оформлении мебели. Не удивительно, что и селивановские мастера используют эту традицию. Молодой мастер любит сложные растительные орнаментальные построения, хорошо владеет рисунком и чувствует форму, работает свободно и легко. Он пользуется мягкими породами дерева, но по выразительности фактуры они напоминают у него более твердые и дорогие породы. Красива его резьба во фронтонном завершении межкомнатной двери, в оформлении столешницы и ножек большого журнального столика, в накладных пластинах, украшающих подлокотники большого кресла. Особенно тонкой и выразительной в орнаментах выглядит его резьба в декоративных композициях на крышках шкатулок, сделанных по типу произведений XVII века.
Младший Платонов, хорошо владеющий и пропильной резьбой, делает в этой технике резные ажурные накладки с растительными мотивами, однако главным его увлечением с юных лет остается именно рельефная резьба. Такая виртуозная тонкая рельефная резьба особенно ценится в наше время, тем более что она используется в оформлении мебели, предметов домашнего интерьера и отдельных предметов. Ведь в последние годы мебели, изготовленной местными мастерами, отдается предпочтение перед фабричной. Изделия местных умельцев, использующих настоящее, хорошее дерево, отличаются большей прочностью и красотой оформления.
Династия мастеров Платоновых может быть примером для современных резчиков по дереву. Их роль в жизни современного общества становится все более заметной. Ведь именно люди, живущие в русских провинциальных городах, сохраняют традиционную народную культуру. Они являются не только носителями традиции, ее хранителями и преемниками, но и популяризаторами традиционного народного ремесла.