Певческая традиция села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области
Село Афанасьевка находится в окружении других поющих сел — Иловка, Глуховка, Подсереднее, Казацкое. Традицию этих сел называют усёрдской (по названию некогда существовавшего города-крепости на Белгородской черте).
Исполнительский стиль села Афанасьевка относится к южнорусской песенной традиции и входит в ядро локального стиля воронежско-белгородского пограничья, в котором исключительно ярко представлены такие черты, как красочное многоголосие, открытая подача звука с насыщенной вибрацией, богатство тембральных красок, высокий уровень исполнительской импровизации и вокального мастерства, звучание мужских голосов в высоком регистре, а женских — преимущественно в среднем и низком регистрах. Характерной чертой местной исполнительской традиции является также энергичная пляска-пересек под карагодные песни.
Организовал коллектив в 1938 году местный житель Ефим Тарасович Сапелкин (1917–2002), ветеринар по образованию. После успешного выступления на смотре художественной самодеятельности в Воронеже он с воодушевлением стал собирать единомышленников, чтобы исполнять с ними старинные песни. В селе всегда существовала высокая культура общинного и семейного пения: с самого детства пели на праздницах — так называют в Афанасьевке престольный праздник в день Василия Великого (14 января) и День села, отмечаемый 16 сентября, — а также на свадьбах и гуляньях.
До войны 1941–1945 годов ещё было принято в повседневной жизни носить традиционные костюмы, особенно в праздничные дни: женщины надевали поневы (домотканые юбки в клетку) с вышивкой ковровым настилом по подолу и полотнищам, белые конопляные рубахи, расшитые черными геометрическими орнаментами счетной гладью, завески (передники), подпояски (кушаки). Особую торжественность женскому костюму придавали головные уборы сороки и нагрудные украшения грибатки, вышитые золотой нитью. Девушки носили черные сарафаны трапециевидного кроя. Собирались уличными артелями к так называемому пятачку. Пока шли — стягивали протяжные песни, а когда играли плясовые, то били пересек — выбивали ногами два или три разных ритма.
Ансамбль бережно сохраняет песенный фольклор своего села во всем жанровом многообразии. Центральное место в системе жанров занимают протяжные песни. Многие из них стали известны всему миру: «Мне не спится только ночкой», «Сколько я не думала», «Где ты был, шельма, пребывал», «Ох, не кукуй в саду, кукушечка» и др. Некоторые протяжные имеют сезонную прикрепленность: например, «Ночь темная» — масленичная, «Как у наших у балках хорошо там было» — весенняя, троицкая. Эти песни в селе отличаются широкораспевной формой с обилием вокализированных вставок, словообрывов и допеваний, большим числом внутрислоговых распевов. Другая отличительная особенность протяжных — специфическое многоголосие, в котором мелодия представлена пучком средних голосов, самостоятельный подголосок вьется преимущественно вокруг квинтового тона, а благодаря голосу, который достраивается снизу, нередко образуется движение параллельными трезвучиями.
Другой популярный жанр — хороводно-плясовые песни, которые здесь называют карагодными. Среди них особую известность приобрели песни «Уж ты, Порушка, Параня», «Гуляю, гуляю я до полночи», «Не будите меня, молоду, утром рано на заре», «Да в нас вы лугу». Их напевы основаны на быстром чередовании двух созвучий (чаще всего — трезвучий). Отличительная особенность карагодных песен — их исполнение с пересеком. В результате всевозможных ритмических вариаций, выбиваемых ногами, рождается своеобразный аккомпанемент, сопровождающий и дополняющий музыкальную ткань плясовой песни.
Календарные песни — наименее сохранившийся пласт фольклора в репертуаре ансамбля. Сохранились только зимние поздравительные песни «Ой, каледа! С-под лесом, лесом», «Евсень коляду побил на лёду».
Свадебный фольклор представлен величальными, корильными, прощальными песнями невесты, причитаниями. Большинство песен свадебного цикла не имеет точечной приуроченности в обряде, лишь некоторые сопровождают конкретные обрядовые эпизоды, например повивание невесты: «Затрубили трубушки», «Ой, на хате зелье». Величальные предназначались молодым («Плавала гаголушка по Дону»), супружеской паре («Два голубя, два сизеньких над водой гуркуют»), хозяевам («У утушки, у серенькой, короткие ножки»). В целом свадебный репертуар в настоящее время уходит из бытования в силу того, что сам старинный обряд утратил свою актуальность.
Сохраняется в селе фольклор для детей — потешки и пестушки («Кочерёжка-дуда», «Тень, тень, патетень», «Иванушка-рачек»), колыбельные.
Музыкально-фольклорная традиция села Афанасьевка привлекала внимание многих исследователей. Одними из первых собирателей в селе, открывших эту уникальную песенную культуру в 1958 году, стали участники экспедиции Московской консерватории профессор А.В. Руднева и её студент В.М. Щуров (ныне профессор консерватории). В дальнейшем он стал не только исследователем этой певческой культуры, но и истинным пропагандистом и просветителем: многие годы творчески поддерживал коллектив, способствовал сохранению традиции, издавал исследовательские труды, нотные сборники (в том числе расшифровки многомикрофонных записей), пластинки и диски. Ансамбль стал постоянным участником фольклорно-этнографических концертов в Москве, организованных Фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР. Над изучением традиции в разные годы также работали известные фольклористы Д.В. Покровский, В.Н. Никитина, И.И. Веретенников, Г.Я. Сысоева и др.
Исполнительское искусство народных певцов из Афанасьевки отличается особенным вокальным мастерством, спетостью, чувством ансамбля, высоким уровнем импровизации, что присуще ансамблям закрытого типа. Наиболее ярко это проявилось в коллективе старшего поколения, руководимого Е.Т. Сапелкиным, куда входили Иван Тарасович Сапелкин (1921), Анастасия Никифоровна Ходыкина (1925), Анна Федотовна Веникова (1927), Ксения Федотовна Костенникова (1925), Дарья Фоминична Валуйских (1925), Татьяна Давыдовна Флигинских (1931), Наталья Давыдовна Чертова (1927). Каждый исполнитель выполнял свою функцию в ансамбле, причем легко переключался на другую роль, если состав певцов менялся. Слушая песни старшего поколения афанасьевских исполнителей, поражаешься их певческой одаренности, красоте тембральных красок, которые особенно ярко высвечиваются при многоголосном исполнении, филигранности и искусности импровизации, чувству меры в использовании вокально-технических средств выразительности (киксов, глиссандирования, озвученных сбросов, исполнения дифтонгов, огласовок и др.).
Фольклорный ансамбль села Афанасьевка отмечен рядом наград, среди них почетное звание «Народный ансамбль» (1969), звания лауреатов многочисленных всероссийских смотров и конкурсов. Руководитель ансамбля Е.Т. Сапелкин — заслуженный работник культуры РФ (1993). Его вклад в культуру был оценен земляками по достоинству: на родине в с. Афанасьевка у Дома культуры Е.Т. Сапелкину установлен памятник (2010).
Феномен известности афанасьевского фольклорного ансамбля объясняется многими факторами: выдающейся личностью самого Е.Т. Сапелкина; использованием всех форм реализации фольклорной традиции — от бытовых до сценических, что позволяло коллективу быть всегда на виду; постоянным интересом со стороны исследователей, которые приглашали коллектив для участия в различных творческих программах.
В начале 1970-х годов афанасьевский коллектив, работая с Д.В. Покровским, стал эталоном для возникшего мощного фольклорного движения в России. Современное поколение как бы заново услышало песни глубинки.
Афанасьевцы принимали участие в съемках документальных и научно-популярных фильмов («Звонкие голоса», «Песни над Тихой сосной», «Зимние песни белгородских степей», «Россия. Спрятаная память» (США) и др.), которые спустя годы становятся все более востребованными. Песни села Афанасьевка исполняются фольклорными коллективами страны, включены в учебные программы музыкальных училищ и ВУЗов.
И сегодня коллектив, состоящий из уроженцев села, живет насыщенной творческой жизнью. Руководит им Федор Григорьевич Чертов (1970 г. р.), с детства учившийся у Ефима Тарасовича и односельчан стягивать и играть старинные песни. Сохраняются те устои, которые были заложены старшим поколением певцов: отмечаются праздницы, в школе и клубе существуют детские фольклорные ансамбли. Новый ансамбль — лауреат международных и всероссийских фольклорных фестивалей, активный участник многочисленных форумов и программ, направленных на сохранение традиционной культуры.
Два брата — Федор и Василий Чертовы — составляют основу мужского состава коллектива, как ранее Ефим и Иван Сапелкины. Федор запевает все песни из репертуара, и в его голосе слышны интонации Ефима Тарасовича. Верхние вокальные партии ведут Мария Васильевна Есакова и Наталья Ивановна Рощупкина. Евдокия Ефимовна Рощупкина и Федосья Николаевна Нечаева — поют основной голос. Нина Филипповна Карташова связывает верхние и нижние голоса напева и является заводилой пересека.
К сожалению, в звучании современного коллектива произошли изменения, вызванные влиянием массовой и эстрадной культуры. Ладовая основа песен сильно трансформировалась: многие напевы, звучавшие ранее в ангемитонных звукорядах, в исполнении современного ансамбля звучат в диатоническом ладу. Упрощение коснулось и многоголосия: сократился набор специфических вокальных приемов, мышление исполнителей становится более гармоническим. Но, несмотря на процессы обновления как в исполнительском составе, так и в жанровой системе, остаются те черты, благодаря которым мы узнаем песни села Афанасьевка. В памяти коллектива еще живы интонации предшественников, исполнители четко знают и понимают, как было раньше и к чему надо стремиться.